Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста - Тексты - Публикации авторов - Публикации авторов - Музыкальный сад
Образовательный портал

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

23.05.2016 qw26019 Тексты 876 1 5.0

Симакова Лилия Геннадьевна
Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад № 9 города Мценска
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

 

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
 Л.С. Лихачев.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание-это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое воспитание не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести уже в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
 Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно – патриотические чувства через музыкальную деятельность. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку поможет обстановка праздников и развлечений. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняться в хороших поступках, сами не замечая этого.
 «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил великий Аристотель.
«Дело искусства – сохранять душу»,- это слова нашего современника В. Распутина
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, способна преобразовать его нравственный и духовный мир я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся сделать эти произведения знакомыми и любимыми.
Большие потенциальные возможности заключаются в народной музыке.
Народные музыкальные произведения в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, чувством юмора.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снижает чувство беспокойства, тревоги.
В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказки, звучание народного оркестра. Таким образом, я даю понятие: «народная музыка», «оркестр народных инструментов». На занятиях я рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял неизвестно. Говорят - народ сложил эти песни, сказки, поэтому их называют народными. Старшим дошкольникам называю имена русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский- Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.
Интонационные достоинства русских народных песен позволяют использовать их как в старшем возрасте, так и в младшем. Эти песни способствуют развитию певческих навыков, они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую народную музыку для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, оркестра. Русская народная музыка постоянно звучит и в утренней гимнастике.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываю в них чувство патриотизма и национальной гордости.
Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины .Для дошкольника Родина- мама, близкие родные люди. Это дом, двор, где играют. Это детский сад с его воспитателями и друзьями. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отмечается простотой и непосредственностью: « А для милой мамочки испеку два пряничка». В мелодии песни А. Филлипенко «Пирожки» звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное. У старших дошкольников чувства иные - это гордость и чувство дружелюбия. Такие песни я использую в разных ситуациях: на комплексных занятиях, праздничных концертах, посвященных Женскому дню 8 Марта, на праздниках посвященных «Дню Матери», «Дню Семьи». Хочется отметить еще один момент, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать, где они родились и живут в настоящее время. Я рассказываю, чем славен наш город Мценск, о его достопримечательностях, памятниках, героях (Например, героях Советского Союза), памятники которые находятся на аллее Славы у Вечного огня. Коротко рассказываю об их подвигах. Именно такая работа была проделана мною в преддверии празднования 70-летия Великой Победы.
Есть память, которая нет,
Не сотрется с годами,
Есть образы, коих не смоют века 
Есть вечные ценности, что рядом с нами
На каждый период,
На все времена…
Именно эти слова стали мотивом нашей совместной работы с родителями воспитанников в рамках проекта «Строки рожденные памятью» (музыкальные произведения о Великой Отечественной войне, созданные педагогами и родителями воспитанников).
Целью проекта стало создание музыкально - литературного материала, приуроченного к 70-летию Победы. Мы имеем ряд интересных наработок собственного сочинения, которые были предложены в исполнении педагогов для слушания воспитанникам нашего детского сада.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогли детям узнать события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их Величие. Мы никогда не сможем почувствовать ужасы военных лет, так как это было не снами. Но знать об этом мы обязаны.
Я думаю, эта встреча надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика, духовного воспитания.
На мой взгляд, совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкального руководителя нашего детского сада, дало ощутимые результаты : музыка прочно вошла в быт детей, а значит заняла значительное место в их жизни.

Ключевых слов нет...
Всего комментариев: 1
avatar
1 marinasilvanovich • 10:12, 07.06.2016
спасибо за материал
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 18
Пользователей: 2
olenius2013, vesna7