План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы
в соответствии с ФГТ
Образовательная область «Музыка»
Автор - Ирина Александровна Кушкина,
музыкальный руководитель МБДОУ № 277
г. Красноярска
Основная образовательная деятельность: "Музыка"
Задачи по основной образовательной области:
1. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.
2. Обогащать слуховой опыт детей, развивать диапазон детского голоса.
3. Прививать любовь к музыкально – творческой деятельности.
Интегрированные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация.
Образовательные задачи по интегрируемым областям: 1. Закреплять и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах.
2. Создавать условия для проявления активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности, включающей игру.
3. Развивать умение выстраивать взаимодействие с людьми: взрослыми и сверстниками.
Организационная форма: подгрупповая
Формы работы с детьми: Слушание, экспериментирование со звуками, ситуативный разговор, музыкальная игра, исполнение, музыкальные игровые упражнения, творческая мастерская.
Виды детской деятельности: Музыкально - художественная, коммуникативная, игровая, познавательная.
Предварительная работа: Беседа о зимних забавах, чтение стихов, загадки о зимних забавах, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинам, разучивание песен, музыкально-ритмических движений, музыкальных игр на зимнюю тематику.
Материал: клей, геометрические фигуры – круги разного размера, наборы для украшения.
Оборудование: Шкатулка, снежинка, музыкальные инструменты, «снежок», книга «Зимние забавы» с недостающими предметами, стойка для книги, столик для музыкальных инструментов, CD c записью звуков вьюги и песней «Снеговик» А. Петряшевой, столы для коллективной работы.
Ход непосредственно – образовательной деятельности
Дети приходят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель.
Муз.руководитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какие красивые зимние деревья здесь стоят и сверкают серебром, и лёгкие снежинки украшают наш зал. Вы любите зиму?
Ответы детей. Мне тоже очень нравится зима. Олеся Анатольевна, я вижу у вас в руках книга, она о зиме?
Воспитатель: Книга называется «Зимние забавы», но сюда мы пришли не просто так. Ребята, давайте расскажем Ирине Александровне, что нас сюда сегодня привело.
Дети рассказывают о том, что ребята другой группы изготовили книгу «Зимние забавы», а когда пришли на следующий день в детский сад и открыли её, то обнаружили, что на страницах книги не хватает очень нужных предметов. Они очень расстроились, и попросили детей нашей группы помочь вернуть недостающие предметы в книгу. Ребята обнаружили подсказку в книге, которая привела их в музыкальный зал.
Муз. руководитель: Ребята, это очень хорошо, что вы сюда пришли. В музыкальном зале сегодня работает «Волшебное бюро находок». В нашем бюро есть «волшебные предметы - помощники, которые вам помогут, это - шкатулка, «волшебная снежинка», музыкальные инструменты. Где-то у меня ещё был «волшебный снежок», но он такой непоседа, опять куда-то укатился.
Воспитатель ставит книгу на подставку и в это время звучат звуки природы - вьюга в аудиозаписи.
Муз. руководитель: Тс! Слышите? Что это за звуки?
Ответы детей.
Муз. руководитель: Как вы думаете, кто это заглянул в наше бюро находок? Даже как-то холодом повеяло…
Ответы детей.
Муз. руководитель: Скажите, ребята, а голосом можно изобразить звуки вьюги?
Ответы детей.
Творческое задание - дети импровизируют голосом звуки вьюги.
Муз. руководитель: А может вьюга не случайно к нам заглянула?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте откроем первую страницу, может там есть какая-нибудь подсказка? (Открывается первая страница книги). Ребята, вы нашли подсказку на первой странице? Какая это подсказка?
Дети находят значок - песня.
Муз. руководитель: Да, этот значок означает, что мы с вами должны спеть песню. Мы уже знаем много песен о зиме, а вот какую песню мы споём сейчас, вы узнаете, если отгадаете музыкальную загадку.
Звучит мелодический отрывок из песни «Голубые санки» муз.: М.Иорданского.
Дети отгадывают. Муз. руководитель: День прозрачный,
День морозный,
В серебре лежат дворы,
Санок звонкие полозья
С ледяной летят горы!(автор неизвестен)
Любите на санках кататься? А какое у вас настроение, когда вы мчитесь с горки на санках? Что вы чувствуете?
Ответы детей.
Давайте споём эту песню вместе? Какое настроение в этой песне, как мы её будем петь?
Высказывания детей.
Муз. руководитель: Ребята, я предлагаю спеть эту песню по- новому. Будем петь и аккомпанировать себе на музыкальных инструментах во время музыкального проигрыша, между куплетами. Выбирайте себе инструменты.
Дети берут на столике инструменты по желанию и исполняют песню.
Воспитатель: Кто догадался, какой предмет отсутствует на первой странице?
Ответы детей.
Воспитатель: Интересно, какой волшебный предмет-помощник поможет нам вернуть санки в книгу?
Предположения детей. Открывают шкатулку и находят в ней "санки", прикрепляют на странице книги.
Воспитатель: Какая зимняя забава изображена на этой странице?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте откроем следующую страницу книги, где же здесь находится подсказка, а может её и нет?..
Дети находят подсказку, которая обозначает хоровод.
Муз. руководитель: Ребята, какой мы знаем хоровод про зимние забавы?
Ответы детей.
Муз. руководитель: Даже мороз ребятам не страшен,
Вот настали холода
Да ведь это не беда!
Мы оденемся теплей,
Нам зимою веселей! (автор неизвестен)
Воспитатель приглашает детей встать в хоровод и исполнить его.
Хоровод «Зимние забавы» муз. Г. Вихаревой.
Воспитатель: Ребята, о каких зимних забавах вы сейчас спели?
Дети перечисляют.
Воспитатель: А какая же зимняя забава должна быть на этой странице книги?
Предположения детей.
Муз. руководитель: У нас есть ещё один волшебный предмет-помощник – это снежинка. Давайте попросим нашу снежинку указать дорогу к пропавшему предмету?
Ты волшебная снежинка,
Поднимись-ка и лети!
И к пропавшему предмету
Путь-дорожку укажи! (авторское)
Ребята, но снежинка наша не простая, поэтому и дорожка её тоже будет необыкновенная, а голосовая. Кто скажет, что такое голосовая дорожка?
Ответы детей.
Муз. руководитель: Ну, что, готовы в путь?
Проводится упражнение – голосовая дорожка «Снежинка».
Дети голосом рисуют волнообразную линию и приходят к дереву, на котором сидит птичка.
Муз. руководитель: Ребята, где-то здесь должно быть то, что мы ищем, посмотрите внимательно.
Дети находят на крылышке у птички конвертик.
Воспитатель: Давайте посмотрим в конвертике?
Открывают конверт и находят в нём «коньки».
Воспитатель: Кому мы поручим вернуть коньки на страницу книги?
Дети выбирают.
Воспитатель: Какая зимняя забава изображена на этой странице?
Ответы детей.
В зал влетает снежок, дети его замечают.
Муз. руководитель: Ах, вот пропавший наш снежок,
Поиграй с нами, дружок!
Поиграем в игру «Снежок»?
Проводится музыкальная игра «Снежок».
И.А. Новоскольцева И.М. Каплунова, сб. «Зимние забавы».
Воспитатель: А снежок-то непростой,
В нём сюрприз есть небольшой.
Чтобы тот сюрприз узнать,
Загадку нужно отгадать. (авторское)
Загадка: На них поставил две ноги
И по большим снегам беги! (Лыжи).
Воспитатель достаёт из снежного шарика «лыжи».
Воспитатель: Что же мне дальше делать с этими «лыжами»?
Ответы детей. (Подвести ответы детей к тому, что снежок принёс недостающий предмет для следующей страницы книги.)
Прикрепляют «лыжи» на странице книги.
Какая зимняя забава на этой странице книги?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, у нас в книге осталась ещё одна страница. (Открывает последнюю страницу.) Что вы здесь видите? (Ведёрки для снеговиков).
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что бы могло быть на этой странице?
Предположения детей.
Воспитатель: А почему ведёрки разного размера?(Для маленького и большого снеговика).
Ответы детей.
Воспитатель: Но у нас не осталось больше никаких подсказок и предметов – помощников. Как же нам быть?
Предположения детей.
Воспитатель: Правда, снеговиков можно сделать самим. Чтобы нам было удобней работать, давайте разделимся на две группы поровну.
Дети подходят к столам, рассматривают находящийся там материал для работы.
На фоне песни «Снеговик» муз. А. Петряшевой, ребята делают снеговиков. Закончив работу, дети прикрепляют снеговиков на странице книги.
Воспитатель: Какая зимняя забава на этой странице?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот мы и вернули недостающие предметы в книгу и справились сообща со всеми трудностями. Давайте ещё раз пролистаем книгу и посмотрим на зимние забавы.
Воспитатель листает книгу, дети проговаривают зимние забавы.
Воспитатель: Ребята, а все ли зимние забавы есть в этой книге? Какие вы ещё знаете?
Дети называют.
Воспитатель: А давайте для ребят, которые просили нас помочь восстановить книгу сделаем сюрприз, и вечером дополним книгу теми забавами, которых нет в книге?
Муз. руководитель: Ну что же, вы правильно решили и тем ребятам будет очень приятно. Ну, а наше волшебное бюро находок закрывается. До свидания.
Дети забирают книгу, прощаются и уходят в группу.
Литература
1 . И.А.Новоскольцева И.М. Каплунова, сб. «Зимние забавы», издательство «Композитор»
Санкт-Петербург 2008г.
2. И.А.Новоскольцева И.М. Каплунова, сб. "Праздник каждый день" Конспекты
музыкальных занятий. Старшая группа, издательство «Композитор», Санкт-Петербург 2008г.