Образовательный портал
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
Форум » Музыкальному руководителю детского сада » Методическая копилка » Консультации для воспитателей и муз. руководителей
Консультации для воспитателей и муз. руководителей
Оксана_АнатольевнаДата: Четверг, 07.06.2012, 07:13 | Сообщение # 1
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4488
Статус: Offline
Консультации для педагогов образовательных учреждений по музыкальному развитию детей дошкольного возраста.
 
Lara250868Дата: Среда, 07.08.2013, 11:29 | Сообщение # 91
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline
Сообщение # 19 и следующее, очень понравились правила поведения на утренниках, у нас сад большой, родителей много приходят и , честно сказать ведут себя очень свободно.... боремся как можем с их поведением...за ранее благодарю, я тут новичок, так много полезного материала, глаза разбегаются!!!! Спасибо Вам огромное за Ваш труд!!!!!
 
Елена_МарковнаДата: Четверг, 08.08.2013, 17:33 | Сообщение # 92
оратор
Группа: Модераторы
Сообщений: 815
Статус: Offline
Лекторий для воспитателей
"ВОСПИТАТЕЛЬ И МУЗЫКА"
(в форме буклетов)

 
LambadaДата: Пятница, 30.08.2013, 11:28 | Сообщение # 93
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
Нашла в себя в копилочке, консультации не мои, спасибо авторам, брала на просторах интернета. Может кому нибудь пригодятся.
 
LambadaДата: Пятница, 30.08.2013, 11:30 | Сообщение # 94
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline



 
LambadaДата: Пятница, 30.08.2013, 11:32 | Сообщение # 95
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
ТЕАТР: ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО.

Сейчас сложно найти человека, который не любил бы кино. Невозможно найти ребенка, который не любил бы мультики или компьютерные игры. Но вот искренних любителей и ценителей театра немного. Язык его не прост. Это не шоу, театр не всегда способен удивлять или смешить. Чтобы понять его, нужно настраиваться на определенную волну. Иначе – ничего не произойдет и туда не захочется возвращаться.
Для ребенка театр начинается с того дня, когда он в первый раз берет в одну руку игрушечного слона, в другую - собаку и начинает разговаривать их голосами. Сам того не зная, малыш постигает условности театра, когда составляет в пирамиду кубики и говорит – «гора», а накрытый пледом стул называет «дворцом». Когда ребенок начинает играть, он становится и актером, и режиссером, и костюмером одновременно, он готов вовлекать в свое представление всех домашних, включая кошек и собак. Именно поэтому его нужно познакомить с настоящим театром, который так не похож ни на что из увиденного ребенком раньше.
Приятные хлопоты начинаются уже с покупки билетов. Дальше – ожидание и догадки : « А что там будет?» Дальше – сборы: «Что мне надеть?», дальше – путешествие на другой конец города. Новых впечатлений так много, что они могут даже отодвинуть на второй план само представление. Поэтому не стоит ждать, что первый спектакль произведет неизгладимое впечатление. Для первого раза важен сам ТЕАТР. Одного ребенка поразит музыка, другой целый час будет рассматривать только огромную люстру под потолком и размышлять, как же ее такую большую и тяжелую, смогли туда повесить, а третьему понравится вкусная вода в буфете. Именно поэтому и убранство театра, и особенный ритуал, который начинается с покупки программки или бинокля и заканчивается вежливым «спасибо, до свидания», сказанным билетерше, нельзя обойти вниманием. Пройдет много лет и спектаклей, прежде чем настоящий театр будет начинаться с вешалки. А пока пусть он начинается с чего угодно – с парадной лестницы и больших зеркал в фойе, с бархатного занавеса, даже с невероятно вкусного бутерброда в буфете, потому что все это – тоже театр. Самый настоящий.
Самое первое знакомство ребенка с театром происходит в 3-6 лет. Лучше всего в первый раз отправиться на небольшой спектакль (не дольше 30-40 минут). С шести - семилетним ребенком можно провести экскурсию по театру. Объясните, как он устроен, как зажигается и гаснет свет, почему всем зрителям хорошо слышно актера, который говорит без микрофона, что находится за кулисами.
Попробуйте после спектакля поиграть в театр дома. Быть может это станет хорошей традицией домашнего театра.

ЭТИКЕТ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ТЕАТРАЛОВ.
• Если спектакль не нравится, нельзя это демонстрировать, Во-первых, из уважения к труду актеров, а во-вторых – чтобы не мешать тем, кто сидит рядом с вами.
• Если ваше место находится в середине ряда, проходить к нему следует только лицом к уже занявшим свои места зрителям.
• В театр нельзя приходить в грязных ботинках и неопрятно одетым. Если на улице дождь, возьмите с собой сменную обувь или маленькую щеточку.
• Не дожидайтесь, пока прозвенит третий звонок. К этому времени вы должны уже знать, где находится ваше место.
• Театр требует тишины, Даже шуршание конфетной обертки в тишине зала может прозвучать громко.
• Если на месте, указанном в билете, уже кто-то сидит, нельзя громко выяснять отношения с этим человеком. Во - первых, чтобы не портить друг другу настроение, во-вторых, для решения подобных проблем в зале находятся специальные люди. Будет неловко, если выяснится, что именно вы перепутали место, не посмотрев, что в билете указан не «партер», «бельэтаж».
 
LambadaДата: Пятница, 30.08.2013, 11:33 | Сообщение # 96
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
Поступаем в музыкальную школу.
Правила успеха.

Если вы решили отдать своего ребенка в музыкальную школу, прислушайтесь к нашим рекомендациям.
Не стремитесь поступить в школу как можно раньше. Программа рассчитана на детей школьного возраста, и, как бы ни был развит и талантлив ваш малыш, он всегда будет отставать от более старших одноклассников, переутомляться, и в конечном счете учиться хуже, чем мог бы. Пяти - шестилетних детей принимают в подготовительный класс, и это - самое подходящее время для начала систематических занятий музыкой. Правда, при многих школах есть платные дошкольные отделения, где с самыми маленькими занимаются пением, ритмикой, игрой на шумовых инструментах.
Незачем пытаться обязательно попасть в класс фортепьяно, есть масса инструментов, на которых ничуть не менее интересно играть: и скрипка, и виолончель, и баян, и гитара. Если во время прослушивания вам посоветуют, на каком инструменте лучше играть малышу, прислушайтесь к этим рекомендациям. Как правило, учитываются и музыкальные данные, и анатомические особенности ребенка. Тому, у кого крупные руки, предложат играть на виолончели, а крошке - на флейте-пикколо. Если у ребенка абсолютный слух, он может играть на скрипке, если способности похуже - на гитаре или кларнете.
Очень серьезно подойдите к выбору педагога. С этим человеком вашему чаду предстоит общаться один на один несколько лет. Если педагог повышает на малыша голос или абсолютно к нему равнодушен, если вы чувствуете, что ребенок не справляется с требованиями учителя или явно скучает на его уроках и способен на большее, вообще, если вас что-то не устраивает, не стесняйтесь обратиться к администрации школы с просьбой поменять педагога.
Перед тем как поступить в музыкальную школу, проконсультируйтесь с врачом. Для занятий на некоторых инструментах существуют противопоказания: на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, на скрипке - при сколиозе и сильном плоскостопии. И проверьте зрение малыша: даже при незначительном дефекте у крохи от чтения нот будут уставать глазки. Могут начаться головные боли. Занятия музыкой не должны нарушать режим дня малыша, мешать прогулкам, занятиям спортом и полноценному общению со сверстниками.
Не сравнивайте успехи малыша с достижениями других детей попросите педагога не делать этого. Не требуйте от крохи большего, чем он может. Но и не делайте далеко идущих выводов из его побед: "пятерка" на экзамене во втором классе еще не повод делать из ребенка профессионального музыканта.
Как бы ни было трудно, постарайтесь не раздражаться, занимаясь с малышом дома. Занятия теряют всякий смысл, если ежедневно сопровождаются слезами и наказаниями. Во всяком случае еще никого не удалось заставить любить музыку таким способом. Когда потребуются регулярные тренировки дома, заранее оговорите с ребенком, в какие часы и как долго он будет заниматься. Минут за десять-пятнадцать предупредите малыша, что скоро пора начинать. Даже если вы разбираетесь в музыке, постарайтесь свести контроль к необходимому минимуму. Если вас попросят о помощи - помогите, а если ребенок хочет заниматься самостоятельно, не мешайте. Возможно, так он добьется больших успехов, даже если поначалу будет двигаться вперед не так быстро, как под вашим руководством.
Ну а если ваш малыш категорически отказался ходить в музыкальную школу или вы почувствовали, что занятия не доставляют ему никакого удовольствия, да и успехов особых не видно, не делайте из этого трагедии. Деликатно предложите крохе попробовать заняться чем-нибудь другим. Может быть, через год-два он сам вернется к занятиям. Но даже если ребенок больше никогда не сядет за инструмент, не беда. Зато он навсегда запомнит, что вы поняли его и с уважением отнеслись к его решению. Ну а любить и понимать музыку могут и те, кто не умеет играть на рояле.
 
