Документация, планы, ФГОС ДО (Музыка) - Страница 2 - Форум
Образовательный портал
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
Страница 2 из 99«12349899»
Форум » Музыкальному руководителю детского сада » Методическая копилка » Документация, планы, ФГОС ДО (Музыка)
Документация, планы, ФГОС ДО (Музыка)
Оксана_АнатольевнаДата: Четверг, 19.01.2012, 21:01 | Сообщение # 1
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
В помощь музыкальному руководителю детского сада. Планирование музыкальной деятельности, документация музыкального руководителя, ФГОС в детском саду.
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 20:21 | Сообщение # 16
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВКА
В ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ.

Первый этап формирования песенного творчества носит ориентировочный характер. Прежде всего, создается соответствующая установка детей на новую деятельность: формируются первые представления о процессе сочинения песен, возбуждается к нему интерес, вырабатываются первые навыки произвольного поведения, а главное, ставится перед ними новая цель – создать песню.
Особенно важно на первом этапе найти правильные соотношения между стремлением детей выразить себя в новом задании и их возможностями воплотить свои замыслы. Поэтому создаются условия, благоприятствующие выполнению творческих заданий. К таким условиям можно отнести применение прямого образца песен, который, по существу, будет образцом способа выполнения творческого задания. Ведь дети должны не воспроизвести продемонстрированную песню, а по ее примеру создать новую. Происходит совместное сочинение песни: начало запевает взрослый или же он проигрывает вступление и заключение. Этим создается нужная тональная настройка, и у детей возникает впечатление совместного сочинения. Предполагается, что применение прямого образца облегчит детям и самостоятельные поиски певческих средств выражения.
Детям предлагаются необычные задания с тем, чтобы проверить их способности быстро ориентироваться в новом материале. Иногда возможно применение и повторных творческих заданий с целью выяснения, какую роль может играть повторность, значение которой столь несомненно в обучении и совсем не изучено в формировании творчества.
Вопросы творческих заданий
Задание 1.
Цель: проверить влияние прямого образца на формирование способов творческих действий детей.
Ведется наблюдение:
а) над стремлениями детей выразить в мелодии вопросительные интонации и интонации ответа, в котором должна прозвучать просьба, легкая жалоба;
б) поисками детей средств певческой выразительности, помогающих им передать содержание песни.
(Музыкальный образец – песня «Кошечка», муз. Т. Ломовой.)
Основная задача, поставленная перед детьми, – создать новую песню. Сначала педагог исполняет всю песню, чтобы вызвать у детей целостное художественное впечатление.
От детей требуется ориентировка в новом задании, они должны испытать определенные состояния (просьбы, жалобы, вопроса, ответа) и выразить их, найдя адекватные средства певческого выражения.
Дети выполняют творческие задания различной степени трудности в соответствии с индивидуальными особенностями.
Усложнения творческих заданий идут в следующих направлениях:
1-я степень сложности. Продукция детей выражается в их кратких ответах на вопрос (начало мелодии исполняется педагогом); задание облегчается не только тем, что сочиненная мелодия должна быть краткой, но и тем, что ребенок «подстраивается» не к фортепианному вступлению (это значительно труднее), а к певческим интонациям голоса поющего взрослого.
2-я степень сложности. Продукция детей выражается в певческом разговоре – один ребенок поет вопрос, другой – ответ. Сочиненные детьми мелодии так же кратки. Но задание сложнее предыдущего, так как вся песня исполняется детьми. Первому ребенку труднее, так как он начинает после фортепианного вступления. Второму, продолжающему вокальную партию, легче, но при условии, если первый хорошо удержится в тональности. Следовательно, 1-е задание надо дать более способному ребенку.
3-я степень сложности. Самостоятельное сочинение всей песни одним ребенком: он должен передать различные интонации – и спокойного, участливого вопроса, и чуть жалующегося ответа.
По продукции и процессу творчества детей можно судить, оказала ли прямое влияние песня, использованная в виде образца, или нет.
Можно смело говорить о влиянии образца на последующие сочинения детей. Дети, несомненно, чувствуют и пробуют воспроизвести лиричный характер мелодии образца в своих попевках. Можно отметить так же и просительные интонации в репликах кошечки, это доказывается характером мелодической линии и ладовой и ритмической организацией сочинений детей.
Доступно только для пользователей
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 20:23 | Сообщение # 17
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
В ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Музыкально-художественный образ отличается от понятия образа в философском значении (как формы отражения в человеческом сознании объективной действительности) и в его психологическом толковании (как представление предмета, явления, ранее воспринятых, а в данный момент воспроизведенных по памяти).
