Целенаправленное содействие становлению духовно-нравственной сферы ребенка, приобщение к культурному и историческому наследию России.
Задачи:
1.Знакомить детей с пушкинской эпохой, личностью и творчеством поэта , бытом и культурой пушкинского времени .
2. Знакомить детей с лучшими образцами литературной и музыкальной культуры .
2.Формирование национального самосознания
3.Сохранение исторической приемственности поколений
4.Приобщение к традициям русского народа.
5.Воспитание гармонично развитой личности с высокими духовно-нравственными устремлениями.
Предварительная работа:
1.Знакомство воспитанников с видеопрезентацией « Пушкин в Михайловском».
2.Чтение и инсценирование фрагментов из сказок А.С.Пушкина ( по выбору музыкального руководителя), стихов и отрывков из романа «Евгений Онегин».
3.Слушание в записи вальса Г.Свиридова к повести «Метель», романсов на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «Буря мглою…», вальса из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин».
4. Разучивание музыкального материала: бальных и народных танцев, русских народных песен, колядок и т.д.( по выбору педагога)
5. Разучивание с поющими педагогами романсов на стихи Пушкина ( по возможности)
5. Просмотр видеофрагментов художественных фильмов со сценами усадебного быта.
Обеспечение:
фортепиано, гитара, музыкальный центр, диваны, кресла, веера, бальные перчатки, диваны, кресла, альбом с фотографиями гостинной в Михайловском и Тригорском, видами пушкинской усадьбы, репродукциями портретов пушкинских друзей и современников, ксерокопии подлинников писем Пушкина, гусиное перо, свечи и подсвечники, электрокамин или декорация, костюмы и атрибуты инсценировок , аудиозаписи музыки для танцевальных композиций и слушания и другие атрибуты и реквизит по выбору музыкального руководителя.
Ход мероприятия
Ведущий: Дорогие друзья,сегодня мы собрались с вами не просто музыкальном зале, а в гостиной. Во времена Пушкина в таких гостиных проходила важная часть жизни людей. Обычно это была просторная комната или зал, часто с камином, обязательно с роялем, удобными столами и креслами. Здесь собирались близкие люди для того, чтобы поделиться новостями,почитать стихи,петь, музицировать на рояле или гитаре, потанцевать, приятно провести время. Часто приглашали интересных людей: поэтов писателей , музыкантов, а в святочные вечера приглашали ряженых, особенно в деревенских усадьбах. Вообще в деревне, долгими зимними вечерами таки встречи были особенно ценными и радостными.
В одну из таких зим А.С.Пушкину пришлось жить в своей усадьбе Михайловское, что недалеко от Пскова. Был он совсем молодым человеком и ему было очень одиноко в глуши михайловских лесов. А совсем недалеко жили его соседи Осиповы.Их усадьба называлась Тригорское. Конечно Пушкин часто наведывался к ним в гости, проводил много времени у камина в уютной гостинной, тем более ,что в доме Осиповых было много молодых людей и милых барышень. Все они были немножко влюблены друг в друга, и атмосфера в доме была очень романтичной. Многим барышням Тригорского Пушкин посвятил стихи, которые записывал вот в такой альбом.( показывается альбом).
Дети или педагоги читают 1-2 стихотворения-посвящения.
Ведущий: Вдохновляла поэта и изумительная природа, которая его окружала. Надо сказать, что он очень любил прогулки- пешие и конные ,а иногда все вместе устраивали катание на тройках по свежевыпавшему снегу. Все эти картины и события Александр Сергеевич описал в своих стихах и романе «Евгений Онегин». Послушаем.
Дети читают соответствующие отрывки из «Евгения Онегина» и стихи.
Ведущий: Мы уже говорили , что в гостиных много танцевали. Если мы снова откроем пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» ( показывает томик), то найдем описание деревенского бала(читает). Танцы были очень красивые, и их названия звучат как музыка: полонез, мазурка, вальс , котильон, полька… Мы тоже с вами умеем танцевать некоторые из этих танцев! Давайте представим себя в старинной гостиной и потанцуем.
Дети исполняют танцевальные композиции по выбору педагога.
Ведущий: А что же пели на этих вечерах? Пели русские и французские романсы, арии из опер, русские народные песни.
Взрослые могут исполнить романс на стихи Пушкина в сопровождении гитары или фортепиано, а дети исполняют русскую народную песню по выбору музыкального руководителя.
Ведущий: А если на святки приходили ряженые, то обязательно пели святочные песни и колядки. Давайте и мы вспомним некоторые из них.
Дети вместе со взрослыми( можно привлечь родителей) поют колядку или святочную песню.
Ведущий: Конечно, такие вечера были не часто, и, если Александр Сергеевич оставался у себя в Михайловском, то единственным его собеседником и другом была няня – Арина Родионовна. Вечером она садилась в кабинете Пушкина, вязала чулок и рассказывала поэту сказки, до которых он был большой охотник. Теперь эти сказки читаем и мы с вами, потому что Александр Сергеевич не только слушал их, но и записывал, а потом облекал их в стихотворную форму.
Дети инсценируют фрагмент из сказки Пушкина по выбору педагогов.
Но вот, однажды, случилось событие, которое Александр Сергеевич запомнил на всю жизнь и даже написал замечательное стихотворение, посвященное этому событию. Речь идет о приезде в Михайловское любимого, «бесценного» друга детства еще с лицейских времен, Ивана Пущина. Вот это стихотворение.
Читается стихотворение «Мой первый друг...»
Ведущий: Этим удивительным и трогательным стихотворением мы завершим нашу встречу с А.С. Пушкиным, с его друзьями и произведениями, которые подарили нам возможность немножко прикоснуться к тем событиям и людям , которые происходили в то далекое время в Михайловском и Тригорском. Но каждый раз, когда мы будем читать стихи Пушкина, в нашей памяти снова возникнут и картина зимнего утра, и катание на тройках, и вечера в гостиной, деревенский бал, и сказки Арины Родионовны, и многое другое, о чем вам предстоит читать у А.С. Пушкина.Ведь его произведения сопровождают на в течение всей нашей жизни.
Завершить занятие можно музыкой Г. Свиридова «Метель»