LambadaДата: Пятница, 30.08.2013, 11:34 | Сообщение # 97
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
Советы родителям по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

1. Обратите внимание на самостоятельную музыкальную деятельность вашего ребёнка.
2. Не раздражайтесь, когда ребёнок пытается играть на каком-либо инструменте, а наоборот, стремитесь к тому, чтобы это заинтересовало его.
3. Покупайте музыкальные инструменты и игрушки, играйте на них сами, играйте вместе с детьми.
4. Водите ребёнка в театр, на концерт, где участвуют дети.
5. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок слушал и смотрел детские музыкальные теле-и-радиопередачи.
6. Пошлите заявку на радио или телевидение с просьбой исполнить любимое произведение вашего ребёнка.
7. Накапливайте детскую фонотеку.
8. По возможности старайтесь знакомить детей с композиторами.
9. Музицируйте дома с детьми (пойте, играйте на музыкальных инструментах, танцуйте).
10. Предлагайте детям разнообразную музыку.
11. Отдайте ребёнка в музыкальную школу (по возможности).
12. Обсуждайте с детьми просмотренные спектакли, концерты.
13. Помогите придумать ребёнку музыкальную сказку, сценку.
14. Интересуйтесь тем, что узнал нового ребёнок на музыкальном занятии в детском саду.
15. Обязательно присутствуйте и по возможности участвуйте на утренниках и вечерах развлечений в детском саду.
16. Бывая на природе, обращайте внимание ребёнка на «звуки музыки» вокруг нас (музыку природы).
17. После концерта или спектакля побуждайте ребёнка к передаче впечатлений в рисунке, рассказе и других формах.

Психо-музыкотерапевты советуют пьесы:

Для уменьшения раздражительности:
Бах Кантата №2, Бетховен «Лунная соната».

Против тревоги:
Шопен - Мазурки и прелюдии, Штраус - Вальсы, Рубинштейн «Мелодия»

Успокоительные:
Дебюсси «Свет луны», Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве, Мария»
 
LambadaДата: Пятница, 30.08.2013, 11:38 | Сообщение # 98
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
А следнующую информацию не знаю в каком разделе выставить, выставлю здесь, если что не ругайте строго smile

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам.
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2 младшая группа)

 Куклы-неваляшки
 Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка, и т.п.)
 Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки
 Игрушки инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан.
 Музыкально- дидактические игры : «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?»,
«Птицы и птенчикки», «Музыкальные волчки», «Угадай на чем играю», «Кого разбудило солнышко?», «Где мои ребятки?», «Чудесный мешочек» (лучше использовать два мешочка: один с музыкальными инструментами, другой с игрушечными животными для игр на развитие голоса «кто как поет?») и др.
 Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.)
 Атрибуты к музыкальным подвижным играм: «Догони нас, мишка », «Кошка и котята», «паровоз», «Мячи» и др.
 Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезону)
 Ширма настольная
 Перчаточная игрушка (для воспитателя) и пр.
 Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
 Поющие и двигающиеся игрушки,
 Перчаточные игрушки для детей.
 Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.
 
LambadaДата: Пятница, 30.08.2013, 11:39 | Сообщение # 99
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам.
Перечень материалов для детей 4- 5 лет (средней группы детского сада).

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4 -5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы, а также дополнительно к этому:
 Металлофон
 Шумовые инструменты для детского оркестра
 Книжки- малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам)
 Фланелеграф или магнитная доска
 Музыкально- дидактические игры: «три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик - семицветик», «Угадай колокольчик» др.
 Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Летчики» и др.
 Музыкальные лесенки (трехступенчатая пятиступенчатая) на которых находятся маленькая и большая птички или другой персонаж.
 Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики, и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы и пр.)
 Ширма настольная и набор игрушек,
 Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования.
 Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
 
LambadaДата: Пятница, 30.08.2013, 11:39 | Сообщение # 100
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам.
Перечень материалов для детей 5 -6 лет (старшей группы детского сада).

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
 Бубны, барабаны, треугольники и др.
 Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
 Иллюстрации по теме «Времена года»
 Музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр)
 Портрет композиторов
 Иллюстрации из «Музыкального букваря»
 Музыкально- дидактические игры «Пчелка», «музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «повтори звук», «Три поросенка », «Угадай что звучит» и др.
 Атрибуты к подвижным играм «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши»…
 Детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
 Ширмы: настольная ширма и по росту детей.
 Музыкальные лесенки : трех пяти и семи ступенчатые
 Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым танцам и др.
 Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты
 Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону – листики, снежинки, цветы и т.д.
 Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
 
sashamizenkoДата: Суббота, 31.08.2013, 13:35 | Сообщение # 101
интересующийся
Группа: Друзья
Сообщений: 94
Статус: Offline
Этим летом нарисовала стенд для консультаций:
Прикрепления: 0166557.jpg (77.0 Kb)
 
БурнашоваДата: Воскресенье, 22.09.2013, 17:33 | Сообщение # 102
гость
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
Бурнашова Е.В. МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик»
Консультация для воспитателей «Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки»
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач, от решения которых зависит психосоциальное и духовное здоровье детей.
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Работая над проблемой духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста средствами музыки, можно использовать средства музыкального фольклора. Народной музыке может передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации, позволяет формировать у ребенка чувство сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Поэтому так велико значение народного искусства в развитии личности ребенка.
Считаю, что фольклор является актуальным средством духовно-нравственного развития, поэтому советую использовать его в различных видах деятельности, прежде всего в режимных моментах, которые занимают много времени в педагогическом процессе с детьми. Такие режимные моменты как одевание, прием пищи, укладывание спать сопровождать различными жанрами устного народного творчества: потешками, песенками и т. п… Например, при мытье рук читать детям потешки: «Водичка, водичка...», «Ай, лады - лады - лады...», «В ручейке вода струится...», на прогулке на свежем воздухе использовать игры: «Я загораю». «Я на солнышке лежу», «Ножки, ножки, где вы были?», «Солнышко – колоколнышко…» и т д. Потешки, песенки, прибаутки, заклички и т.п. способствуют созданию положительно эмоционального настроения.
Большое внимание уделите обрядам, праздничным обрядам, таким как, Масленица, Пасха, Троица. Встречая и провожая Масленицу, зазывайте весну, закликайте птиц, приносите веточки вербы и ждите пока они распустятся. На Пасху устраивайте конкурс на самое красивое яичко к Христову дню. Празднуя Троицу, особое место уделяйте берёзе: проводите обряд завивания венков, украшение березки, водите хороводы. Прощаясь с осенью, провожайте её песнями, играми, хороводами.
Используя в свободной деятельности детский фольклор, вы помогаете детям расти здоровыми (пестушки), веселы¬ми (прибаутки, потешки), спокойными (колыбель¬ные). В свободной деятельности уделяйте большое внимание чтению сказок, рассказов, слушая которые ребенок также учится сопереживать, различать добро и зло. Читая детям рассказы и сказки о животных, о бережном отношении к ним, заботе о них, подбирайте музыку, песни, соответствующие теме.
Рассматривая картинки с изображением птиц можно прослушать песню «Воробушки в мороз» муз. М. Красева, сл. А. Барто. Рассматривая картинку с изображением птиц весной, прослушайте музыку М. Сидви «Весеннее щебетанье».
Формируя у дошкольников духовно – нравственные ценности, приобщайте их к классической музыке, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Во время игр тоже можно слушать музыку. Например, во время дидактической игры «Кукла заболела», слушаем - «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из детского альбома П.Чайковского).
Читайте детям сказки, беседуйте, обсуждайте музыкальные произведения. В результате у детей сформируются основы музыкальной культуры, способствующие развитию общей духовной культуры.
 
розалиндаДата: Четверг, 03.10.2013, 22:03 | Сообщение # 103
новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 59
Статус: Offline
МУЗЫКАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА И СПОСОБЫ ЕЕ ИНТЕГРАЦИИ.
Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Одно из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программе дошкольного образования - учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Примерные виды интеграции образовательной области «Музыка»
По задачам и содержанию воспитательно-образовательной работы:
Физическая культура
Коммуникация
Познание
Социализация
Здоровье
Безопасность
По средствам организации и оптимизации воспитательно-образовательного процесса
«Художественное творчество»
«Физическая культура»
«Чтение художественной литературы»

Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в его деятельности, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно-развивающей среды. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. А это предполагает обновление предметно-развивающей среды ДОУ. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметная среда должна представляет собой систему предметных средств, насыщенных играми, игрушками, пособиями и оборудованием, материалами для организации творческой деятельности. Но при этом, исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер, а так же - ее вариативность и опора на личностно-ориентированную модель воспитания.

Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.) становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности.
Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе.
На основе интегративного подхода дети:
а) активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;
б) проходят через закономерные стадии развития;
в) обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное развитие;
г) неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. .
Обстановка в группе должна быть создана таким образом, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно делать выбор.
 
розалиндаДата: Четверг, 03.10.2013, 22:05 | Сообщение # 104
новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 59
Статус: Offline
Продолжение
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.
Мы, с одной стороны, являемся авторами среды, с другой стороны - ее компонентом. Авторами потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творим, проектируем и создаем среду.
Компонент потому, что определяем свое место в среде относительно каждого ребенка. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии – он не нуждается в объяснении, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий. Все эти виды использования среды и педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.
Современная ситуация в образовании ставит воспитателей в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.
Для обеспечения качества музыкального образования детей дошкольного возраста необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда. Организатором среды является воспитатель, который постоянно должен проявлять интерес к музыкальным играм, показывать возможности музыкальной предметной среды, создавать творческие ситуации, сам проявлять творчество, играя с детьми. В результате у детей возникает большой интерес к музыкальным играм и игрушкам, они часто играют с ними, проявляя активность и креативность.
Музыкально-образовательная среда группы состоит из
музыкального и предметного компонентов.
Музыкальный компонент представлен непосредственно музыкой, независимо от её источника. Все остальное относится к предметному компоненту, в том числе и музыкальные инструменты и средства извлечения музыки (магнитофон).
Но в музыкально-образовательной среде обязательно присутствует и социальный компонент, поскольку в любой среде происходят и социальные взаимодействия ребенка, которые накладывают заметный отпечаток на его развитие и формирование. Окружающие ребенка сверстники и взрослые люди, с одной стороны, составляют его среду обитания, с другой – взрослые являются организаторами педпроцесса. Говоря о социальной составляющей среды, необходимо выделить организацию мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Задача поддержания такого фона, создающего комфортные условия для ребенка и культивирующего его музыкальное творчество, важная и самая сложная задача педагогов.
Таким образом, музыкально-творческая среда характеризуется творческой атмосферой, а также разнообразным предметным и информационным наполнением.
Рекомендации по оборудованию такой среды я нашла в статье Е. Ю. Матвиенко "Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ" (сборник "Опыт лучших- детям. Об инновациях в дошкольном воспитании")
При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей (интересов и возможностей) детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Наличие в содержании как консервативных, так и проблемных компонентов.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
7. Возможность переноса оборудования в другие места.
8. Способы интеграции (на которых мы подробнее остановимся чуть позже)
Среда совместной с воспитателем и самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе вне занятий представлена следующими пособиями:
Для музыкальной (аудиальной) среды необходимы:
Магнитофон, кассеты, видеодиски, диски с записью осваиваемого детьми музыкального репертуара, с записью детских разнообразных песен, доступных для соответствующего возраста; с записью инструментальной музыки, необходимой для использования перед сном, во время еды, для релаксации и т. п.;
Для предметно-развивающей среды необходимы:
I БЛОК ПОСОБИЙ, стимулирующих развитие восприятия музыки
Музыкально-дидактические игры, пособия
Элементы ряжения для хороводных, музыкально-сюжетных игр
Набор детских музыкальных инструментов

II БЛОК ПОСОБИЙ, стимулирующий музыкально-исполнительскую деятельность
Три куба с картинками, соответствующими содержанию разучиваемого с детьми репертуара (один – по певческой деятельности, второй – по музыкально-ритмической деятельности, третий – по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах).

III БЛОК ПОСОБИЙ, побуждающих к музыкально-творческой деятельности:
Музыкально-творческие упражнения «Сочини песенку», «Придумай свой танец»
Неозвученные инструменты для творческих импровизаций «Сыграй музыку» (под аудиозапись музыкального произведения ребенок передает темп и динамику звучания музыки).
Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

Среда самостоятельной музыкальной деятельности та же самая, что и для совместной деятельности с воспитателем, только ребенок по своему желанию выбирает пособия, игры и инструменты
 
розалиндаДата: Четверг, 03.10.2013, 22:08 | Сообщение # 105
новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 59
Статус: Offline
Продолжение
При проектировании воспитательно-образовательного процесса для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо обеспечить интегративный подход к организации развивающих центров активности детей.
Интегративная направленность деятельности музыкального центра состоит в том, чтобы музыка органично включалась в повседневную жизнь группы детского сада. Это:
• Использование музыки в режимных моментах:
- на утренней гимнастике и в непосредственной образовательной деятельности (область «Физическая культура»);
- в непосредственной образовательной деятельности ;
- во время умывания;
- в другой непосредственной образовательной деятельности (области «Познание», «Чтение художественной литературы», и др.);
- во время прогулки (в теплое время);
- перед дневным сном;
- при пробуждении;
- в сюжетно-ролевых играх;
- в театрализованной деятельности;
- перед дневным сном;
- при пробуждении;
- на праздниках и развлечениях
Музыка на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружением, изобразительной деятельности, физкультурных занятиях

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.
При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.

Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.
Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др.), использовать музыку не следует.

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на, прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы.

На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением. Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль.

Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм.
Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить
Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха окажут косвенное воздействие и на развитие речи. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов - интеграция в область «Коммуникация», «Познание».

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свои рассказы исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.
Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты.

Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Некоторые пьесы и музыкальные композиции, прослушанные детьми в записи в начале занятия, создают определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить веселых и смешных персонажей в рисунке.

На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя.

Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.

Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями и способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель.
Оформляя музыкальные уголки в группах нужно учитывать, что в группах младшего дошкольного возраста нужно опираться на сюжетную основу, в старших и подготовительных – на дидактическую.
Музыкальные игрушки целесообразно размещать в игровой зоне, книги о музыке, и портреты композиторов – в зоне «Чтения», а атрибуты – в уголке «Физического развития», элементы ряжения в зоне «Театрализованной деятельности», самодельные шумовые инструменты в зоне эксперементирования, музыкально-дидактические игры - там, где располагаются все настольные печатные игры
 
Форум » Музыкальному руководителю детского сада » Методическая копилка » Консультации для воспитателей и муз. руководителей
Поиск: