Документация, планы, ФГОС ДО (Музыка) - Форум
Образовательный портал
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
Страница 1 из 991239899»
Форум » Музыкальному руководителю детского сада » Методическая копилка » Документация, планы, ФГОС ДО (Музыка)
Документация, планы, ФГОС ДО (Музыка)
Оксана_АнатольевнаДата: Четверг, 19.01.2012, 21:01 | Сообщение # 1
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
В помощь музыкальному руководителю детского сада. Планирование музыкальной деятельности, документация музыкального руководителя, ФГОС в детском саду.
 
Оксана_АнатольевнаДата: Пятница, 20.01.2012, 21:07 | Сообщение # 2
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
Диагностическое обследование музыкальной деятельности дошкольников (развитие восприятия музыки) по экспресс-методу Сафоновой (методика, таблицы, диаграммы)

Доступно только для пользователей
 
Оксана_АнатольевнаДата: Пятница, 20.01.2012, 21:49 | Сообщение # 3
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
Немного материала по ФГТ

скачать: Доступно только для пользователей
 
Оксана_АнатольевнаДата: Воскресенье, 22.01.2012, 18:50 | Сообщение # 4
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
Образец анализа аттестационного занятия. Делала по алгоритму Барсуковой к собственному аттестационному занятию. Сейчас у нас в регионе требования к аттестации поменялись, но кому - нибудь может пригодится, как основа.

скачать: Доступно только для пользователей
 
svetik46Дата: Четверг, 02.02.2012, 14:20 | Сообщение # 5
интересующийся
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Статус: Offline
здравствуйте!!! только зарегистрировалась на сайте. хочу внести свою лепту, показать, как я пишу перспективу. Выкладываю среднюю группу на январь Доступно только для пользователей
 
