МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИКИ И ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Автор - Наумова Марина Альбертовна,
музыкальный руководитель МКДОУ № 435,
г. Новосибирск
Цель:
Развивать двигательные навыки, ритмические способности.
Развивать слуховое восприятие, содействовать нормализации речевых и обще двигательных функций.
Развивать чувство темпа и ритма, различать темп медленный и быстрый.
Воспитывать координацию движения рук и ног, правильную осанку.
Формировать навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, ориентировку в пространстве.
Учить согласовывать музыку и движения.
Развивать воображение.
Ход занятия:
-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы познакомимся с вами с маленькими человечками, подружимся с ними и будем играть. Этих человечков зовут гномиками. А сейчас давайте отправимся в сказочный и таинственный лес, прямо туда, где живут эти гномики. Закрывайте глаза, отправляемся в путешествие.
Звучит таинственная волшебная музыка.
-Ребята, вот мы и на месте. Смотрите, какие большие и сказочные деревья растут в этом лесу. Вон там, на дереве растут синие листья, а вон на том дереве листья красные, в жёлтую крапинку. Но главное чудо – кто попадёт в этот сказочный лес, тот сам превращается в гномов. Вы теперь не дети, а маленькие гномики (одеваем колпачки на голову детям)
Гномы бывают большие, бывают средние, а бывают совсем крошки.
Покажите, какие бывают гномы?
Дети под музыку показывают, какие бывают гномы (идут обычным шагом, идут с вытянутыми вверх руками и идут полу приседом).
А ещё у них есть длинная – предлинная борода, покажите какая (дети показывают руками бороду)
На ногах у гномов деревянные башмачки, которые громко стучат.
Когда гномы идут на работу башмачки стучат топ – топ, а когда они бегут играть на полянку, они стучат вот так топ - топ - топ. Возьмите в руки деревянные брусочки и покажите, как шагают гномы на работу, а как бегут гномы на полянку?
Дети имитируют на деревянных брусках шаги гномов (сначала без музыкального сопровождения, потом с аккомпанементом).
-А на головах у гномиков – забавные колпачки с колокольчиками, которые звенят «дзинь – ля – ля», «блям – блям».
У торопыг и непосед звенят «дзинь – ля – ля», у спокойных и неторопливых «блям – блям», а у сонь и копуш «динь – динь – дон».
Вот все гномики собрались на полянке и начали хвастать своими колокольчиками.
Разделить детей на подгруппы и объяснить, у кого какой колокольчик.
Дети, язычками, одновременно показывают, как звенят колокольчики.
Затем детям можно предложить звучащие колокольчики разной тональности, с целью сыграть в ансамбле.
-Живут гномики в глубокой лесной пещере. Когда им не нужно идти на работу, они любят играть в хлопушки. А в пещере эхо живёт, и когда гномики хлопают, эхо разносится по всей пещере.
Давайте поиграем: когда я буду хлопать, вы будете прыгать ко мне на двух ногах. А когда запоёт моя пещерная дудочка, вы побежите ко мне на носочках.
Игра «Эхо» с дудочкой и хлопками.
Но однажды случилась неприятность в сказочном лесу. В самой чаще сказочного леса, где темно и сыро поселились злые карлики. Они были такие же маленькие, но характер у них был недобрый, сварливый и вредный. Слышите, это они приближаются к нашей полянке.
Звучит отрывок из сюиты "Пер Гюнт" Э. Григ «В пещере горного короля» (Дети во время слушания могут присесть на ковёр).
-Давайте представим на минутку, что мы из добрых гномиков превратились в хитрых и злых карликов.
Дети могут под музыку походить по залу в устрашающих позах или корчить страшные рожицы.
-Нет, ребятки, мне это совсем не нравится, я не хочу, что бы вы были злыми и вредными карликами. Давайте от них убежим к волшебному озеру.
Игра «Ниточка и иголочка».
-Вот мы и добежали до волшебного озера, а вода в нём такая прозрачная и чистая, что в ней отражаются все волшебные деревья, которые растут в сказочном лесу. Давайте поплюхаемся в воде и смоем с себя все образы злых карликов.
Дети присаживаются вокруг воображаемого озера (так же можно использовать и кусок голубой прозрачной вуали) и начинают ручками хлюпать по воде. Сначала осторожно, а затем быстрее. Движения можно сопровождать словами «плюх-плюх».
И так гномики разыгрались, разбаловались, что начали брызгать друг друга.
Обрызгались гномики с ног до головы, промокли все. Стали лицо вытирать ладошкой – нежно, ласково, а теперь протрём плечики, ручки, грудку и животики.
Остатки воды стряхнули с себя «брр-р-р-р-р»
Вот и стали все сухие. И захотелось гномикам песню спеть, но гномы знали, что перед пением голосочки нужно подготовить. И стали они спрашивать друг у друга – кто , где живёт?
Распевка «Где живёт твой гном?»
Без музыки, только голосом, на одном звуке, задаю вопрос – где живёт твой гном? Ребёнок отвечает - вон там, показывая направление рукой.
А сейчас давайте споём весёлую песню о гноме, который жил в таинственном лесу.
Ой, а инструменты, которые помогали петь нам эту песенку остались в сундучке на полянке. Скорее пойдём к заветному сундучку и возьмём волшебные инструменты. Только идти нужно очень тихо, на тропинке спит медведь, нужно его не разбудить.
Игра «Гномы и медведь» (повторить 2 – 3 раза)
«По тропинке гномы шли, на медведя набрели,
А медведь зарычал и за гномом побежал».
Убежали мы от медведя, а вот и заветный сундучок, доставайте скорей ложки – поиграем немножко.
Играем на ложках:
1.Медленно стучим и проговариваем «Гно – мик»
2.Быстрее стучим и проговариваем «Гно - о – мик»
3.Быстро стучим и проговариваем «Гномик, гномик»
А теперь для всех жителей сказочного леса, звучит эта песенка.
Песня «Гномик» (слова Г. Новицкой, музыка О. Юдахиной)
1.Живет мой добрый гномик в таинственном лесу.
Он носит сто веснушек на крошечном носу!
2.Он утром на рассвете, идет в страну чудес.
И ловит паутинкой его знакомый лес.
3.Он ходит на концерты, лишь солнышко зайдет,
Он сам чуть-чуть играет и, кажется, поет.
4.И если гномик встретит тебя в своем лесу,
От радости запляшут веснушки на носу!
Вот и закончилось наше сказочное путешествие, пора нам в детский сад. Складывайте инструменты в наш заветный сундучок. Ой, а что это в сундучке? (Педагог достает медальки с изображением весёлых гномиков). Это наши добрые гномики оставили эти медальки вам на память. Надеваем медальки на каждого ребёнка, присаживаемся на ковёр, звучит таинственная музыка. Мы вернулись в детский сад.