интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группы О. Титаренко
Цель: через синтез искусств (музыку и графику) развивать музыкально-художественные способности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Развивать способность восприятия музыки, творческие умения, фантазию в придумывании образных движений и статичных поз. Конструировать из наборов линий прямых, ломаных, зигзагообразных Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения, воспитывать уважение к старшим, памяти предков.
Дидактический материал:
- «Гном» М. П. Мусоргский - «Багатель ре мажор» №3 оп. 119 Л. Бетховен -«Багатель ля минор» №9 оп. 119 Л. Бетховен - «Музыка, здравствуй» М. Лазарев -«До свиданья, музыка» М. Лазарев Фонозаписи: - 7 прыжков (Дания) -«Гном» М. П. Мусоргский - «Багатель ре мажор» №3 оп. 119 Л. Бетховен -«Багатель ля минор» №9 оп. 119 Л. Бетховен - И.С.Бах. Полонез (Сюита №2 для камерного оркестра) -«Детская симфония» Й. Гайдн 2 часть - игра со шляпами (Венесуэлла) Репродукции картин Рубенса, Караваджо, Рембрандта. Цветной картон, листы ламинита, наборы линий прямых, ломаных, зигзагообразных. Шумовые инструменты: Треугольник, барабаны, деревянные палочки, металлофоны. Шляпы.
Ход занятия
Приветственный ритуал по Льву Виноградову – дети прикасаются ладошками к ладоням педагога, смотрят друг другу в глаза, улыбаются, проходят в зону для ритмических движений, встают в круг. Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Вы вошли в музыкальный зал, и музыка приветствовала вас! Давайте и мы скажем музыке – здравствуй!
Дети поют приветственную песенку «Музыка, здравствуй» М. Лазарева. Игра-разминка на восприятие «7 фигур» Т. Э. Тютюнниковой. Далее дети проходят в зону для слушания музыки и просмотра видео.
Ребята, я хочу рассказать вам одну интересную историю, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак… Жил-был один мальчик – Пит, или Петя по-нашему. Каждые каникулы он уезжал погостить к своей бабушке. (слайд 1) Вы думаете, его бабушка жила в маленьком домике в деревне? А вот и не угадали! Бабушка владела большим красивым замком. (слайд 2) В этом замке хранилось много старых вещей, а в главной зале были старинные часы, которые важно звонили каждый час. Маленькие стрелочки деловито тикали, а большой маятник мерно покачивался из стороны в сторону. Давайте попробуем при помощи шумовых инструментов изобразить часы бабушки.
Дети проходят к шумовым инструментам и встают полукругом. Исполняют 2 часть «Детской симфонии» Й. Гайдна – «Часы». Затем вновь садятся в зону для слушания музыки.
Еще в замке было много старинных портретов в огромных рамах. Это были предки Пита – прабабушки и прадедушки (слайд 3,4,5,6,7,8,9).
Пит очень любил долгими вечерами ходить по галерее и рассматривать старинные портреты. Порой ему бывало скучновато, ведь он был единственным ребенком в большом замке. Тогда Пит начинал играть с портретами. Он очень смешно разговаривал с ними и передразнивал их. Он хохотал и гримасничал, строя рожи солидным джентльменам в мундирах и дамам в кружевных платьях. И делал он это без страха, ведь нарисованные портреты не могли ответить ему. И передразнивал он их примерно так…
Дети делают артикуляционную гимнастику по методу В. Емельянова.
1. Покусать кончик языка. 2. Покусать язык, высовывая его вперед и убирая назад, покусывать всю поверхность. 3. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки. 4. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. 5. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение. 6. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки. 7. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику лица, поднимая лицевые мышцы, как гантели 8. Поставив указательный палец на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
Старый замок полон звуков (а-а-а шепотом) Пит сегодня – озорник! То он выл (в-в-в), А то мяукал (мя-у, мя-у), То он хрюкал (хрю –хрю -хрю), То он топал (топ –топ -топ), То жужжал (ж-жж-ж-ж), А то он укал (у-у-у-у-у), И кричал Ау- Ау-Ау. Ну а то тихонько-тихо тонким голосом пищал (и-и-и-и-и) Старый замок полон звуков (а-а-а-а шепотом).
Но вот что случилось дальше. Когда Пит в очередной раз, смеясь, передразнивал портреты, с ним стало происходить что-то странное, пугающее… Портреты потускнели (слайд 10), потеряли краски и исчезли. Пит удивился и испугался.
Показать специально заготовленный портрет, вырезанный по контуру силуэтом.
Посмотрите, что осталось от портретов – только какие-то кусочки силуэтов – прямые, ломаные и зигзагообразные (муз. руководитель показывает линии из конструктора).
Ребята, что случилось с портретами? - они обиделись и ушли…
А бабушка хитро улыбнулась и сказала Питу: - а ты попробуй их вернуть. - но как? - найди музыку, придумай музыкальные портреты. Сделай им подарок. Может, тогда они вернутся. И Пит нашел музыку…
Давайте попробуем представить портреты, как бы собрать его в своем воображении, разгадать характер.
Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано-«Багатель ля минор» №9 оп. 119 Л. Бетховена. Задает вопросы: кто это – мужчина или женщина? Почему вы так решили? Какой у нее характер. Педагог играет «Багатель ре мажор» №3 оп. 119 Л. Бетховена. Дети разгадывают. Далее педагог играет «Гном» М. П. Мусоргского. Задает вопросы. Какой это мужчина? Что с ним может происходить?
Ребята, послушаем еще раз эти музыкальные портреты, и может быть, мы сможем из кусочков силуэтов, из этих красивых линий воссоздать портреты вновь.
Теперь педагог играет только музыкальную тему. Ребята слушают фрагменты пьес и рассматривают линии конструктора, разложенные на столике перед ними, пытаясь определить, какому музыкальному отрывку она соответствует.
Вы молодцы, вы умницы, так хорошо разгадывали музыкальные портреты, а теперь давайте попробуем превратиться в них.
Дети проходят в зону для музыкально-ритмических движений, работают в парах. Один – скульптор, другой – глина.
Музыкальный руководитель. Не забудьте, что скульптор вежлив и терпелив, а глина мягкая и податливая!
Звучит багатель ре мажор в записи. Дети создают скульптуры, передающие музыкальный образ. Далее скульптуры оживают и танцуют, импровизируя движения. Звучит багатель ля минор. Дети поменялись ролями. Выполняют задание. Звучит «Гном» - вновь дети поменялись ролями. «Слепили» скульптуру и «оживили» ее.
Вы были хорошими скульпторами, и ваши скульптуры мне понравились! А теперь проходите за столы, и мы попробуем из линий угловатых, резких, прямых и волнистых создать музыкальные портреты.
Теперь дети на плоскости листа работают над характером и пластикой своих персонажей. Графичные коллажи дети вкладывают в листы ламинита и закрепляют стиплером.
Отлично, ребята! Вы справились с заданием и создали прекрасные музыкальные портреты, помогли Питу, и его предки вернулись на свои места, в портретные рамы (слайд 12). Давайте устроим парад портретов – пройдем торжественным шагом вокруг зала!
Парад портретов. Задача – двигаться танцевальным шагом в ритме музыки. По ходу движения дети закрепляют свои работы на заранее приготовленные места на боковой стене.
Знаете, что приключилось с Питом дальше? Пит так обрадовался, стал веселиться и выбежал во двор. Во дворе он услышал звуки веселой музыки, смех и решил узнать, в чем дело. А это веселые крестьяне танцевали свой любимый танец со шляпами. Мы его тоже знаем. Хотите, станцуем? Тогда вставайте в круг и передавайте шляпы на палочках друг другу по кругу под неторопливую музыку. А когда характер музыки изменится, она станет подвижной, веселой, те, у кого на палочке окажется шляпа – станцуют для нас!
Игра – танец «Шляпы» Т. Э. Тютюнниковой.
Вот так весело закончились приключения Пита. И нам с вами пора прощаться. Но прежде давайте вы вспомните, что больше всего запомнилось и понравилось вам на сегодняшнем занятии.
Дети садятся на ковер, передают друг другу «волшебный скрипичный ключ» - фигурку и делятся своими впечатлениями.
А теперь давайте вместе попрощаемся с музыкальным залом и с музыкой.
Дети поют прощальную песенку «До свиданья, музыка» М, Лазарева. Педагог в дверях прощается с ними ладошками.
Литература: Т. Э Тютюнникова «Веселая шарманка» пособие для дошкольников Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке…» Линка – Пресс, Москва 1997 г.
Девочки, сценарий открытого занятия,проводила для педагогов детского сада, скомпилированный из нескольких (использована методика М.Лазарева, сценарий О.Арсеневской) ЦЕЛЕБНАЯ СИЛА МУЗЫКИ. Программное содержание:
Формировать привычку к здоровому образу жизни и укреплению своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности. Научить детей использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья. Воспитывать у детей умение слушать музыку, эмоционально откликаться на неё. Продолжать работу над чистотой интонирования в пении, правильно брать дыхание при пении песен. Развивать творческую активность детей.
Направленность: Занятие носит интегрированный характер, комплексно решает задачи музыкального и валеологического воспитания. Научная основа: Использование здоровьесберегающих технологий : программа «Здравствуй!» М.Лазарева, гимнастика для развития речи Е. Косиновой, валеологические рас- певки О.Арсеневской. ХОД ЗАНЯТИЯ. Под музыку дети заходят в зал. М.рук. Здравствуйте, ребята! Вы пришли на музыкальное занятие в наш музыкальный зал. У нас сегодня не простое занятие. Мы будем с помощью музыки укреплять своё здоровье. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Они тоже хотят посмотреть, как музыка помогает улучшить здоровье. А на какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, на слово «здравствуй». Ведь когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы . Приветствие «Музыка, здравствуй!». М.Лазарев. М.рук. А сейчас давайте познакомимся с нашими гостями. Игра-знакомство «Как тебя зовут?». М. рук. Очень хорошо, ребята! Мы поздоровались с нашими воспитателями, назвали все свои имена.А сейчас давайте приготовим свои горлышки для пения, ушки для слушания, руки и ноги для танца. Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажом «Доброе утро!» сл. и музыка Арсеневской. 1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка Улыбнись скорее! кланяются друг другу И сегодня весь день "пружинка" Будет веселее. поднимают ручки вверх Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту Носик и щечки. Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому Как в саду цветочки! плечу поочередно 2. Разотрем ладошки движения по тексту Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее! Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем. Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
М. рук. А скажите, ребята, из чего состоит песенка? Правильно, из звуков, звуков речи и музыкальных звуков. А ещё мы с вами знаем, что с помощью звуков мы не только разговариваем и поём, но и можем сами себя вылечить. Давайте вспомним, какие целебные звуки мы знаем. Целебный звук «В» - лечит насморк (когда начинается насморк) Целебный звук «З» - когда болит горло Целебный звук «Ж» - можно излечить кашель Целебный звук «Н» - излечивает головную и зубную боль Целебный звук «М» - способствует хорошему пищеварению Целебный звук «Р» (Тр) - помогает снять усталость в конце дня Звуки С, Ш (шипящие) - помогают отдохнуть, расслабиться. Подсказка для детей – видеопоказ картинок букв. М. рук: Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку. (открывает ноты и видит пустые листы с дырками) Что случилось с нотами? И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете? (ответы детей) М.рук: Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать? (задумывается) Придумала! Нужно позвонить в музыкальную справочную. Вера Николаевна, наберите, пожалуйста, справочную. Воспитатель: (звонит по телефону) Алло! Справочная? Помогите! Нам помощника пришлите! Надо нотки нам найти, Чтоб занятие провести. Говорит детям: Нам сейчас пришлют кота! Вот спасибо! Красота! М.рук: Про кота игру мы знаем И сейчас в нее сыграем!
Речевая игра-диалог "Тра-та-та" (модель Т.Тютюнниковой) Дети встают по всему залу парами, рассказывают потешкус интонациями, сопровождая движениями: покачивания головой, изображение полосок у Кота, длинных усов, кисточек на ушах. Вместе: Тра-та-та! Тра-та-та! Вышла кошка за кота! Дев: За Кота-Котовича? Мальч: За Петра Петровича! Вместе: Он усат, полосат, В ушах кисточки висят. Ну, не Кот, а просто клад! Появляется Кот Мурлыка. Кот: Мяу-мяу! Да, я такой! Я просто клад для всех ребят! Мяу! Всем привет, друзья! Как же рад вас видеть я! М. рук: Какой красивый котик! Как тебя зовут? Кот: Песенку вы про меня спойте поскорее, Ну, а я вам подпою «Мяу!» веселее! Дети исполняют песню «Мурлыка».
М. рук.: Кот Мурлыка, где же нам нотки найти? Кот : Все мыши живут в Мышином королевстве. Я думаю, что нотки надо искать там.
М.рук: Но мы не знаем дороги. Как же в это королевство попасть? Кот: Только настоящие коты могут найти мышь. А ведь я - Суперкот! Вперед, мои друзья! Не сутультесь, грудь вперёд, Приключение нас ждёт! Под музыку «Не нужны нам доктора» дети шагают по залу. М.рук: Ребята, впереди домик. Кот Мурлыка, это уже Мышиное королевство? Кот (принюхивается): Нет. Здесь мышами не пахнет. Но в домике кто-то есть! Мурлыка выводит из домика двух Гномиков. Гномик До: В доме До Мажор живет, Звонко песенки поет. Добрые, мажорные, Веселые, задорные! Гномик Ре: Ре Минор к реке пошел Песню грустную завел. Ох! Река проворная. Ох! Судьба минорная! М.рук: Ребята, это же братцы- гномики: Мажор и Минор! Откуда у них такие имена? (Ответы детей). Гномик До: Как же вы сюда попали? Гномик Ре: Вы здесь что-то потеряли? М.рук: Мы ищем Мышиное королевство. Мыши украли наши нотки. А наши ребята так любят петь, танцевать и под музыку играть. Гномик До: Ребята, а хотите с нами поиграть? Мы с братцем часто играем в интересную игру с волшебными человечками. М.рук: Ребята, давайте и мы поиграем с Гномиками! (Раздать картинки). Внимательно посмотрите на своих человечков. И сейчас будем угадыватьхарактер музыки с помощью волшебных человечков и передавать его своей мимикой. Слушание музыки (спокойная, грустная, весёлая). «Весёлые движения» Весёлая музыка улучшает настроение «Нытик» Неприятная музыка - учащённое сердцебиение «Баю-баиньки» Спокойная музыка – восстанавливает дыхание Программа М.Лазарева «Здравствуй!» (Диск с песнями).
Гномик Ре: Дети, как же всё кругом болит! Что-то хрумкает в груди. В горле все дерёт, горит. Нос мой булькает, сопит. М.рук: Не грусти, Ре Минор! Наши дети сейчас тебя вмиг вылечат! Мы знаем целебные звуки и сейчас с помощью музыки будем тебя лечить. Лечим грудь от кашля – целебный звук «Ж». Пение песенки «Жуки» М.Лазарева. (при пении руку держим на груди). Лечим горло – целебный звук «З». Пение песни «Комар» М.Лазарева. (при пении рука на горле). Лечим насморк – целебный звук «В». Пение песни «Дунул ветерочек» М.Лазарева. (при пении указательные пальцы рук на крыльях носа). Гномик Ре: Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду петь эти замечательные песенки! М.рук: А чтобы вы их не забывали, мы оставляем вам эти целебные звуки (картинки букв). Гномик До: Братец мой здоров опять! Все пойдемте танцевать! Танец «Летка-Енька» для зверей. Гномик Ре: Как с вами весело! М.рук: А вы знаете, что веселье и смех продлевают жизнь? Поэтому давайте подарим друг другу и всем нашим гостям свои улыбки. Смейтесь на здоровье! Кот: Время нам нельзя терять, Нужно нотки отыскать! Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Путь-дорога так легка! Запевайте же скорей Нашу песню веселей! Шагают под музыку «Рельсы-рельсы» М.Лазарева. (выполняют движения по тексту). Кот: Ребята, слышу какой-то чудесный запах! Посмотрите, цветочная поляна! Вот так чудо! М.рук: На поляне, у реки, Собрались в кружок цветы. Жёлтые и синие, Белые и красные – До чего ж красивые, До чего ж прекрасные! Ребята, чтобы взять эти чудесные цветы в руки, давайте приготовим свои ладошки. Пальчиковая игра «Волшебный цветок». Спал цветок волшебным сном: (кулачок крепко сжат). Показался лепесток, (Распрямить большой палец). А за ним - его дружок, (Указательный палец) Вот и третий не проспал, (Средний палец) И четвёртый не отстал, (Безымянный палец) Вот и пятый лепесток, (мизинец) Вот раскрылся весь цветок! (кисть руки - в форме чашечки). М.рук: А сейчас, ребята, возьмём все по цветочку, сядем на ковёр и понюхаем, какой аромат у цветов. Заодно немного отдохнём. Какой целебный звук поможет нам отдохнуть и расслабиться? ( «Ш» ). Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» под музыку «Дыхание» М.Лазарева. М.рук: Дети, послушайте, какая прекрасная музыка звучит! Что это? -Вальс! Правильно, но это не простой вальс, а «Вальс цветов», а написал композитор П.И.Чайковский. А какая музыка у вальса? Я предлагаю вам стать парами и мы вместе попробуем сочинить танец. Не забудьте нашего Мурлыку и Веру Николаевну. Танцевальная импровизация «Вальс цветов». Кот: Ребята, мне кажется, здесь где-то рядом находятся нотки. Я слышу их запах. Давайте искать! (Кот принюхивается, берёт один цветок, предлагает детям найти нотки в цветах). М.рук: Здорово! С помощью своего хорошего настроения, с помощью любви к музыке и, конечно, с помощью Кота Мурлыки мы отыскали нотки и теперь я могу сыграть вам добрую песенку о целебных звуках. Песня «Целебные звуки» М.Лазарева. М.рук: Вот и закончилось наше занятие. Послушайте мой совет здоровья. Любите себя и окружающих вас людей, уважайте их. Умейте слушать природу: пение птиц, шум дождя и ветра, шёпот листьев, запахи растений. Голоса природы наполнят ваше сердце радостью и подарят здоровье. Чтобы жить и не болеть, Каждый день старайся петь! Прогони подальше лень, Улыбайся каждый день! Веселись, пляши и пой – Будь здоровый – вот такой!
интегрированное занятие для детей старшей возрастной группы О. Титаренко
Задачи:
Развивать творческие умения, фантазию в придумывании подражательных движений и статичных поз Закреплять умение рисовать «по сырому», проводить тонкие линии, объединять их в ажурный рисунок Закреплять знания о признаках зимы, свойствах снега и льда Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения
Дидактический материал:
фонограмма «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского; иллюстрации к сказке Андерсена «Снежная королева»; образцы рисунков окон с ледяными узорами Снежинка на ниточке; шумовые инструменты – кастаньеты, деревянные палочки; белая гуашь, голубая и синяя бумага в виде окон дома, кисть, влажная губка, салфетка
Ход занятия
Дети входят в зал под звучание «Вальса снежных хлопьев» П. Чайковского из балета «Щелкунчик» и встают в круг.
Муз. руководитель. Ребята, послушайте и скажите, какая звучит музыка? (легкая, воздушная, кружащаяся, быстрая, немного тревожная, волшебная, сказочная…) Эта музыка приглашает нас отправиться далеко на Север, в Царство Снежной королевы. Помогут нам путеводные снежинки и северный ветер.
Дети берут снежинки на ниточках и под эту же музыку дуют на них, двигаясь спокойным шагом по кругу.
Муз. руководитель. Вот мы и в Царстве Снежной королевы. Как здесь холодно. Снежинки плавно кружатся и опускаются на землю. (дети кладут снежинки вдоль центральной стены и садятся на места.) Дети поют распевку «Падают снежинки» Падают снежинки — (сиb-сиb-до-си-ЛЯ-ФА) Золотые льдинки. (сиb-сиb-до-си-ЛЯ-ФА) Падают, кружатся, (фа-соль-ля- сиb-ДО-РЕ) На землю ложатся. (до-сиb-ля-соль-ФА-ФА) Муз. руководитель. А вот и сама Снежная королева важно восседает на троне. (показывает иллюстрацию) Королева Снежная королева Серебристое платье надела, И блестит оно белой парчой, Удивляет своей красотой.
Когда наступала зима, Снежная королева отправлялась путешествовать по свету. Там, где она проезжала, становилось холодно. Ехала королева на снежных конях. Звонко цокали их подковы, а Снежная королева пела: Выйдешь ли на улицу, Глянешь ли в окно: Белизною белою Все забелено.
Подковала я сегодня Снежного коня. И подковы сделала Все из хрусталя. (А. Корниенко) Дети играют на шумовых инструментах пьесу «Смелый наездник» Р. Шумана 1-ю и 3-ю части играют на кастаньетах, 2-ю – на деревянных палочках.
Муз. руководитель. Взмахнет Снежная королева рукой – быстрее закружатся снежинки. А если взмахнет своей волшебной палочкой – снежинки застынут ледяными фигурами.
Проводится игра «Ледяные фигуры» (трек «Вальс снежных хлопьев») Игра проводится по показу и словесной инструкции. Метель – дети врассыпную движутся по залу, плавно взмахивая руками. Снежинка – дети собираются в кружок тройками - четверками, соединяют поднятые правые руки в центре, левую отводят вниз – в сторону. Снеговик – дети изображают снеговиков, подняв над головой округлые руки. Льдинка – дети собираются тройками – четверками, повернувшись спинами в круг, выставляют прямые руки с расставленными пальцами-льдинками. Елочки – дети становятся парами, боком друг к другу, поднимают вверх сцепленные руки (верхушка елочки), другие руки отводят вниз – в сторону (платьице елочки). Сосеночки – парами повернуться лицом друг к другу, поднять и развести в стороны руки, изображая крону сосны. Мальчишки – все мальчики выставляют ногу на пятку, руки на поясе. Девчоночки – все девочки делают руки полочкой, слегка наклоняются вперед.
Муз. руководитель. Проезжала Снежная королева и над заснеженными лесами. Холодно становилось зверям, они старались согреться – кто бегал, кто летал, а кто и в норке теплой прятался. Но все звери и птицы боялись взгляда королевы: посмотрит она - и сразу замерзнешь. Поэтому, завидев тройку Снежной королевы, все прятались в сугроб. Кто сейчас будет прятаться от королевы, мы с вами отгадаем.
Проводится творческая импровизация «Лесные жители» (трек «Зайчики и зверюшки»). Педагог загадывает загадку, дети под музыку подражают движениям угаданного животного и на звук бубенчиков приседают и замирают.
Промчалась на своей тройке Снежная королева, а за ней скачут ее помощники Буран и Северный ветер. Не просто скачут, а стараются друг друга обогнать, кто ловчее доказать.
Проводится игра «Наездники», муз. сопровождение – пьеса «Смелый наездник» Р. Шумана. Дети стоятся в 2 колонны. На 1-ю часть музыки первая колонна движется прямым галопом за первым всадником, вторая колонна в это время выполняет пружинку. На 2-ю часть скачет вторая колонна, а первая делает пружинку. На 3-ю часть скачут все дети врассыпную по залу, с окончанием музыки быстро строятся в колонны. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Педагог по ИЗО. Снежная королева любила ездить по городу ночью. Она заглядывала в окна, и к утру на окнах расцветали удивительно красивые ледяные цветы. (Показывает образцы окошек, разрисованных снежными букетами.)
Эти белые стройные линии на окошках то тут, то там – Распустились снежные лилии, Недоступные буйным ветрам. Лепестки их как будто короны, Бриллиантом горят в серебре. И являются эти бутоны Идеалом цветов в январе.
Посмотрите еще раз на окошки, которые разрисовала Снежная королева ледяными цветами. Мы сейчас нарисуем эти удивительные цветы.
Педагог предлагает слегка смочить влажной губкой листы бумаги и изобразить морозные узоры на окнах. В ходе работы напоминает, что узоры должны быть ажурными, легкими.
Педагог по ИЗО. (рассматривает результаты работы): Вот цветы на тонких ножках На заснеженных окошках, перепутав зиму с летом, Расцветают белым цветом. Мерзнет нос, а толку мало – Их зима нарисовала. (Ю. Марцинкявичус)
Завершается занятие песней «Ах, зима» - дети подпевают припев, смотрят слайды о зиме.
Позднее работы детей оформляются в виде большого дома с заснеженными окнами и используются в качестве оформления.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ "ЗВУКИ МУЗЫКИ ВОКРУГ НАС" О. Титаренко Цель: Приобщать родителей и детей старшего дошкольного возраста к музыкальному искусству путем активизации творчества и экспериментирования со звуками. Задачи: Закреплять представления о разнообразии звуков в природе и музыке. Воспитывать культуру слушания музыки и поведения на концерте. Учить взаимодействовать взрослых и детей, создать благоприятную эмоциональную обстановку.
Ход занятия. Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые! Видите эту дверь, она не случайно похожа на букву «П». Сегодня мы отправимся в музыкальное Путешествие, где нас ждут Представления, Превращения, Приключения. Двери в музыкальный зал торжественно распахиваются, звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Вот стоят два кресла, в одно сяду я, а в другом уже кто-то сидит. Познакомьтесь: это Гудоня, (воспитатель берет ростовую куклу и руководит ею), вместе с ней мы совершим путешествие в музыкальный зал. Как-то раз папа взял Гудоню в гости к Маэстро. Маэстро был большим знатоком и любителем музыки и часто устраивал у себя дома музыкальные вечера. Ребята, вы ведь знаете, как люди слушают музыку? (Ответы.) Гудоня музыку не слушала, слушать ей было очень скучно, и она решила порисовать. На столе лежали чистые листы и карандаши. Гудоня потянулась за ними и нечаянно смахнула диск. «Кр-рак!» - жалобно сказала пластинка и разлетелась на части. Гудоня сначала испугалась, а потом удивилась. - ведь у Маэстро так много пластинок, вместо этой старой пластинки можно купить в магазине 5 новых красивых. -но ведь это будет уже другая музыка, сказал Маэстро. Разве ты не знаешь, что музыка неповторима? Я каждый раз по-разному слушаю музыку. Иногда с радостью, иногда с грустью. Оттого музыка и звучит для меня по-новому. А как ты слушаешь музыку? -я люблю, когда громко и не очень длинно, - ответила Гудоня. -вот что, тебе необходимо поближе познакомиться с музыкой. Прошу! Гаснет свет, зажигаются свечи. Звучит «Прощальная симфония» Й. Гайдна (отрывок финала). Ребята, вы узнали эту музыку? Кто сочинил ее? Как вы узнали, что музыка прощается с вами? Гудоня, а ты услышала, когда оркестр играл громко, когда тихо, когда музыканты играли все вместе, группами? Нет? Это потому, что ты был равнодушна к музыке. Гудоня, и вы, дети и взрослые, закройте глаза и слушайте звуки за окном; в комнате, за стеной…(Дети и взрослые перечисляют, какие звуки они услышали.) Все на свете дети знают, Звуки разные бывают: Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий рокот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки – шумовые... (Е. Королёва) Гудоня. Шум, треск, шорох и шипение…но ведь это совсем не музыка! Музыкальный руководитель. Правильно! Все это шумовые звуки. Давайте вспомним звуки природы! Коллаж из звуков природы. Эти звуки от человека не зависят. Но про помощи разных приспособлений – шумовых инструментов – можно изобразить и различные звуки природы. Давайте попробуем озвучить стихотворение. Подойдите к этому (показывает) столу и выберите любой предмет. Кто стучит за окном? -дождь идет по траве (щелчки по листам бумаги) Кто шуршит за окном? - ветер в мокрой траве (шелестят фисташковыми бусами) Кто журчит за окном? -ручейки, ручейки (дуют из соломинки в стакан, наполненный водой) Что свистит за окном? - соловей у реки (свистулька) Кто молчит за окном? - там никто не молчит: Там лошадка спешит И копытцем стучит (кастаньеты) Вот коровка идет на лужок (колокольчик) Вот пастуший я слышу рожок (блок-флейта) Только я и молчу, всех послушать хочу. (Л. Кудрявская) Красиво у нас получилось. Теперь подойдем к следующему столу. На нем вы видите бумагу: тонкую и плотную. Возьмите любую и послушайте, как по-разному она шуршит. У нас получается «бумажная музыка». Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы, Шуршит камыш и дождь шуршит, И мышь, шурша, в нору спешит, А там тихонечко шуршат шесть шустрых маленьких мышат (А. Усачев)
А вот с металлическими звуками лучше познакомиться у этого стола. Это очень шумные особы, но и с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом:
Жил на свете старичок Маленького роста. И смеялся старичок Чрезвычайно просто: Ха-ха-ха (ложки-поварешки) да хе-хе-хе (миски) хи-хи-хи (кружки) да бух-бух (крышки от кастрюль) бу-бу-бу (ложки-поварешки) да бе-бе-бе (миски) динь динь (кружки) да трюх-трюх (крышки от кастрюль). (Д. Хармс) Вот мы и подошли к нашей маленькой музыкальной мастерской. Здесь вы, ребята, сможете смастерить своими руками шумовые инструменты. А нашим гостям я предлагаю рассмотреть стеклянные предметы, попробовать поиграть на них. Дети и взрослые работают над своими заданиями. Дети насыпают различную крупу (рис, горох, пшено) в боксы из-под киндер-сюрпризов, слушают звук. Закрепляют на баночках из-под йогурта банковскую резинку, как струну, регулируют высоту звука натяжением резинки. Взрослые наливают в стаканы воду, регулируют высоту звука, составляют звукоряд. Я вижу, все уже справились с заданием. Давайте сначала послушаем, как зазвучит «стеклянная музыка». Взрослые импровизируют мелодию. Ребята, пришла пора опробовать ваши шумовые инструменты в действии. Давайте поиграем на них все вместе (дети играют). Что-то наши музыканты совсем разыгрались, и успокоить их может только дирижер. Проходит игра «Дирижер» I часть– дети ритмично встряхивают маракасами. II часть – дети кладут шумовые самоделки на пол, легко бегут по кругу. С последним аккордом дети должны быстро поднять маракас. Кому не хватило – тот становится дирижером. Какие инструменты мы мастерили сегодня? (Ответы.) Педагог предлагает взять шумовые инструменты домой и украсить их вместе с родителями. - Надеюсь, ты, Гудоня, и вы, дорогие дети и взрослые, узнали много нового о звуках, инструментах и музыке. А теперь нам пора возвращаться из путешествия в мир музыки. До новых встреч! Дети и взрослые выходят из музыкального зала под музыку «Прощальной симфонии» Й. Гайдна.
Литература: А. Кленов «Там, где музыка живет», Москва «Педагогика-пресс», 1994 г. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день», издательство «Композитор» 2004 г. Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование» Москва, 2000 г.
СЮЖЕТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ для старшей группы «Волшебная карусель» Задачи: Восприятие музыки : развивать эмоционально образное восприятие, умение воспринимать и высказываться о музыке разного характера. Пение:закреплять навык пения без напряжения; начинать петь самостоятельно; после вступления, точно попадая на 1 звук; осваивать умение петь с солистом; умение петь в движении танца, передавая ритм танца в пении. Музыка и движение: закрепить навык самостоятельной реакции на начало и конец музыки; передавать в движении различный характер музыки; выполнять танцевальные движения: кружение в паре, приставной шаг по кругу, хороводный шаг по кругу, плавные движения рук, качание с пятки на носок. Элементарное музицирование: закреплять навык игры на шумовых инструментах, знать их название; передавать простой ритмический рисунок; Импровизированное музицирование: подобрать звуковые характеристики к образу шумящей по ветру пальмы с помощью игрушек-самоделок; Элементы психогимнастики: представить себя на лесной полянке; на жарком песчаном берегу. Музыкальный репертуар: восприятие музыки: Э.Григ «Утро». Э.Григ «Шествие гномов». И.С.Бах «Шутка». Пение: «Пение птиц». – Орфовская модель. «Что такое здравствуй?» «Колокольцы – бубенцы» - фольклор. «Вежливая песенка» «Подружились мы с тобой» – Костиной «Пальмы» – Орфовская модель. Музыка и движение: «Жмурки с колокольчиком» – р.н.м. «Подружились мы с тобой» – Костиной. «Пальмы» – Орфовская модель. Элементарное музицирование: «Пение птиц» – Орфовская модель. Импровизированное музицирование: «Пальмы» – Орфовская модель. Предварительная работа: • освоение музыкального репертуара на музыкальных занятиях; • подготовка воспитателя по вопросам музыкального воспитания; • подготовка декораций; запись фонограммы на аудиокассету; изготовление самостоятельных инструментов.
Ход занятия: Под музыку Э.Грига «Утро» дети заходят в зал. М.р.: - Ребята, вы слышите, какая чудесная музыка вас встречает сегодня в зале. Она передает нам настроение утренней природы, пробуждающейся от зимнего сна. Как называется эта музыка? / «Утро»/ А кто сочинил её? /Э.Григ / Сегодня эта музыка зовёт нас прокатиться на волшебной карусели. Вот она! /Дети рассаживаются кружочком вокруг «карусели», крутят её./ Звучит пьеса «Шутка» Баха. Занавес открывается, декорации – лесная поляна. /Звучат голоса птиц в записи./ - Ах, как славно! Посмотрите, мы очутились на лесной полянке, слышите, птицы запели. А мы с вами умеем подражать птичьим голосам. / Утки – кря-кря-кря; чижу – тишь-тишь-тишь; соловью – цех-цех-цех; жаворонку – жив-жив-жив; воробью – чик-чирик /. А какой инструмент кому подходит? / Называют инструменты, играют простейшие ритмы/. А теперь давайте возьмем наши музыкальные инструменты и споем песенку про птиц. «Пение птиц» – Орфовская модель. Давайте еще прокатимся на нашей волшебной карусели. / Крутят «карусель», звучит музыка: декорация – «замок Людоеда»/. - Посмотрите, какой замок! Мы попали в сказочную страну. / Звучит музыка Э.Грига «Шествие гномов»/. - Ребята, слышите, какая мрачная, настороженная музыка звучит. Вы её узнали? /»Шествие гномов»/. А кто её сочинил? / Э.Григ/. Да, эту музыку тоже сочинил Эдвард Григ. Какая это музыка? / Темная, мрачная, опасливая, настороженная, подкрадывающаяся /. - Интересно, кто же живет в этом домике? / Выбегает Людоед/. Л. – Ах, какие вы упитанные, вкусненькие, сейчас всех съем! - Здравствуйте! /Молчит/. Вы что, не знаете, что такое здравствуйте? Л. – Никогда не слышал. - Ребята, давайте, объясним этому гражданину, что такое «здравствуйте». / Песня «Что такое здравствуйте»/. /Закреплять навык пения без напряжения, начинать петь после вступления, точно попадая на 1 звук/. - Теперь вы поняли? Л. – Ох, здравствуйте! - Здравствуйте! - Ну, а теперь будьте любезны представиться. Людоед читает стихотворение. «Я – волшебник Людоед». - Ах, вы Людоед, приятно познакомиться! Надеюсь, вы не собираетесь нас съесть, нас своих соседей? Пора вам с этим делом заканчивать, это очень не вежливо - есть друзей и соседей. Л. – И то, правда, скучно стало. В гости не к кому сходить, поиграть в кошки-мышки. - Так и быть, ребята с тобой поиграют, но только если ты обещаешь, больше никого не есть. Л. – Обещаю. / Игра «Жмурки с колокольчиком» /. /Выполняется хороводный шаг с пением/.
Появляется Баба Яга. Б.Я. – Ах, без меня играете! - Ой, Баба Яга! Ребятки, все сюда! Баба Яга читает стихотворение «Зачем детей вы мной пугаете». Л. – Я - твой принц. Б.Я. – Тьфу, тьфу, тьфу … Тоже мне принц! Л. – А что, я мужчина в полном расцвете сил, упитанный и не испорчен воспитанием. Б.Я. – Оно и видно! Л. – Да ладно! На себя посмотри! Б.Я. – Что? / Дерутся. / - Да, придется обоих брать на перевоспитание. Согласны, ребята? «Волшебная песенка». / Осваивать умение петь с солистом, вовремя начинать пение, чисто интонировать /. - Ну что, поняли как нужно себя культурно вести? Тогда потанцуйте с нами танец дружбы. «Подружились мы с тобой» – муз. Костиной. /Закреплять умение петь в движении танца, передавать ритм танца в пении, выполнять кружение в паре/. - Ну, что, ребята, покатаемся еще на нашей карусели. /Садятся, крутят; музыка «Шутка» Баха /. Появляются пальма и тигренок с обезьянкой. - Чувствуете, как жарко стало? А вот и пальма, и обезьянка с тигрёнком. Наверное, мы в Африку попали. Ребята, у нас с вами есть самодельные игрушки, давайте подберем, как можно изобразить шумящие на ветру пальмы. / Импровизационное музицирование /. - А теперь потанцуем вокруг пальмы, помечтаем о чём-нибудь добром, хорошем. Танец «Пальмы» – Орфовская модель. - Нет, здесь очень жарко, пора нам домой возвращаться. / Садятся, крутят «карусель», звучит «Шутка» Баха /. - Ну вот, мы и домой вернулись. Понравилось вам кататься на волшебной карусели? А музыка, под которую крутилась карусель, понравилась? Какая она? / Игривая, озорная, забавная, шутливая /. Эту музыку сочинил другой композитор: Иоганн Себастьян Бах. Она называется «Шутка». Про него я вам расскажу в следующий раз. Уходят.
Оксана, сценарий просто замечательный! Пока читала, представляла в действии. Всё очень продумано, ничего лишнего, постоянно меняющиеся виды деятельности держат в тонусе. Спасибо огромное , что познакомила. О-о-о-чень здорово!