Оксана_АнатольевнаДата: Вторник, 14.02.2012, 15:01 | Сообщение # 6
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СЦЕНАРИЯ ПРАЗДНИКА
Написать хороший сценарий детского утренника или развлечения можно, ответив на следующие вопросы:
1. Что такое праздничный утренник в детском саду?
Праздник является особой формой организации детской художественной деятельности в дошкольных учреждениях, которая приобщает детей к явлениям социальной жизни, соединяя при этом различные виды искусства в целях наиболее эмоционального воздействия и эффективного решения ряда воспитательных задач. При этом праздник является своеобразным итогом определенного периода общевоспитательной работы с детьми.
2. Какие праздники отмечают в детском саду?
В детском саду отмечают следующие праздники:
– День Независимости.
– Новый Год.
– День Защитника Родины.
– Восьмое марта.
– День Победы.
– Выпуск в школу.
– День Защиты Детей.
3. Чем отличается праздник от развлечения?
– Наличием социально-воспитательной задачи.
– Наличием торжественной части.
– Насыщенностью.
– Продолжительностью (20-30-40-50-60 минут), в отдельных случаях до 90 минут.
4. Какие воспитательные задачи решаются на утренниках?
– Приобщение к международным и национальным традициям («Новый год», «Восьмое марта»).
– Воспитание чувства патриотизма («День Независимости», «День защитника Родины»).
– Воспитание чувства уважения к подвигу солдата («День победы», «День защитника Родины»).
5. Какие виды деятельности присутствуют на празднике?
– Художественное слово.
– Песни (3, 4 – в младших группах, 4–6 – в старших).
– Танцы.
– Хороводы.
– Игры, игры-аттракционы, игра на детских музыкальных инструментах.
– Сценки, инсценировки, драматизации.
6. Структура праздника.
– Торжественная часть (5–7 мин) включает построение, перестроение, перекличку, 2–3 песни.
– Основная часть включает сюжетную линию праздника, различные выступления детей и персонажей.
– Заключительная часть вновь сосредотачивается на основной идее праздника, может включать четверостишия и песню, посвященные главной тематике утренника.
7. Варианты проведения составных частей праздников.
– Концерт.
– КВН.
– Комплексное занятие.
– Инсценировка сказки, сюжета.
– Музыкально-спортивный праздник.
– Нетрадиционная форма.
8. Какова тематическая направленность праздника и с чем она связана?
– Основная связана с явлениями социальной действительности, т. е. с самим праздником.
– Вспомогательная связана со временем года.
– Дополнительная с задачами, которые вы перед собой ставите; например, экологическая, математическая, спортивная или другая тематика.
9. С чего начинается работа над сценарием праздничного утренника?
– Определение тематической направленности праздника.
– Выбор подходящего к ней варианта проведения.
– Выбор сюжетной линии праздника, а затем подбор соответствующего ей репертуара.
– Выбор репертуара и подбор к нему сюжетной линии или формы проведения праздника.
10. Основные принципы построения сценария утренника.
– Наличие сюжетной линии от начала и до конца утренника.
– Чередование возрастных групп.
– Чередование видов деятельности.
– Чередование активной и пассивной деятельностей детей.
11. Виды активной и пассивной деятельности детей.
– Активная: танец, хоровод, игра, пение.
– Пассивная: чтение стихов, отгадывание загадок и т.д.
12. Чем обусловлена очередность репертуарных номеров по ходу праздника?
– Сюжетом.
– Принципами чередования возрастных групп, а также видов деятельности детей.
– Необходимостью детей-артистов, исполняющих несколько ролей или танцев в разных костюмах, сменить костюмы.
13. Как целесообразно использовать взрослых персонажей на празднике?
Эпизодически, можно неоднократно, желательно не более 2–3 героев одномоментно (включая ведущего).
14. Как активизировать родителей по ходу праздника?
– Задавать вопросы по ходу сюжета праздника.
– Просить помочь детям при решении задач или разгадывании загадок, при подведении итогов.
– Приглашать принять участие в виде основных участников игры со взрослыми, если это, к примеру, утренник «Угадай мелодию» и т. п.
– Проводить лотереи для взрослых.
– Проводить игры-аттракционы или игры-забавы совместно со взрослыми, например, «Кто быстрее выпьет сок» и т. п.
Ответив на все поставленные выше вопросы и решив все задачи в соответствии друг с другом, музыкальный руководитель выполнит всю предварительную работу над сценарием, после чего может приступать к его написанию.
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 16:08 | Сообщение # 7
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2266
Статус: Offline
Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры".Авторы: О.Л.Князева, М.Д.Маханева
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Ц е л ь: Развивать творчество и фантазию детей посредством музыки, театрализации и фольклора.
З а д а ч и:
1. Создавать условия для развития у детей музыкальных способностей:
а) развитие у детей музыкального слуха: звуковысотный, ритмический, тембровый и т. д;
б) развитие у детей певческих навыков, используя русские народные попевки, частушки, колядки, знакомя детей с произведениями народной музыки и песенного фольклора;
в) способствовать овладению детьми элементарной игрой на детских музыкальных инструментах: бубен, погремушка, ложки, треугольник, коробочки и др.;
г) развивать у детей музыкально-ритмические движения в соответствии с характером музыки.
2. Создать условия для развития творческой активности детей в музыкальной и театрализованной деятельности.
а) поощрять импровизацию в танцах, в пении, игре на музыкальных инструментах (побуждать детей передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей русских народных сказок, свои эмоциональные переживания и настроения);
б) создать условия для развития музыкального творчества детей на основе синтеза искусств, используя сочетания различных видов деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, игр-драматизаций;
в) поощрять исполнительское творчество детей;
г) развивать у детей способность, в соответствии с их индивидуальными особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед зрителями;
д) побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей различных персонажей, своих эмоциональных переживаний);
е) учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей, передаваемые различными средствами драматизации (радость, горе, гнев, удивление и пр.);
ж) создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