Музыкально-художественный образ выражается комплексом всех музыкальных средств. Но в данном случае речь идет о песенном творчестве детей, то есть о музыкально-художественных образах, выраженных мелодией. Поэтому надо рассмотреть ее своеобразие.
Отечественные музыковеды связывают понятие музыкально-художественного образа с понятием музыкальной темы.
Музыкальной темой называют первоначальное изложение основных, существенных черт музыкально-художественного образа в музыке. Этот образ может быть выражен одной темой или дополнительно еще и ее развитием или же сочетанием нескольких тем. Так же под музыкальной темой понимают основную музыкальную мысль, мелодически и структурно оформленную, имеющую ведущее образно-выразительное значение. Между музыкальным образом и темой есть тесные взаимосвязи, но их нельзя отождествлять: музыкально-художественный образ прежде всего воплощается в теме как ведущем индивидуализированном музыкальном материале – она всегда должна быть содержательна в образном отношении, но не следует отождествлять тему с музыкально- художественным образом. Понятие темы относится к музыкальному материалу (под которым автор понимает выразительные средства в их индивидуализированном виде), образ же – понятие эстетического характера.
Музыкальная тема является как бы носителем образа. Существуют тесные взаимосвязи между музыкальным образом и темой, однако первый является более широким и сложным понятием, требующим от композитора больших жизненных обобщений и мастерства.
Все сказанное имеет непосредственное отношение к проблеме формирования детского песенного творчества. Очевидно, музыкально-художественный образ в его сложном эстетическом понимании не может быть создан детьми – у них нет должного уровня обобщений наблюдаемого, они располагают лишь крайне ограниченными средствами выражения и изображения. Если даже предположить, что произведения, созданные композиторами для детей, передают явления жизни в доступной форме, то за этим стоят и большие обобщения, и мастерство во владении яркими и выразительными средствами. И все же первоначальное песенное творчество детей всегда образно по своей природе. Оно получает свое выражение в простейших музыкальных темах. Темы могут быть изложены в любой структуре не только в сложном построении, но и в короткой фразе, и даже в таком малом элементе, как мотив (состоящий, как известно, из нескольких звуков).
Итак, музыкально-художественный образ в мелодии несложных песен выражен музыкальной темой в виде разнообразных интонационных оборотов. Это положение подводит нас в свою очередь к первой рабочей гипотезе о построении детского песенного творчества: зачатки его проявлений следует искать в этих первоистоках музыкальной темы – в мотивах, интонационных оборотах, имеющих тематически выразительное значение.
Выразительные функции детского песенного творчества могут быть представлены в следующих формах:
1. Интонационные обороты, мотивы, мелодии, подражающие реальному звучанию окружающего, в первую очередь интонациям чувственно-выразительной речи человека (вопросы-ответы, песенные разговоры, подражание пению кукушки, мяуканью и т. д.).
2. Интонационные обороты, мотивы, мелодии, сопровождающие естественные игровые, плясовые движения ребенка (подпевание во время ходьбы, танца, укачивание куклы и т. д.). Все эти интонации выражают различные эмоции (сожаление, торжество, радость, удивление и т. д.).
Формирование творчества должно происходить по этапам, а это требует видоизменения роли и характера творческих заданий, песенного образца, различных совместных действий педагога и ребенка.
Первый из этих этапов – ориентировка детей в новой для них деятельности; второй – усвоение детьми способов воплощения музыкально-художественного образа в песне; третий – самостоятельное применение детьми усвоенных способов в новых ситуациях, а также использование записи наблюдений за самостоятельными творческими проявлениями детей.
При проведении занятий важно учитывать уровень их музыкального развития и степень активности. Сочетание этих данных в каждом ребенке качественно своеобразно. Хорошие музыкальные способности далеко не всегда сопровождаются активностью детей. И наоборот, некоторые инициативные дети плохо интонируют, неритмично, невыразительно двигаются. При формировании творчества важно проследить значение для его продуктивности различных особенностей личности ребенка и его музыкальных данных.
При этом необходимо:
• создать условия для формирования песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста;
• составить тематический план на учебный год;
• продумывать музыкальные занятия, направленные на развитие музыкально-художественного творчества.
У детей 5–6-летнего возраста можно наблюдать отчетливую картину музыкально-творческих процессов.
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 20:28 | Сообщение # 18
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ

Для того чтобы в ДОУ проводилась систематическая работа по развитию музыкально-художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста, определяются следующие этапы:
1. Накопление впечатлений.
2. Спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.
3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании.
4. Сочинение собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и др.
Б. Л. Яворский, крупнейший музыкальный теоретик первой половины XX в., создавший цельную систему – так называемую теорию ладового ритма, считал, что в процессе творческих проявлений ребенка необходимо раскрывать следующие свойства музыкального искусства: ладовую организацию, ритмику, динамику (силу и темп), динамику развития образа, штрихи, жанровые связи, фактуру изложения. Большое внимание развитию навыков импровизации – ритмических, мелодических, инструментальных, пластических – уделяется в современных методиках развития музыкального слуха (П. Вейс, И. Микита, Н. Долматов, М. Котляревская-Крафт и другие), а также в методиках обучения игре на фортепиано начинающих (Л. Баренбойм).
Какие же виды импровизаций можно рекомендовать для использования на занятиях музыки в ДОУ? Практика показывает, что их несколько. Это импровизации речевые, инструментальные (чаще всего ритмические) и вокальные. Все они помогают развитию музыкально-творческих способностей.
Речевые импровизации
Подготовительный этап к участию детей старшего дошкольного возраста к речевым импровизациям – поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т. п., а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании.
Следующий этап речевых импровизаций – сочинение окончаний к стихотворным строкам. Эту работу можно проводить с детьми на музыкальных занятиях. Приведем здесь примеры:
1. В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
……………………………
(Малым детям спать велит.)
(А. Блок.)
2. – Мышка, мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
– Я боюсь уснуть, сестрица,
……………………………
(Кот усатый мне приснится.)
(Детская народная песенка.)
3. Журавли летят, курлычат,
Шлют последнее «Прощай!».
За собою лето кличут,
……………………………….
(Улетают в дальний край.)
(М. Познанская.)
4. Автобусы, автобусы
Бегут по переулку,
Нам весело, нам весело,
…………………………
(Мы едем на прогулку.)
(В. Викторов.)
5. Бедный ежик,
Бедный ежик, –
По ночам не спит!
Весь в иголках,
Лечь не может,
…………………
(Сядет и сидит.)
(В. Осеева.)
6. Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд!
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
…………………………..
(Полтора часа подряд!)
(А. Барто.)
7. В лесу на опушке
Стрекозы-подружки
Знакомых позвали на бал,
В траве под сурдинку
Скрипач-невидимка
……………………….
(Старинные вальсы играл.)
(Н. Саконская.)
Доступно только для пользователей
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 20:29 | Сообщение # 19
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
ПРИМЕНЕНИЕ ДЕТЬМИ УСВОЕННЫХ
СПОСОБОВ ТВОРЧЕСТВА В НОВЫХ СИТУАЦИЯХ

Третий этап, в известной степени, является контрольным. Предполагается, что дальнейшая работа может быть направлена на побуждение детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений. Для этого можно отказаться от применения указаний и образцов песен, дети действуют совершенно самостоятельно. Чтобы осуществить контроль за из действиями, можно создать совершенно новую ситуацию. Такие ситуации могут возникнуть при следующих обстоятельствах:
1) меняется характер деятельности, и дети побуждаются к песенному творчеству в процессе их игры;
2) импровизирование попевок осуществляется не в пении, а при музицировании – игре на детских музыкальных инструментах.
Остановимся на организации ситуации второго типа. Она удобнее для наблюдения, может быть более четкой по своей форме и приобретает вновь характер «среза», констатирования. Основой для этой серии творческих заданий являются материалы и методика предыдущего этапа исследования.
Задание 1.
Цель: установить, какие способы применит ребенок, если ему предложить импровизировать на незнакомом музыкальном инструменте, и какие получаются при этом результаты.
Новой ситуацией прежде всего является сам способ импровизации. Дети не умеют играть ни на ксилофонах, ни на пианино, поэтому не важно, каким инструментом пользоваться для выполнения задания. Однако двум девочкам из общего числа детей к этому времени было дано несколько уроков игры на фортепиано, что учитывалось при организации выполнения этого задания.
Последовательность выполнения творческих заданий следующая. Сначала всех детей (за исключением двух девочек) ознакомят с инструментом. Каждый из них садится за пианино и перебирает клавиши. После этого ребенку дается единственное ограничительное указание – показать приблизительное расстояние на клавиатуре, где он может действовать (первая октава).
Через неделю детям предлагают опять поиграть, при этом обратив их внимание на то, что можно сыграть и свою и чужую песенки. Дети по-прежнему беспорядочно и неоформленно воспроизводят отдельные звуки.
В следующий раз уже всем детям дается задание сочинить свою мелодию без слов. Они некоторое время сидят за инструментом, перебирая клавиши, а потом им предлагают: «Скажите, когда ваша песенка будет готова, и сыграйте ее». Дети играют, затем им предлагают спеть ее на звуки ля-ля.
Комментируя детские импровизации, надо все же выделить из детей тех двух девочек, которым были даны уроки игры на фортепиано раньше. Их манера выполнения задания отличалась от других. Сама продукция и характер исполнения показывают, что исполнители руководствуются не поставленной перед ними задачей – сочинить мелодию, а воспроизводят то усвоенное, что приобретено ими на уроках игры на фортепиано. Прежде всего, это сказалось в исполнении одной из девочек, которая просто сыграла знакомое упражнение – арпеджио. Она даже применила аппликатуру (верное распределение пальцев при игре: нота до – первым пальцем, ми – третьим, соль – пятым). Так, выполняя новое задание, девочка использовала навыки фортепианной игры, а не способы, усвоенные на музыкальных занятиях в детском саду. Другая девочка тоже сохранила правильную посадку, положение руки, характерное для фортепианной игры, но свою мелодию она играла медленно, раздумывая, прислушиваясь. И та и другая спели наизусть точно и уверенно.
Совсем другие результаты дали мальчики – их попытки были совсем не оформлены. Они просто переносили руку с одной клавиши на другую. Ритм игры очень неровный, прерываемый паузами. Совершенно очевидна случайность попадания то на одну, то на другую клавиши. Но они явно пытались ориентироваться в новом задании. Причем одного из мальчиков заинтересовала возможность извлекать звуки в определенном направлении, он расширил диапазон, указанный им вначале (помимо первой октавы, он играл в малой и во второй).
Другой же вслушивался в различные ритмы, прислушивался к их сочетаниям. Естественно, что оба мальчика не могли воспроизвести голосом свои мелодии.
Одна из девочек в группе, против обыкновения, играла очень сосредоточенно, слушая себя. Примечательно то, что, играя, она и напевала. Это свидетельствует о том, что у нее возникли ассоциации в связи с процессами песенного творчества.
Один из мальчиков пришел на занятия после длительного отсутствия – он был болен. Под впечатлением тех занятий, которые проводились по «Музыкальному букварю» Н. А. Ветлугиной, он воспроизвел, хотя и неточно, попевку «Вот иду я вверх!». При этом он немного изменил мелодический и ритмический рисунок и, конечно, не взял си-бемоля, так как он играл только на белых клавишах.
Детские импровизации на инструменте свидетельствуют о значении определенного уровня усвоения знаний и навыков детей для их творческой деятельности. Их действия можно оценить как самую первую попытку ориентировки в новой области. Дети прислушиваются к звукам, к их высотным и ритмическим соотношениям, но они совсем не стремятся создать что-нибудь. Не имея никакой предварительной подготовки, ребенок способен лишь выполнить первоначальные ориентировочные действия.
Итак, можно заключить, что приобретенные способы действий, новый уровень музыкально-творческого развития помогают детям проявить себя самостоятельно и оригинально в новом виде музыкальной практики, лишь когда детей обучают соответствующим навыкам и умениям.
Само по себе песенное творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребенка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, будит творческое воображение.
Песенное творчество – путь формирования музыкальности детей. Его значение, однако, намного шире и глубже. В наивном детском творчестве кроются возможности развития не только специально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка.
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 23:26 | Сообщение # 20
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
МЕТОДЫ
Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников определяют выбор методов музыкального образования.
В переводе с греческого метод – путь, способ продвижения к истине, способ достижения какой-либо цели; совокупность приёмов. Традиционно в педагогике метод определяется как упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей. При этом метод включает такие характеристики, как направленность обучения (цель), способ усвоения (последовательность действий), характер взаимодействия субъектов (преподавание и учение).
В музыкальной педагогике методы музыкального обучения рассматриваются как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного процесса
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.
Опираясь на анализ данных подходов к определению методов в области музыкальной педагогики, методы музыкального образования можно определить как систему взаимосвязанных действий педагога и ребёнка, направленных на освоение духовно-нравственного потенциала музыки и достижение целей музыкального образования.
Классификация методов.
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 23:30 | Сообщение # 21
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
Беседа – разновидность словесного метода в музыкальной педагогике, направленная на выявление эмоционального отклика ребёнка на прослушанное музыкальное произведение или конкретизацию содержания музыкального произведения перед его прослушиванием. Беседа с детьми обычно строится в форме вопросов и ответов. При проведении беседы рекомендуется сохранять следующую последовательность вопросов:
1. Какие чувства передает музыка? (Характеристика эмоционально-образного содержания музыки);
2. О чём рассказывает музыка? (Программа музыкального произведения, его изобразительные моменты);
3. Как рассказывает музыка? (Анализ выразительных средств музыки и их роль в создании музыкального образа).
Рассказ используется, как правило, в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста перед восприятием программных музыкальных произведений и проведением сюжетных музыкальных игр. Данная разновидность словесного метода актуализирует ассоциативное и творческое мышление детей, развивает их воображение, углубляет представление ребёнка о музыкальном образе.
Объяснение как разновидность словесного метода применяется в процессе знакомства с новым музыкальным произведением. Объяснение должно быть кратким, ясным и четким, что способствует пониманию задания, стоящего перед ребёнком в процессе общения его с музыкой. Объяснение может сопровождаться показом тех или иных действий.
При использовании разновидностей словесного метода необходимо помнить, что чрезмерная вербализация учебно-воспитательного процесса может привести к снижению самоценности музыки как средства общения и снизить значимость собственно музыкальной деятельности ребёнка.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Художественно-практический метод связан с двигательными реакциями и активными действиями ребёнка в процессе его общения с музыкой (воспроизведение музыки и передача переживаний, вызванных музыкой, в разных формах исполнительской деятельности, таких как вокализация, пластическое интонирование музыки, ритмические движения под музыку; выражение переживаний музыки с помощью творческих способов действий в различных видах музыкальной деятельности и т. д.).
Художественно-практический метод используется также в процессе показа педагогом исполнительских приёмов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Этот метод может приобретать проблемный характер, если педагог не только показывает способы действий, но и демонстрирует несколько вариантов выполнения этих действий, из которых ребёнку предлагается выбрать те варианты, которые наиболее полно соответствуют характеру музыки

МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Наряду с общедидактическими методами в методике музыкального образования детей используются методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства.
Н. А. Ветлугина, исходя из задач и сущности музыкально-эстетического воспитания, разработала четыре педагогических метода:
• Метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка;
• Метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;
• Метод упражнения в практических действиях;
• Метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
О. П. Радынова, исследуя музыкальную культуру дошкольников, выделяет следующие методы ее формирования:
• Метод контрастного сопоставления произведений (контраст в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т. п.);
• Метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребёнка, направленный на осознание музыкального образа.
Виды уподобления:
– Моторно-двигательное (передача характера музыки в движении);
– тактильное (прикосновение в соответствии с характером музыки);
– словесное (вербальная передача знаний о музыке);
– вокальное (подпевание);
– мимическое (передача характера музыки в мимике);
– тембро-инструментальное (оркестровка музыкальных произведений);
– интонационное (определение эмоциональной окраски музыки на основе разнообразия ее интонационного языка);
– цветовое (в основе приём «цвет – настроение»);
– полихудожественное (в основе – сравнение произведений различных видов искусства).
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 23:31 | Сообщение # 22
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
МЕТОДЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ МУЗЫКИ
КАК ВИДА ИСКУССТВА

Анализ современной методической литературы позволяет выделить ряд методов музыкального образования, отражающих специфику музыки как вида искусства.
Метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры ребёнка через «выходы» за пределы музыки. Механизмом создания художественного контекста выступают при этом разнообразные связи музыки с другими видами искусства – живописью, поэзией и т. д., жизненными ситуациями и образами.
Метод создания композиций (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) предусматривает объединение разных форм общения ребёнка с музыкой при исполнении одного произведения. В качестве форм общения ребёнка с музыкой могут выступать:
– вокализация музыки;
– отражение её в рисунке;
– воплощение музыки в пластике движений;
и т. д.
Данный метод, внося игровой элемент в процесс освоения музыкального произведения, значительно обогащает музыкально-исполнительский опыт детей.
Метод размышления о музыки (Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) направлен на развитие осознанного отношения ребёнка к музыке, формирование его музыкального мышления. Использование данного опыта опирается на формирование у ребёнка способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации музыки.
Целевая функция метода не в том, чтобы «усвоить», «закрепить», «повторить», а в том, чтобы «пережить», «оценить», «выразить».
Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному (Д. Б. Кабалевский), или метод перспективы и ретроспективы (Э. Б. Абдулин), ориентирует педагога на формирование у детей целостного представления о музыкальном искусстве, развитие у них способности к осмыслению пройденного материала на новом уровне.
Метод музыкальных обобщений (Э. Б. Абдулин) используется при реализации программ музыкального образования, имеющих тематическое строение. Метод направлен на обобщение знаний о музыке, воплощенных в тематизме программы.
Метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др.) нацелен на повышение активного деятельного освоения произведений искусства. Реализация данного метода в области музыкального образования требует от ребёнка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, осуществление деятельности, опирающейся на фантазию, интуицию, воображение, способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки.
Технология практической реализации метода включает следующую последовательность действий ребёнка:
• осознание творческого замысла и содержания музыкального образа;
• разработку логики развития сюжета и музыкального образа;
• выбор средств и приёмов воплощения музыкального образа (голосом, в пластике и т. д.);
• придание законченности продукту творчества, оформление результата творческого процесса.
Метод моделирования элементов музыкального языка (Т. Э. Тютюнникова и др.). Различные виды моделирования ритмических, звуковысотных отношений, динамики, темпа, музыкальной формы и др.
Метод пластического интонирования (Т. Е. Вендрова) направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений. Эффективный приём данного метода – «свободное дирижирование» в процессе восприятия музыки.
Метод активизации творческих проявлений ребёнка (Т. Э. Тютюнникова и др.). В основе метода – импровизационно-творческая игра, сочетающая музыку, речь и движение.
Метод осознания личностного смысла музыкального произведения (А. А. Пиличяускас) направлен на вербализацию не музыки, а собственных переживаний ребёнка в ситуации восприятия музыки.
Метод музыкального переинтонирования (М. С. Красильникова, Л. В. Школяр и др.) нацеливает педагога на планомерное раскрытие ребёнку смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений и развития, сравнения интонаций внутри одного образа, в разных частях одного произведения, в музыкальных произведениях различных стилей и жанров.
Перечисленные методы имеют многофункциональный характер и направлены на постижение музыки адекватными природе искусства средствами (при помощи языка, на котором говорит само искусство).
Выбор методов музыкального образования детей зависит от мастерства педагога, возрастных особенностей детей, уровня развития их музыкального и жизненного психологического опыта и т. д.
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 23:34 | Сообщение # 23
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ

Целенаправленное руководство музыкальным образованием детей дошкольного возраста выдвигает определенные требования к организации музыкальной деятельности детей.
К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:
• Музыкальные занятия;
• Использование музыки в повседневной жизни ДОУ;
• Праздники и развлечения;
• Музыкальное образование в семье.
Каждая из этих форм обладает своей спецификой.

