Волшебная сила музыки - Тексты - Публикации авторов - Публикации авторов - Музыкальный сад
Образовательный портал

Волшебная сила музыки

17.02.2013 detsad_5 Тексты 4500 1 4.0

ПРОЕКТ «ЦИКЛ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ» 
ТЕМА: «Волшебная сила музыки» 
Автор: Анисимова Марина Викторовна, 
музыкальный руководитель высшей квалификационной категории,
г. Усть-Илимск 

1. Тема проекта: «Волшебная сила музыки» (цикл интегрированных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий).
2. Форма реализации проекта: разработка и апробация цикла интегрированных занятий.
3. Обоснование актуальности проблемы проекта:
Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. В последние десятилетия наметились тенденции к ухудшению здоровья детского населения.
Обеспечение жизни, здоровья, развития, образования детей в экстремальных условиях Крайнего Севера – важнейшая задача, стоящая перед педагогами региона. Универсальной областью знаний, воздействующей на укрепление здоровья ребенка, является музыка. Она воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. В этой связи предоставляются уникальными возможности музыкального занятия в реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
4. Теоретическая база проекта:
Сегодня мы представляем детско-взрослый проект музыкального руководителя и педагога – психолога в работе по реализации современных подходов к оздоровительной работе. Совместная оздоровительная работа построена на двух главных компонентах: педагогическом и психологическом. Первый включает в себя мероприятия по обеспечению рациональной организации воспитательно-образовательного процесса, включающие здоровьесберегающие технологии и психолого-педагогические рекомендации. Второй - включает комплекс мер психологической помощи детям, педагогам и родителям. Детям – по обеспечению состояния эмоционального комфорта в общении с воспитателем и сверстниками; содействие психическому развитию каждого ребенка. Педагогам и родителям - по повышению уровня их психологических знаний и обеспечению эмоционально - социального благополучия у детей.
В работе используем методики следующих авторов: А.Н. Стрельниковой, В.А.Емельянова, В.И.Попова, И.Р.Тарханова, Е.В.Рылеевой, А.Л.Сиротюк, методические пособия М.Ю. Картушиной, М.А.Панфиловой и др.
В работе нами широко используются игровые формы и методы обучения и закрепления полученных знаний: задания и упражнения творческого характера, подвижные, ритмические и музыкальные, речевые, коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением, рассказы детей, импровизация, наглядные пособия, беседы, динамические паузы.
Структура интегрированных занятий предусматривает обязательное использование здоровьесберегающих технологий (структура занятия):
-музыкотерапии;
-вокалотерапии;
-дыхательной гимнастики;
-ритмотерапии;
-музыкальных аутотренингов;
-различных видов гимнастик (артикуляционной, пальчиковой, для глаз);
-игровых массажей и др.
Результатом совместной деятельности станут новые знания дошкольников, которые они смогут использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.
1.Название проекта: цикл интегрированных занятий «Волшебная сила музыки» с использованием здоровьесберегающих технологий.
2.Разработчики проекта: музыкальный руководитель, педагог-психолог.
3.Участники проекта: дети старшего возраста (5-7 лет);
4. Тип проекта: практико-ориентированный, групповой;
5.Прождолжительность проекта: краткосрочный (в течение 1-2 месяцев);
7. Цель проекта: создание психолого-педагогических условий, способствующих укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста посредством использования терапевтических возможностей музыкального искусства в системе дополнительного образования.
8. Задачи:
• формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма путем развития творческого воображения;
• вызывать положительное эмоциональное отношение к ценности собственной жизни и жизни других людей;
• развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей;
• воспитывать понятие о здоровом образе жизни;
• способствовать развитию музыкально-творческих способностей, певческих навыков.
9. Гипотеза: если разработать новую здоровьесберегающую методику, при использовании интеграции музыкального искусства и психологии в образовательной деятельности детей старшего возраста, то это будет способствовать:
• стойкой мотивации к музыкальным видам деятельности, желанию развиваться и самосовершенствоваться; появлению чувства уверенности в своих возможностях, радости общения с музыкой, с песней;
• развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы, психических процессов, преодолению страхов и застенчивости;
• улучшению эмоционального настроя детей, психологического климата в коллективе;
• снижению эмоционального напряжения, агрессивности, тревожности.
5. Технологическая схема опыта:
• Накопление информации и материалов по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
• Медицинские рекомендации врача, отражающие физическое состояние детей и касающиеся проведения различных мероприятий по обеспечению рациональной организации воспитательно-образовательного процесса;
• Анкетирование родителей с целью выявления функционального, эмоционального состояния детей;
• Подбор информационных материалов по проблеме оздоровления дошкольников средствами музыкального искусства для консультирования родителей и педагогов;
• Разработка сценариев сюжетных занятий цикла;
• Накопление аудиоматериала для работы с детьми 5-7 лет
• (релаксационного, стимулирующего активность, развлекательного характера; музыкальные фонограммы)
• Реализация практической части проекта.
• Подведение итогов.
• Анализ - обобщение опыта работы; выявление эффективности здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в системе дополнительного образования.
• Разработка памятки по использованию терапевтических возможностей музыкального искусства для родителей и педагогов.
Представление проекта педагогическому сообществу в рамках инновационной деятельности.

6. Результативность.

Занятие первое: « Какие звуки нас окружают!" (фото 1)

Занятие второе «Жил – был мальчик…» (фото 2)

Занятие третье «Тайна звуков» (фото 3,4,5)
Моцарт «Сани с колокольчиками» (зонирование воздуха)(фото 3)
Обозначение главных органов человека (сердца, печени, почек, легких)(фото 4)
Релаксация(фото 5)

Таблица Этапы работы над проектом(приложение)


Памятка для родителей
Терапевтические возможности музыкального искусства.
1.Звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа;
2. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов;
3. Флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, помогает одолеть кашель;
4. Труба эффективна при радикулитах и невритах;
5. Струнные наиболее эффективны при болезнях сердца; способны излечить плохое настроение;
6. Альт излечивает неврозы;
7. Арфа способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа;
8. Духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя; является анальгетиком в мире звуков, то есть снимает боль.
9. Музыка может укреплять иммунную систему, улучшать обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы; повышает способность организма к высвобождению эндорфинов- мозговых биохимических веществ, помогающих справиться с болью и стрессом.
10. Музыкальная терапия может использоваться для лечения сахарного диабета, изменяя психическое состояние человека и, как следствие понижается уровень сахара в крови.
ФИЗВОКАЛИЗ.
Звук «А-А-А» - стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги.
Звук « И-И-И»- активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук « У-У-У»- усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха,
Звук « М-М-М» - с закрытым ртом стимулирует лобно-теменную область мозга, снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Звук « О-О-У-У-М-М-М» - через вибрации всех отделов мозга комплексно оздоровляет различные органы и системы. Оно весьма эффективно помогает от храпа, укрепляя мягкое нёбо и голосовые связки.
Система физвокализа, включающая в себя работу мышц и голоса,- хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.
Оценка результатов реализации проекта:
• анкета для родителей « Напряженность эмоционального и функционального состояния»;
• диагностика уровня музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста (авторы: Л. А. Мишарина, Г. В. Воробьева);
• диагностика физического состояния детей дошкольного возраста (автор: С.М. Громбах);
• диагностика уровня основ исполнительской культуры детей 5-7 лет
(авторы: Т. С. Комарова, О. А. Соломенникова)
• методика исследования эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста (автор: Дорофеева Э. Т.);
• методика определения самооценки дошкольника (автор: М.А. Панфилова)

Литература:
Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М., 2007.
Галанов А. С. Игры, которые лечат. М., 2006.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2007.
Емельянов В. В., Фонопедический метод развития голоса. Методическая разработка. Санкт- Петербург.,2002.
Картушина М.Ю. Программа «Зеленый огонек здоровья»
Лысак Л. И., Кудрина Г. Я., Романова Л. М., Ковадло Г. Г., Нетрадиционные методы оздоровления органов дыхания в условиях детского сада Крайнего Севера, И., 2004.
Нестерюк Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика. М., 2007.
Овчинникова Т. Н., Музыка для здоровья, М.,2000.
Петрушин В. И., Музыкальная психотерапия, Санкт- Петербург,1999.
Яковенко Т. В., Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей, М., 2002.

проект, старший дошкольник, волшебная сила, Музыка
Всего комментариев: 1
avatar
1 админ • 08:35, 24.02.2015
очень интересная работа.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0