Образовательный портал

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

23.05.2016 qw26019 Тексты 3297 1 5.0

Симакова Лилия Геннадьевна
Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад № 9 города Мценска
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

 

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
 Л.С. Лихачев.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание-это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое воспитание не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести уже в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
 Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно – патриотические чувства через музыкальную деятельность. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку поможет обстановка праздников и развлечений. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого.
 «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил великий Аристотель.
«Дело искусства – сохранять душу»,- это слова нашего современника В. Распутина
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, способна преобразовать его нравственный и духовный мир я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся сделать эти произведения знакомыми и любимыми.
Большие потенциальные возможности заключаются в народной музыке.
Народные музыкальные произведения в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, чувством юмора.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снижает чувство беспокойства, тревоги.
В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказки, звучание народного оркестра. Таким образом, я даю понятие: «народная музыка», «оркестр народных инструментов». На занятиях я рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Говорят - народ сложил эти песни, сказки, поэтому их называют народными. Старшим дошкольникам называю имена русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский- Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.
Интонационные достоинства русских народных песен позволяют использовать их как в старшем возрасте, так и в младшем. Эти песни способствуют развитию певческих навыков, они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую народную музыку для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, оркестра. Русская народная музыка постоянно звучит и в утренней гимнастике.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываю в них чувство патриотизма и национальной гордости.
Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины .Для дошкольника Родина- мама, близкие родные люди. Это дом, двор, где играют. Это детский сад с его воспитателями и друзьями. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отмечается простотой и непосредственностью: « А для милой мамочки испеку два пряничка». В мелодии песни А. Филлипенко «Пирожки» звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. У старших дошкольников чувства иные - это гордость и чувство дружелюбия. Такие песни я использую в разных ситуациях: на комплексных занятиях, праздничных концертах, посвященных Женскому дню 8 Марта, на праздниках посвященных «Дню Матери», «Дню Семьи». Хочется отметить еще один момент, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать, где они родились и живут в настоящее время. Я рассказываю, чем славен наш город Мценск, о его достопримечательностях, памятниках, героях (Например, героях Советского Союза), памятники которые находятся на аллее Славы у Вечного огня. Коротко рассказываю об их подвигах. Именно такая работа была проделана мною в преддверии празднования 70-летия Великой Победы.
Есть память, которая нет,
Не сотрется с годами,
Есть образы, коих не смоют века 
Есть вечные ценности, что рядом с нами
На каждый период,
На все времена…
Именно эти слова стали мотивом нашей совместной работы с родителями воспитанников в рамках проекта «Строки рожденные памятью» (музыкальные произведения о Великой Отечественной войне, созданные педагогами и родителями воспитанников).
Целью проекта стало создание музыкально - литературного материала, приуроченного к 70-летию Победы. Мы имеем ряд интересных наработок собственного сочинения, которые были предложены в исполнении педагогов для слушания воспитанникам нашего детского сада.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогли детям узнать события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их Величие. Мы никогда не сможем почувствовать ужасы военных лет, так как это было не снами. Но знать об этом мы обязаны.
Я думаю, эта встреча надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика, духовного воспитания.
На мой взгляд, совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкального руководителя нашего детского сада, дало ощутимые результаты : музыка прочно вошла в быт детей, а значит заняла значительное место в их жизни.

Ключевых слов нет...
Всего комментариев: 1
avatar
1 marinasilvanovich • 10:12, 07.06.2016
спасибо за материал
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Теги
голос театр предмет игра дошкольник песня презентация интеграция пение Снежинки дождик музыкальные инструменты Сказка Ритм клип Музыка Вальс инструменты Музыкальная Выпускной слушание музыки сценарий дед мороз ОСЕНЬ Живопись родители конспект здоровьесбережение документация праздник семья новый год зима занятие Видео дети Золушка Чайковский Елка детский сад пдд 8 марта День матери игрушки ВЕСНА птицы проект конкурс здоровье 23 февраля солнышко Масленица спорт День победы дружба ветераны классическая музыка Путешествие физкультура Досуг Россия восприятие Родина Лето школа овощи Букет кукла малыши бисероплетение куклы дизайн вышивка крестом роспись фантазия декупаж квиллинг вышивка Мордовия шерсть маки панно интерьер вязание крючком дизайн интерьера оформление костюм береста искусство Авторская война стихотворение победа концерт Авторская Песня снег 9 мая мама колыбельная танец
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0