ВИДЫ И ТИПЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Музыкальные занятия – основная форма организации музыкальной деятельности детей, позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка.
Музыкальные занятия в зависимости от числа участвующих в них детей принято делить на несколько видов: индивидуальные музыкальные занятия; музыкальные занятия по подгруппам; фронтальные музыкальные занятия.
Индивидуальные музыкальные занятия проводятся с каждым ребёнком отдельно. Индивидуально в ДОУ занимаются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5–10 минут во вторую половину дня. Однако с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также с отстающими детьми, этот вид занятия может применяться и с детьми в старших возрастных группах.
Музыкальные занятия по подгруппам, как правило, проводят с детьми 2–3 раза в неделю по 10–20 минут, в зависимости от возраста детей.
Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы.
По содержанию все виды музыкальных занятий можно разделить:
• Типовые (или традиционные);
• Доминантные;
• Тематические.
Фронтальные занятия могут быть также комплексными.
Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).
Доминантное музыкальное занятие может иметь две разновидности. Одна их них характеризуется преобладанием, какого-либо одного вида музыкальной деятельности, что позволяет более полно учесть его психологические и физиологические механизмы проявления.
Вторая разновидность, доминантного музыкального занятия может быть направлена на развитие какой-либо музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен на совершенствование этой способности (развитие чувства ритма, ладового чувства и т. д.)
Тематическое музыкальное занятие характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности детей.
В зависимости от характера выбранной темы тематические занятия принято подразделять на несколько разновидностей: собственно тематические (когда тема связана с музыкой и взята из жизни, например «Природа в музыке», «Времена года в музыке» и т. д.) Главное в этих занятиях – показать возможности музыки в передаче жизненных явлений.
Музыкально-тематические занятия (когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д.); сюжетные музыкальные занятия. Эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией («Сказка в музыке» и т. д.). Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.
Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра и т. д. Цели этих занятий: объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств.
Подготовка к комплексным занятиям достаточно трудоёмка, она требует согласованных действий воспитателя и музыкального руководителя. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц со всей группой, как правило, с детьми среднего и старшего возраста.
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 23:38 | Сообщение # 24
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ
(музыка и литература)
Цель: развитие творческих способностей детей средствами музыки и театрализации художественных произведений.
Задачи:
1. Развивать у детей способности к импровизации.
2. Создать условия для самореализации.
3. Через образы героев воспитывать чувство эмпатии, умение сопереживать, сочувствовать.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Цель: воспитанию любви к природе, родному краю через музыкально-игровую деятельность.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес средствами музыки, художественного творчества.
2. Способствовать музыкально-эстетическому развитию детей.
 
Людмила_МихайловнаДата: Вторник, 14.02.2012, 23:40 | Сообщение # 25
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ДОУ
Про решению задач музыкального воспитания музыкально-дидактические игры можно разделить на следующие группы:
1) музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного восприятия:
«В лесу»
«Кого встретил колобок?»
«Кто в домике живет?»
«Лесенка»
«Найди и покажи»
«Найди маму»
«Три поросенка»
«Узнай бубенчик»
2) музыкально-дидактические игры на определение характера и изобразительных возможностей музыки:
«Вертушка»
«До, ре, ми»
«Зайцы»
«Море»
«Слушай внимательно»
«Солнышко и тучка»
«Чья музыка?»
3) музыкально-дидактические игры на развитие ритмического слуха:
«Большие и маленькие»
«В лесу»
«Выложи мелодию»
«Лесенка»
«Определи по ритму»
4) музыкально-дидактические игры на развитие динамического слуха:
«Море»
«Тихо-громко»
5) музыкально-дидактические игры на развитие ладового слуха:
«Зайцы»
«Слушай внимательно»
«Солнышко и тучка»
6) музыкально-дидактические игры на развитие тембрового слуха:
«Узнай какой инструмент звучит»
«Узнай по голосу»
7) музыкально-дидактические игры на развитие жанрового восприятия:
«Слушай внимательно»
8) музыкально-дидактические игры на развитие темпового восприятия:
«Музыкальная карусель»
9) музыкально-дидактические игры на определение формы музыкального произведения:
«Музыкальное лото»

Необходимо отметить, что некоторые игры могут использоваться для решения различных задач музыкального воспитания. Так, например, игра «В лесу» может быть использована как для обучения детей звуковысотному восприятию, так и для развития чувства ритма и тембрового восприятия. В первом случае педагог исполняет низкие и высокие звуки (проигрывает на металлофоне или напевает), во втором прохлопывает ритм «шагов» медведя и зайчика или птички, в третьем он исполняет партии зверушек на различных музыкальных инструментах, например, медведь – барабан, птичка – колокольчик или треугольник и т. д. Таким образом, достигается возможность максимального использования игрового материала.
Музыкально-дидактическая игра, как и любая другая должна иметь свой игровой сюжет, игровые действия и правила игры, которые необходимо соблюдать. Например, в игре «Вертушка» детям предлагают «повращать» вертушку и исполнить знакомую песню, соответствующую изображению в окне вертушки, при этом, тому, кто правильно ответит на вопрос педагога о названии песни, ее характере и т. п. предоставляется право самому «повертеть» вертушку и т. д.
В целях усиления восприятия все музыкально-дидактические игры должны быть ярко, красочно оформлены.
Использование музыкально-дидактических игр дает возможность полнее и шире применять наглядность в музыкальном и эстетическом воспитании дошкольников.

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. В процессе восприятия музыки у ребенка развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Одним из важнейших средств музыкального воспитания детей являются музыкально-дидактические игры, так как игра – это один из самых любимых детьми видов деятельности.
Основное назначение музыкально-дидактических игр (МДИ) – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, динамический, ладовый и тембровый слух, темповое и жанровое восприятие музыки, умение воспринимать изобразительные возможности музыки, различать форму музыкального произведения, Кроме этого музыкально-дидактические игры побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности, коллективизма.
На музыкальных занятиях музыкально-дидактические игры могут быть использованы в различных видах музыкальной деятельности детей: при пении песен и распевок, например, игры «Вертушка» или «До, ре, ми», при слушании музыкальных произведений, например игры «Узнай бубенчик» или «Чья музыка?», при выполнении музыкально-ритмических движений такие игры как «Слушай внимательно» или «Зайцы».
Музыкально-дидактические игры такие как: «Лесенка», «Слушай внимательно», «Узнай, какой инструмент звучит», «В лесу» применяют в диагностике уровней музыкальных способностей дошкольников. Простота и вариативность их использования позволяют за минимально короткое время провести обследование большинства детей по различным видам музыкальной деятельности в течении одного-двух занятий, при условии, что эти игры хорошо знакомы детям и неоднократно проводились в процессе предыдущего обучения детей на музыкальных занятиях.
Например, используя музыкально-дидактическую игру «Слушай внимательно», в подготовительной группе музыкальный руководитель сначала проигрывает музыку различного характера: марш, плясовую и колыбельную, а затем дает детям следующие задания:
1. Предлагает более слабому ребенку выбрать карточку с изображением, соответствующим по характеру проигранному фрагменту музыки.
2. Предлагает сильному ребенку обоснованно подтвердить или опровергнуть этот выбор, анализируя, как звучала музыка, какой у нее характер, например: тихая, спокойная, ласковая, под нее можно спать, значит это – колыбельная.
3. Предлагает желающим спеть самостоятельно песенку или мелодию такого же, в данном случае – колыбельного характера.
4. Просит других детей оценить соответствие исполненной песни предложенному ранее, т. е. колыбельному характеру.
5. В конце занятия детям предлагается вместе или индивидуально выполнить музыкально-ритмические движения, соответствующие характеру исполненной (колыбельной) музыки.
Таким образом, используя всего одну игру в течении одного занятия можно определить уровень музыкального развития почти всех детей как по пению, так и по слушанию музыки и музыкально-ритмическим движениям или ритмике. При этом, задавая детям по ходу игры наводящие вопросы по динамике, темпу, ритму исполняемой музыки можно уточнить особенности музыкального слуха, например, отличает ребенок напевное звучание от отрывистого или нет и т. д.
Кроме этого использование музыкально-дидактических игр вместо обычных заданий позволяет определить уровень музыкального развития по разделу «слушание музыки» у детей плохо владеющих речью, что в некоторых условиях не маловажно и делает общие результаты диагностики музыкальных способностей детей более точными, объективными.
 
Людмила_МихайловнаДата: Среда, 15.02.2012, 21:13 | Сообщение # 26
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В деятельности музыкального руководителя ДОУ можно выделить три основных направления:
1. Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;
2. В перечень обязанностей музыкального руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования дошкольников;
3. Важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с родителями детей.

РАБОТА С ДЕТЬМИ
В перечень непосредственных обязанностей музыкального руководителя в работе с детьми входит: формирование основ музыкальной культуры ребёнка, развитие его музыкальных способностей; осуществление диагностики уровня музыкального развития детей; подбор высокохудожественного музыкального репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию; проведение групповых и индивидуальных музыкальных занятий с детьми; подготовка и проведение праздников, развлечений (в том числе тематических музыкальных вечеров, театральных постановок, музыкально-дидактических игр, сказок-драматизаций, постановок детских опер и т. д.); участие в подготовке учебно-наглядного материала, пособий по музыке, дидактических игр и т. д.; сопровождение музыкой утренней гимнастики и занятий физической культурой.
Одна из главных задач музыкального руководителя – сформировать у детей потребность в музыке и отношение к ней как к важнейшей духовной ценности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С ПЕДАГОГАМИ

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения включает: ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей; разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе; обсуждение сценариев праздников и развлечений; участие в изготовлении праздничных декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам; участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды; оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей; участие в педагоги-ческих советах дошкольного образовательного учреждения.
Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогического коллектива включают:
1. Индивидуальные и групповые (по 2–4 человека) консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательной работы в группах, используемого на занятиях музыкального репертуара, вопросы организации музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения; осуществляется работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;
2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара для детей;
3. Семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новой музыкально-методической литературой;
4. Практикумы, включающие наряду с теоретическим освоением материала практическое выполнение различных заданий в группах;
5. Выступления на педагогических советах с докладами, тематическими сообщениями по проблемам музыкального образования детей;
6. Проведение открытых музыкальных занятий, вечеров досуга с последующим их анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.
 
Людмила_МихайловнаДата: Среда, 15.02.2012, 21:36 | Сообщение # 27
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С РОДИТЕЛЯМИ

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).
Формы взаимодействия музыкального руководителя с семьёй ребёнка:
1. Индивидуальные беседы с родителями;
2. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;
3. Выступления на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с докладами о музыкальном образовании детей;
4. Открытые музыкальные занятия с детьми для родителей (с последующем обсуждением);
5. Конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи музыкального образования детей;
6. Анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье;
7. Занятия-практикумы для родителей с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместному музицированию с детьми.
Помощь музыкального руководителя в организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей в рамках «музыкальных гостиных», «семейных музыкальных клубов» способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.

Доступно только для пользователей
 
Людмила_МихайловнаДата: Среда, 15.02.2012, 21:38 | Сообщение # 28
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ
Доступно только для пользователей
 
Людмила_МихайловнаДата: Пятница, 24.02.2012, 12:00 | Сообщение # 29
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
Методика разучивания песен.

1.Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).

2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом ( рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой - либо слог.

4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Он всегда должен иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.

5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно расходуя его. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками - парашютиками знакомого всем одуванчика.

6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех - пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие пропевки, например «Две трети», «Птица и птенчики» и др.

7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом должна быть также прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.
 
Людмила_МихайловнаДата: Пятница, 24.02.2012, 12:01 | Сообщение # 30
профессионал
Группа: Администраторы
Сообщений: 2268
Статус: Offline
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям.

I этап – начальное обучение новым музыкальным движениям;
II этап – углубленное разучивание;
III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.

Обучение на первом этапе направлено на создание у детей общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают первичные сведения о характере музыки, о форме движений, соответствующих данной музыке, прослушивают музыку.
Основные действия педагога на первом этапе обучения включают в себя:
Объяснение;
Выразительное исполнение;
Показ нового танцевального движения воспитателем, соответствующего содержанию музыки.

На втором этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Педагог должен постоянно наблюдать за выполнением детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, исправлять ошибки. В результате активной работы педагога и детей на втором этапе обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой. Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качества выполнения (точность, ритмичность, выразительность).

Третий этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой. Это достигается путем самостоятельного выполнения движений, проведения движений под различную музыку. Степень овладения движением под музыку должна быть доведена до прочного навыка.

Этапы разучивания упражнений:

1. Словесное объяснение педагога, затем показ упражнения воспитателем под музыкальное сопровождение.
2. Разучивание сложных движений («переменный шаг», «шаг польки»…) по частям сначала под счет, затем под музыку.
3. Показ ребенка, освоившего это упражнение.
4. Закрепление упражнения всеми детьми на последующих занятиях.
5. Оценка выполнения упражнения детьми.

Этапы разучивания музыкальных игр:

1. Прослушивание музыки к игре;
2. Знакомство с содержанием, сюжетом и правилами игры.
2.1.Чередовать образный рассказ и слушание музыки к игре (в развернутой сюжетной игре).
В старших группах в играх с пением текст песен разучивается заранее.
3. Непосредственное разучивание игры:
3.1.Знакомство с основными движениями игры по показу воспитателя или, заранее подготовленного, ребенка (в старших группах);
3.2.Акцентировать внимание детей на соответствие движения средствам музыкальной выразительности.
4. Закрепление навыка самостоятельного исполнения движений на последующих занятиях.
5. Оценка выполнения движений детьми.

Этапы разучивания упражнений-композиций:

1. Слушание и анализ музыки к композиции.
2. Разучивание по частям в ходе подготовительных упражнений.
3. Соединение частей в единое целое.
4. Закрепление упражнений на последующих занятиях.
5. Самостоятельное исполнение детьми.
В процессе разучивания всех упражнений педагог неоднократно показывает движение сам (иногда это делают дети, освоившие это упражнение); дает указание, пояснения, делает замечания.
Этапы разучивания плясок, танцев:

1. Слушание и анализ музыки к пляске, танцу.
1.1.При разучивании народных плясок необходима беседа об истории создания пляски, знакомство с костюмом данного народа на иллюстративном материале.
2. Разучивание подготовительных упражнений (движений) к танцу по показу воспитателя.
3. Показ пляски целиком воспитателем или заранее подготовленными детьми.
4. Разучивание рисунка танца всей группой.
5. Закрепление движений на последующих занятиях.
6. Самостоятельное исполнение танца детьми.
 
Форум » Музыкальному руководителю детского сада » Методическая копилка » Документация, планы, ФГОС ДО (Музыка)
Страница 2 из 99«12349899»
Поиск: