« Элементарное музицирование,
как средство творческого развития ребёнка»
Слайд№1 Своё выступление мне хотелось бы начать с информации, которая нам музыкантам близка и понятна. И которая, на первый взгляд не раскрывает ничего нового,но тем самым поможет настроиться, нам на тему моего вступления.
Слайд №2 Игра на музыкальных инструментах действительно является одним из любимых видов детской исполнительской деятельности, она помогает совершенствовать эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.У ребёнка во время игры на музыкальных инструментах развивается память и мышление, умение сконцентрировать внимание. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку и многое - многое другое можно перечислить в развитии ребенка, если говорить о детском музицирование, как средстве творческого развития ребёнка. И как вы поняли,сегодня я хотела представить вам опыт работы по теме «Элементарное музицирование, как средство творческого развития ребёнка».
Слайд №3 Да, действительно элементарное музицирование –это универсальный метод работы для развития творческих способностей дошкольников разного возраста.
Слайд №4 Развивать способность играть на музыкальных инструментах я начинаю с раннего дошкольного возраста, так как элементарное музицирование предполагает постепенный комплексный, интегрированный подход к обучению этому виду деятельности. Если малышей я только знакомлю с музыкальными инструментами и обучаю их простейшим приёмам игры - например, на погремушках, колокольчиках, деревянных ложках,
Слайд №5 то в подготовительной группе дети самостоятельно выбирают инструменты для озвучивания стихотворений, сказок, собственно придуманных рассказов, озвучивания картин и многое другое. Безусловно, использование заданий по элементарному музицированию должно соответствовать возможностям детей, их интересам. И поэтому, я постепенно учу детей тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержания картины,адекватно
подбирать звуковые средства выразительности, темп, динамику, регистр и тембр звучания. Слайд №6 И опыт моей работы показывает,что добиться результатов в обучении детей музицированию не возможно без взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя, предполагающего творческое сотрудничество в различных видах детской музыкальной деятельности.
Слайд №7 Музицирование можно использовать в совместной деятельности взрослого и детей – это НОД, при организации театрализованной игровой деятельности, при проведении праздников, досугов и развлечений. А так же вместе с воспитателем необходимо создавать условия для самостоятельного музицирования детей по их желанию.
Слайд №8 Для этого необходимо в группе наполнять развивающую предметно -пространственную среду различными музыкальными инструментами. И опыт моей работы в детском саду показывает, что только при создании таких условий и тесного взаимодействия взрослых можно добиться выполнения главного критерия нашей работы с детьми - это удовольствие, которое получают дети и спонтанное эмоциональное выражение
радости, которое сопровождает их жизнь в детском саду во всех видах деятельности. Добиться такого результата мне помогает использование следующих приёмов: например озвучивание каких – либо литературных произведений. В детской литературе есть множество произведений, к которым легко подобрать инструментальное сопровождение. Более сложный вариант – озвучивание собственных рассказов о явлениях природы.
Слайд №9 Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами. Например, озвучивание русской народной сказки «Колобок» или «Теремок» (я рассказываю сказку, воспитатель - показывает героев, а дети озвучивают персонажей музыкальными инструментами). И сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам звучит стихотворение «Осень».
Озвучивание стихотворения « Осень»
Тихо бродит по дорожке, Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, Маракасы.
Где дождинкой зазвенит. Колокольчики.
Раздается громкий стук: Деревянные ложки
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел , Румбы.
По деревьям пошумел,
Громче завывает, Тремоло бубнов.
Тучки собирает.
Дождик-динь, дождик-дон! Колокольчики, металлофоны.
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет - Все инструменты
Осень яркая идет!
Следующий приём - это озвучивание рассказов по репродукциям картин, например,по временам года. Использование этого приёма требует подготовительной работы с
детьми. Сначала я вместе с детьми рассматриваю картину, обращая внимание на детали, состояние героев, природы, подбирая при этом образные определения. Часто использую подсказки. А иногда это происходит спонтанно. Дети описывают явления, которые изображены на картине, я запоминаю. Затем распределяем роли, которые будут озвучивать дети (о чём шептались листочки, как играл с ними ветерок, с каким настроением светили солнечные лучики, закапал мелкий, частый дождик и так далее). Следующий приём - придумывание загадок, при его использовании я предлагаю детям загадать свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина и предать его звучание в определённом ритме, на выбранном им самим, инструменте. Другим детям предлагаю отгадать. Уважаемые коллеги,давайте попробуем загадать друг другу музыкальные загадки. ( Музыкальные руководители выполняют задание)
Слайд №10 В последнее время с введением информационно - коммуникативных технологий появилась возможность использовать в своей работе ритмические видео игры, которые формируют у детей умение читать ритмические формулы непосредственно в процессе исполнения ритма на музыкальных инструментах. Этот приём я тоже использую в своей работе,
он очень нравиться детям.
Существует очень много приёмов при обучении дошкольников элементарному музицированию, за одну встречу невозможно о них рассказать и я думаю, что у каждого из нас есть свои педагогические находки в развитии творческих способностей наших детей. Цель каждого музыкального руководителя - добиться кульминации музицирования дошкольников, то есть организация детского оркестра. Ведь создание оркестра в детском саду это замечательное средство развития метро ритмического слуха у ребёнка. Игра в оркестре не только даёт музыкальному руководителю возможность диктовать правильный темп, но и формирует у детей верное темпо ощущение. Во время игры в оркестре дети находят наиболее выразительный ритм, добиваются точности и чёткости ритмического рисунка. Определяют темп в зависимости от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в оркестре большое значение, т.к. подчиняет частное
целому и способствует созданию у партнёров единого темпа. Такой оркестр был организован мной в детском саду. Наш оркестр гастролирует на всех праздниках, развлечениях, ходит выступать по группам детского сада, на родительские собрания. После таких выступлений ребята долго живут впечатлениями, вспоминают и повторяют понравившиеся им музыкальные произведения. Хочется отметить, что в исполнении оркестра могут звучать песни, марши, танцевальные,народные мелодии. Я заметила, что лучше звучат те произведения, в которых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы.
Слайд №11 На конкурсе «Росинка-2014», я использовала русскую народную песню «Как пошли наши подружки». Передо мной стояла задача, как собрать воедино все инструменты, не прибегая к дирижированию и используя только минус аккомпанемента. Нужно было удивить детей главной темой, чтобы дети увлеклись этой песней. Так родилась идея использовать домру в оркестре. Правильно подобранные задания (с учетом индивидуальных особенностей ребят) сыграли огромную роль в достижении результата, мы заняли почётное первое место. Оркестр одержал хоть маленькую, но победу и я с уверенностью могу сказать, уходя в школу, у детей развивается не только любовь к музыке,но и прежде всего их творческие способности.