В архиве планирование по группам
Доступно только для пользователей
 
Оксана_АнатольевнаДата: Вторник, 14.02.2012, 17:54 | Сообщение # 8
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
1. Дом, семья. Построить дом для кукол, мишки, слона, зайца. Покормить.
2. Игра в песочнице (использовать средства труда, игрушечные машины и т. д.).
3. Школа.
4. Детский сад.
5. На улице. В парке.
6. «К нам гости пришли» (правила поведения за столом).
7. Милиция (с правилами дорожного движения). Использовать погоны. Пост ГАИ. Бюро находок (дама с собачкой). Дежурный с повязками. Телефон.
8. Поездка в деревню. Деревенские вечера. В поле, перевоз овощей. Экскурсия на птицеферму.
9. Экскурсия или путешествие по городу. Построить машину, автобус.
10. В гостях у бабушки.
11. Скорая помощь, больница, аптека, санаторий.
12. Отправляем почту мамам. Почта (телеграммы, письма, газеты, открытки, штампы). Шофер везет почту. Почтальон, сортировщица, телеграфист, оператор по приему посылок. Начальник почты.
13. На корабле (использовать руль, морские флажки, бескозырки моряков, погоны, моряки на учении и на отдыхе). Игры «Море волнуется раз», «Акула», «Смелый», обед – кок. Шторм, рация, спасательный круг, якорь, лодка).
14. В поездке.
15. В самолете (аэропорт) – самолет совершает посадку, открыта авиалиния, рейс № 0001 на Северный полюс.
16. На вокзале (путешествие на поезде, начальник вокзала, машинисты, кассиры, станция семафор, туннель, строить домик для стрелочника).
17. Человек поднялся в небо.
18. Русские народные сказки с музыкальным оформлением.
19. Библиотека (библиотекарь, книги, герои сказок, «Наша книга детская...», журналы, читатель, мастерская книг – подклеить, беречь книги).
20. Магазин.
21. Путешествие на Север. (Компас указывает на четыре части света. Север, где всегда зима. К оленеводам. «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним». К оленеводам, танец с рогами.) Мы едем на юг (грузины). На восток – письмо. На запад – фотографии, игрушки, пришел почтальон, игры.
22. Развлечение «Мы на празднике своем потанцуем и споем». Телевизор. Диктор.
23. Ателье «Малышок» (модели одежды, лекала, ножницы, заказ, примерка, выставка моделей, художник-закройщик, швея, о правилах культуры общения.
24. Парикмахерская.
25. Прачечная.
26. Фотография. «Ты сними, сними меня, фотограф».
27. Цирк.
28. Театр.
29. О профессиях – «Кем быть?»
Дом быта – платье для мамы (добрые, волшебные слова для мамы, составить букет для мамы с карточками полевых и садовых цветов).
30. Волшебный сад.
Использовать для разных групп хороводы, которые дети определят по картинке-карточке (береза, калина, летние цветы и т. д.).
 
Оксана_АнатольевнаДата: Вторник, 14.02.2012, 18:16 | Сообщение # 9
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЙ ПРАЗДНИК «МАСЛЕНИЦА»
(Рекомендации при подготовке и проведении)
Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
За две недели до проведения праздника Масленица нужно составить сценарий. Желательно охватить 5 дней (с понедельника по пятницу). Все этапы проведения праздника Масленица отображены в таблице.


План мероприятий
Интегрированный процесс заключается в следующем: на музыкальных занятиях с детьми разучивается музыкальный репертуар, на физкультурных занятиях знакомят с русскими народными играми, на познавательных занятиях разучивают устный фольклорный материал и готовят драматизацию «Ряженые с чучелом Масленицы» на занятиях по театрализации. На музыкальных занятиях музыкальный руководитель, прежде всего, рассказывает детям о том, к какому празднику они начнут подготовку, что это за праздник, какие обычаи, обряды и традиции с ним связаны. По плану с детьми разучиваются календарные масленичные песни «Наша Масленица», «Прощай, Масленица», попевку «Гори, гори ясно» и р.н.п. «Блины».
Русские народные песни воспевают трудовые подвиги народа, красоту природы. В них сконцентрирована человеческая мудрость. Поэтому песня имеет ярко выраженный воспитательный характер. Разучивание с детьми русских народных песен способствует эстетическому воздействию, т.е. дошкольники учатся слышать незамысловатые народные мелодии и гармонические обороты. Содержание народных песен оказывает влияние на воспитание нравственных чувств, представлений. В песнях раскрывается красота души русского народа, воспевается любовь к природе. В то же время прослеживается еще одна функция песни – это коллективное воспитательное воздействие при исполнении, оптимизм и другие настроения, в зависимости от назначения песни.
Итак, разучивая с детьми русские народные песни, посвященные народному празднику Масленица, взрослый не только может дать определенный объем знаний о мире, природе, но и способствовать воспитательному воздействию на становление взаимоотношений детей и их отношений со взрослыми, учит детей доброте и проявлению любви к ближнему.
На каждом празднике дети играют в русские народные игры. Вот и к этому празднику на прогулках, на физкультурных занятиях взрослые разучивают с детьми народные игры. Считалки, предшествующие игре, способствуют проявлению у детей организованности (т. е. дети учатся спокойно выслушивать взрослого до конца, без споров и по справедливости выбрать того, кто будет водить в игре). На подготовительном этапе с детьми разучили русские народные игры «Горшки», «Пустое место», «Слепой козел».
На занятиях по театрализации дошкольники разучивают сценку прихода ряженых. Каждый из детей может участвовать в ней, выбрав по душе роль одного из персонажей этой сценки, а может быть просто зрителем. Актерские способности присущи всем детям.
Кульминацией всей масленичной недели станет общий праздник для детей средних, старших и подготовительных групп детского сада.
При подготовке и проведении праздников воспитателям необходимо обращать внимание и взаимодействию с родителями. С этой целью в родительском уголке разместить консультации «Домашние праздники», в которых описать значение, содержание и проведение того или иного народного праздника в кругу семьи.
Кроме консультаций «Домашние праздники» в родительском уголке воспитатель может поместить информацию о влиянии русской народной песни на нравственно-эстетическое воспитание детей, о месте народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Прикрепления: 4937039.jpg(69Kb)
 
Оксана_АнатольевнаДата: Вторник, 14.02.2012, 18:35 | Сообщение # 10
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА
Моделирование темпа
– Речевое – декламация всех текстов в различных темпах, от очень медленного до очень быстрого.
– Двигательное – исполнение любого движения медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и замедляя.
– Графическое – частота символов (пульса) обозначает скорость движения:
Быстро:
! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !
Умеренно:
! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !
Медленно:
! ! ! ! ! !
Замедляя:
! ! ! ! ! ! !
Все те же способы нужно использовать, превращая упражнения в игру, при моделировании метра, ритма, звуковысотных отношений, динамики, фактуры, формы, то есть можно использовать детям любой элемент музыкальной речи.
Моделирование метра и размера
– Двигательное метрирование – это использование различных видов равномерного движения: звучащие жесты, а также любые другие движения тела. Тактирование – показать, касаясь разных частей своего тела, двухдольный, трехдольный и четырехдольный размеры. Сильная доля и слабые исполняются неодинаково. Например, шлепок по коленям плюс два щелчка; притоп плюс три удара указательными пальцами.
– Графическое использование рисунков, карточек или записи.
Моделирование ритма
Детям значительно проще представить себе ритмические отношения, если для этого использовать речь, мышечные ощущения, цвет, пространственные представления и др. Любой вид моделирования ритмических отношений может стать основой для множества игр, развивающих у детей метроритмическое чувство. Например, детям можно предложить придумать свою систему ритмослоговой поддержки при чтении ритмов вместо общепринятой: ту-у ( ), та ( ), ти-ти ( ), тири-тири .
Например, дети изобрели такой «тарабарский язык»: ба-а, зум, ко-ко, тики-тики (длительности те же). Попробуйте повторить, а затем расшифровать и записать барабанное послание туземцев: зум-ко-ко, тики-тики-тики-тики-ба-а. Эта игра может продолжаться долго, так как все дети захотят передать свое послание.
Теперь предложите детям зашифровать какую-нибудь ритмоформулу в привычные слова и их цепочки: лимон – апельсин, банан – мандарин, лиса – петушок, козел – огород, звезда – небеса и т. д. Более сложный вариант получится из повторяющихся ритмоформул: стакан-лимон, выйди-вон, выйди-вон. Можно речевые ритмоформулы хлопать, а затем составлять или находить по записи на доске. Важно, чтобы это придумывали, играя, дети, а не педагог. Не надо превращать подобные забавные и полезные игры в трудовую повинность. Здесь важна завораживающая игра фантазии, плодом которой может быть даже полнейшая небывалая околесица, типа такой:
В бочке варится уха ( )
Из глухого петуха. ( )
Вот какая требуха! ( )
Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям совершенно необходимо «пропустить» их через свое тело. Моделирование ритма в движении составляет также неисчерпаемую тему для игры, общения, музицирования. Самый простой, доступный и очень занимательный для детей способ – это сыграть ритмический рисунок, а для начала – лучше речевую фразу на своем теле, используя для этого прежде всего звучащие жесты. Например, такая веселая фраза может быть сыграна по строчкам: хлопками, а затем шлепками по коленям. Или: восьмые – щелчки пальцами, четвертные – хлопки.
Не люблю винегрет.
( – хлопки.)
Дайте супа из конфет!
( – шлепки.)
Далее движение может становиться более масштабным: ритмичные взмахи руками вдоль туловища и шлепки по бедрам; два шага в сторону и приседание: перекрестные или простые хлопки, на вторую строчку обмен местами с партнером. Игра тогда надолго увлекает детей и может продолжаться с разными фразами, вариантами движений, которые без устали придумывают дети.
 
Оксана_АнатольевнаДата: Вторник, 14.02.2012, 18:41 | Сообщение # 11
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
ПЛАН РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ
ДВИЖЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Перспективное планирование включает в себя 9 комплексов, объединенных конкретной темой (например, «Воробушки», «Музыкальный магазин»). Каждый комплекс представлен 8–9 разнообразными упражнениями на основные группы мышц (плечевой пояс, ноги, спину, живот), а также содержит ходьбу, бег, движения различной динамичности, упражнения на дыхание и игры.
Главная задача комплекса: оздоровление детей в игровой форме.
Цель: развитие творчества, пластики, умение передавать образ через ритмические упражнения под музыку.

скачать: Доступно только для пользователей
 
Оксана_АнатольевнаДата: Вторник, 14.02.2012, 18:41 | Сообщение # 12
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
ПЛАН РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ДОШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКЕ

Цель: развитие вокально-творческих данных у дошкольников с использованием песен современных композиторов.

скачать: Доступно только для пользователей
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 20:12 | Сообщение # 13
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2266
Статус: Offline
РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (П. М. Теплов). Она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, именно эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С. Выготский).
Известно: что в дошкольном возрасте ребенок наиболее эмоционален, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер.
Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или нет), слышат и наши дети. Ее сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознание, таким образом оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.
Поэтому музыкально-ритмическое развитие надо получать уже будучи не во взрослом состоянии, а начиная с дошкольного возраста!
Вспомним, народная мудрость гласит: «Что посеешь, то пожнешь». Так вот сеять надо раньше, тем всходы будут крепче и уверенней. От того, что желания детей часто не совпадают с возможностями и знаниями о музыке их родителей, приводит к малой заинтересованности дошколят.
Глобально эта социальная проблема может быть решена с усилиями музыкального руководителя детского сада в контакте с педагогами, родителями детей. И, наконец, эти усилия помогут расширить познания и музыкальные способности у детей до 7 лет.
Можно по-новому подойти к отдельным вопросам развития дошкольников с 3-летнего возраста через использование современной музыки, учитывая при этом, что развитие ребенка взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний.

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Создать условия для обогащения педагогического опыта воспитателей в группах, музыкальном зале для формирования у детей музыкально-ритмических способностей.
2. Научить слышать, слушать и понимать музыкально-танцевальные произведения, чувствовать их красоту и эмоционально выражать свои восприятия через пение – движение – современный танец.
3. Развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), через сюжетно-двигательные композиции.
4. Обеспечить единство в работе ДОУ, семье и учреждениях социума по эстетическому воспитанию дошкольников.
5. Воспитывать у дошкольников любовь к музыке, движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами и родителями.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
10 психофизиологических механизмов, составляющих творческий процесс:
• цельность восприятия – способность воспринимать художественный образ целиком, не дробя его;
• оригинальность мышления – способность субъективно воспринимать предметы и явления окружающего мира посредством чувств, через личностное, оригинальное восприятие и материализовывать в определенных оригинальных образах;
• гибкость, вариативность мышления – способность переходить от одного предмета к другому, далекому по содержанию (например, музыка и литература);
• легкость генерирования идей – способность легко, в короткий промежуток времени выдавать несколько разнообразных идей;
• сближение понятий – способность находить причинно-следственные связи, ассоциировать отдаленные понятия;
• способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию обеспечивается индивидуальным объемом и надежностью памяти;
• работа подсознания – необходимое условие при выдвижении гипотез и генерировании идей, поэтому предвидение или интуиция – необходимая составляющая для любого творческого процесса;
• способность к открытию – это установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей предметов и явлений окружающего нас мира, вносящих коренные изменения в уровень познания;
• способность к рефлексии – способность к оценочным действиям;
• воображение или фантазия – способность не только воспроизводить, но и создавать образы или действия.
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 20:17 | Сообщение # 14
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2266
Статус: Offline
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ

На первоначальном этапе целесообразно диагностическое обследование детей по музыкальному воспитанию – проявление творческих способностей, анкетирование родителей и педагогов.
На основе результатов обследований строится дальнейшая работа. Для развития творческих способностей детей разрабатывается перспективное планирование работы кружка и индивидуальный лист-сопровождение для каждого ребенка.
Подбираются эффективные формы и методы работы с детьми для обогащения «словаря эмоций и движений»:
• танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники;
• театрализованные игры и упражнения в общении с детьми (по системе А. Н. Бурениной);
• игры, развивающие активность, самостоятельность и творческую инициативу;
• образные упражнения;
• сюжетные и несюжетные игры.
Для повышения профессионального мастерства педагогов проводятся консультации, организуются встречи в творческой мастерской.
Как познакомить малыша с основами музыкального образования? У детей дошкольного возраста явно неосознанное стремление познания чего-то нового, необычного, каковым и является многогранное музыкальное искусство. Создать такие ситуации, при которых тяга детей к познанию и восприятию музыкальных произведений станет постоянной, – вот первая задача.
Начать следует с диагностического обследования детей на основании программы И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой «Ладушки». Основываясь на результатах обследования, строить дальнейшую работу. Для развития творческих способностей детей разрабатывается перспективное планирование кружка и индивидуальные планы работы с детьми и педагогами.
В каждой группе детского сада оформляются интересные, образные и сюжетные уголки по музыкальному воспитанию:
• «До-ми-соль-ка»;
• «Веселые нотки»;
• «Квартет»;
• «Цветик-семицветик»;
• Веселый паровозик.
Оборудуется и эстетически оформляется музыкальный зал с разнообразными методическими и дидактическими пособиями.
Для того, чтобы ребенок именно в дошкольном возрасте легче освоил способы воплощения отдельных явлений жизни через музыку, вводные тематические занятия лучше проводить 1 раз в месяц (для всех возрастов) с целью выявления уровня знаний, определения темы и содержания последующей работы.
Тематика вводных занятий представлена четырьмя направлениями:
• Музыка в сезонных явлениях.
• Какие чувства передает музыка?
• О чем рассказывает музыка?
• Как рассказывает музыка?
Важно то, что теоретические знания каждого занятия подкрепляются практическими приемами через игры, этюды, упражнения, цель которых – тренировка наблюдательности мышления, умение составлять характеристику музыкального произведения и подведение детей к обобщениям. Например, на предложенную музыку «Польки» И. Штрауса дети должны в движении создать образ Петрушки.
Предварительно проводится краткая беседа о том, каким должен быть Петрушка.
Пляски по заданию придумывать сложнее, чем выражать музыку в движении по своему замыслу. Многие дети стараются смешное изобразить мимикой лица, а не движением.
Большое внимание в работе с детьми стоит уделять проявлению творческих начал воспитанников, поэтому занятия проводятся так, чтобы дети не ждали «готовых сведений», а «сами делали открытия». Например: на музыку «Три поросенка» дети подготовительной группы создают интересную пляску-картинку «Три поросенка», используя знакомые танцевальные движения «Боковой галоп», «Подскоки», украсив танец игрой на бубне и имитацией игры на дудках.
Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию, преодоление трудностей в отработках движений танца, разучивании ролей, развивает волевые качества.
Работа по освоению навыков исполнения выразительного движения обогащалась более сложным, высоким уровнем при выполнении заданий.
С малышами лучше начинать работать с музыкально-двигательных импровизаций, то есть на предложенную музыку все дети двигаются одновременно, передавая характер музыки. Те ребята, движения которых более выразительны, показывают свою импровизацию.
Дети-зрители оценивают просмотренное, а взрослый поясняет, почему увиденное признается красивым.
В средней группе задания усложняются. Предлагается дать название тому этюду или пляске, которую ребенок придумал.
В старшей группе на предложенную музыку дети задумывают образ. Это способствует развитию творчества у детей.
В подготовительной группе возможно создание коллективных танцев, наиболее сложный этап. Таким образом, детей очень обогащает творческая деятельность. Они целенаправленнее, внимательнее слушают музыку, разбираются в средствах выразительности. И самое главное – у них необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.
Известно, что коллективный танец сложен в композиционном отношении, требуется участникам определить место, найти форму танца, добиваться одновременно симметричных, «зеркальных» движений всех ее участников.
Учитывая специфику дошкольного возраста детей, тематические занятия можно проводить по типу путешествий, пребывания в гостях у сказки, героя, гостя, что помогает увлечь детей участием в теме, достичь цели – раскрыть сложные понятия о музыке.
Тема музыкально-ритмического воспитания многогранна и сложна, и поэтому базисно-педагогическим средством в ней являются музыкально-ритмические движения.
Тематика и содержание их отражает понятные и близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы животных, птиц и их действия. Такие упражнения повышают творчество и воображение в музыкальном развитии детей, развивают познавательную активность.
Работая над образными упражнениями можно использовать музыку современного композитора Е. Железновой. «Аэробика для малышей», «Ритмика», «Игровая гимнастика».
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 20:18 | Сообщение # 15
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2266
Статус: Offline
Для формирования чувства ритма включаются ритмо-речевые упражнения. Все дети исполняют эти упражнения с огромным желанием. Однако для создания яркого образа необходимо достаточное время. Поэтому ритмо-речевые игры разучиваются в несколько этапов:
– При начальном ознакомлении с произведением внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание речевой пластике педагога.
– На следующем этапе внимание обращается на ритм, уточняется рисунок интонации.
– Заключительный этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Именно такой подход помогает сконцентрированно отрабатывать чувство ритма, память, речевое интонирование, формировать двигательные способности.
Наблюдения за детьми показывают, что у них неустойчивая память, поэтому много приходится внимания уделять повторению, а этот процесс не является особо эффективным.
С этой целью разрабатываются наглядные схемы-карточки по вариантам движений рук, ног, туловища.
В результате работы с ними дети лучше запоминают движения, положения рук, ног. Выполняют их более выразительно, ритмично. Чтобы поддержать интерес к музыкально-двигательной активности детей, применяются пластические этюды, как эмоционально-образное средство, что позволяет ребенку перевоплотиться в какой-либо образ с эмоционально-окрашенными движениями. Это вызывает у детей радость и удовлетворение.
Предлагаемые детям этюды – это фактически очень маленькие и легкие музыкальные спектакли, великолепно развивающие не только музыкальность и двигательную сферу, но и воображение ребят.
Этюду предшествует предварительная работа по всем направлениям: от ориентировки в пространстве до обучения танцевальным движениям.
Итогом работы по музыкально-ритмическому воспитанию являются комплексы музыкально-ритмической гимнастики, которая проводятся с 4–7 лет 3 раза в неделю.
Анализ результатов диагностики приводит к необходимости организации кружковой работы для детей с хорошими вокальными данными.
Таким образом, появляется кружок, целью которого являются:
• совершенствование навыков вокально-песенных данных;
• формирование творческих способностей.
План работы составляется на 2–4 года работы.
Занятия ведутся один раз в неделю. Тематика занятий определяется по месяцам учебного года с сентября по май в перспективном плане. О результатах такой работы с детьми можно судить по следующим показателям:
• желание каждого из посещающих кружок заниматься;
• приобретение детьми опыта в вокально-певческих навыков;
• показатели итоговой диагностики;
• участие «кружковцев» в гала-концертах, шоу-программах.
Особое значение в развитии творчества имеют сюжетные и несюжетные игры. Играя, ребенок активно слушает музыку и непосредственно на нее реагирует. Музыка определяет развитие игры, раскрывает образы, создает интерес к игре, а эмоциональный рассказ перед игрой, выразительное исполнение музыки позволяют детям видеть свои индивидуальные оттенки при исполнении ролей. Совпадение образного слова, музыки и движения развивают детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность – показатель правильности системы в работе с дошкольниками.
Дети с интересом играют в музыкально-дидактическую игру «Веселые матрешки» (младший возраст). Воспитатель, взяв большую матрешку, «показывает» ритм, а дети, держа маленьких матрешек, повторяют ритм.
В игре «Веселый кубик» участвует группа детей. На сторонах кубика графически изображен ритм танцевальных движений: притопы одной ногой, двумя, тройной притоп, носок, бег, переменный шаг.
Дети по очереди бросают кубик и выполняют соответствующий ритмический рисунок.
С целью проверки полученных знаний и результата достижений проводятся развлечения, праздники, шоу-программы, которые доставляют детям, родителям, гостям много радости.
Современные исследования психологов и педагогов показали, что во всестороннем развитии ребенка велика роль труда совместно со взрослыми: родителями и педагогами группы.
Способны ли взрослые оказать помощь в развитии ритмических навыков?
Результаты анкетирования показывают, что большинство педагогов понимают значимость музыкального воспитания дошкольников, однако недостаточно компетентны в вопросах танцевальной культуры. Все педагоги указывают, что необходима дополнительная помощь, а именно консультации и практикумы.
Анкетирование родителей по выявлению творческих способностей детей показывает: что они понимают необходимость в музыкальном воспитании своих детей, но сами затрудняются в решении этой проблемы. Ответы их свидетельствует о том, что воспитание музыкальности очень важно и необходимо в дошкольном возрасте, однако в семье недостаточно уделяют этому внимания. Поэтому нетрадиционные родительские собрания «Встреча за круглым столом», занятия-практикумы, вовлекающие родителей в творческий процесс, имеют колоссальный успех, так как родители видят возросший уровень двигательных навыков у детей, то есть конкретный результат. Для каждого возраста детей проводятся музыкальные занятия, досуговые мероприятия, праздники с целью взаимодействия с детьми.
 
Форум » Музыкальному руководителю детского сада » Методическая копилка » Документация, планы, ФГОС ДО (Музыка)
Страница 1 из 991239899»
Поиск: