Путешествие в страну русского фольклора - Тексты - Публикации авторов - Публикации авторов - Музыкальный сад
Образовательный портал

Путешествие в страну русского фольклора

11.04.2013 irina_20132014 Тексты 2176 4 4.2

конкурсная работа №42

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА 

Интегрированное занятие «Путешествие в страну русского фольклора» предназначено для детей в

возрасте 4–5 лет. 


Автор - Ирина Владимировна Пушкарева,
музыкальный руководитель высшей
квалификационной категории
Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения -
центр развития ребёнка детский сад № 7


Образовательная область – «Музыка». 


Непосредственно образовательная деятельность в средней группе.
«Путешествие в страну «Русского фольклора»

  Триединая цель:
1. Образовательная.
Формировать эстетический вкус. Сочинять простейшие импровизации (отвечая на музыкальные вопросы, музыкальным ответом). В игре действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу.
2. Развивающая.
Обеспечить условия для развития у детей интереса к русскому фольклору. Выразительное чтение пословиц, поговорок, потешек, пение народных песен, игра на русский народных инструментах.
3. Воспитательная.
Создать условия для развития у детей интереса к традициям русского народа и эстетического отношения к произведениям устного народного творчества, расширить музыкальные впечатления через русские народные песни.

Интеграция областей:
- художественное творчество;
- познание;
- коммуникация;
- чтение художественной литературы;
- социализация;
- музыка.

Методы и приемы:
- наглядный;
- словесный;
- игровой.

Активизация словаря: красные девицы, добрые молодцы, кудревата, беловата, бубенцы, трещотки.

Материалы и оборудование: музыкальный центр, нотный материал, бутафорская березка, игрушки зайчиков, сундучок, ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, хохломские игрушки: петушок, конь, матрешка; русские народные костюмы у детей и взрослых, деревянные матрешки по количеству детей, деревянные балалайки.


Ход занятия 


 Дети, наряженные в русские костюмы, заходят в зал. (Звучит р. н. м. в грамзаписи «Пойду, да выйду ль я») 

Музыкальный руководитель: Добрый день, дорогие мои! 
Вижу, получили вы посылку мою, да обрядились так, как я просила. Ведь сегодня нам с вами предстоит совершить небольшое путешествие в страну русского фольклора или, сказать по иному, в страну русского народного творчества. Эта страна огромна, необъятна и сказочно прекрасна. Сегодня поведу по ней вас я. И на несколько минут вы окажетесь тоже ее жителями и называться будете Красными девицами, что значит красивыми, и добрыми молодцами. А воспитателя вашего будем называть, как в старину на Руси обращались, уважительно Матушка Свет Полина Павловна. Итак, начнем наше путешествие.
Из того ли то города из Завитинска
Выходили красны девицы.
Да добры молодцы в Путешествие недолгое.


Звучит музыка вступление, песня «Моя Россия» Г. Струве. 


Воспитатель: Долго ли коротко шли они, и повстречалась им на пути... Загадка: «Кудревата, беловата, наклоняется у хаты. Беленькие палочки, зеленые махалочки.» Что это? 
Дети: Березка.
Воспитатель: Обломил ветер молодую березоньку, а люди добрые подняли ее, водой ключевой напоили да поставили как украшение. Как в народе обращались к березке?

Дети: 

1. Стоит Алена, платок зеленый, 
Тонкий стан, белый сарафан.

2. Березонька кудрявая,
Кудрявая, моложавая!
Под тобой, березонька,
Не цветы цветут.
Под тобой, березонька,
Не огонь горит.
Под тобой, березонька,
Красны девицы
В хороводе стоят,
Про тебя, березонька
Все песни поют.
МУЗ. РУК: Становитесь, ребятушки, в хоровод вокруг березоньки, да порадуйте ее своим умением хороводы водить, ходьбой медленной, горделивой, будто плывете вы по гладь - озеру, да под музыку русскую народную.


 Р.н.п. «Во поле березка стояла


Дети идут хороводным шагом под музыку, сужают и расширяют круг «топающим шагом» 
Воспитатель: Хорошо вы справились с заданием.
Музыкальный руководитель: Ребятушки, а вы заметили, что пока мы шли лесной тропинкой, мы не встретили ни одного зверька. Без них грустно, не с кем поиграть.
Воспитатель: Давайте прислушаемся, может кто-то и живет на этой полянке, а поможет нам в этом музыка.


Звучит музыка р. н. м. «Заинька». 


Воспитатель: А это кто еще шалит? 
Дети: Зайчик.
Воспитатель: В стране Русского фольклора нам поможет найти зайчиков потешка.
Дети:
3. Люли, люли, баиньки,
На лужайке заиньки.
Зайчики травку едят.
Деткам спать велят.
Воспитатель: (подходит к зайчику, он спрятан за елочкой) А вот и зайчик, да он здесь не один, да все они разные.
Музыкальный руководитель: Давайте спросим у зайчиков, где же они были, да от кого спрятались? Будем задавать каждому зайчику музыкальный вопрос. А вы будете зайчика оживлять, придумывая музыкальный ответ, постарайтесь, чтобы ваши ответы не повторялись, пусть они будут такие же разные как эти зайчата.

- «Зайка, зайка, где бывал?» - муз. вопрос. (Ответы детей). 

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, мне очень понрави-лись ваши ответы. 
Тихо, тихо рядом сядем.
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
В разноцветном, в расписном!


Звучит р. н. м. «Во саду ли, в огороде». 


Музыкальный руководитель: В старину люди после тяжелого дневного труда собирались на посиделки. Гнали от себя печаль разудалыми, зажигательными песнями да плясками. 
Музыкальный руководитель: Была ли музыка, которую вы прослушали сейчас, русской народной.
Дети: Была.
Музыкальный руководитель: Почему вы так решили?
- Какие музыкальные инструменты звучали?
Дети: Балалайки, гармошки, бубенцы, трещотки.
Музыкальный руководитель: Какое настроение, какие чувства вызвала у вас эта музыка?
Дети: Радостное, веселое настроение. Захотелось сплясать, поиграть на инструментах.
Музыкальный руководитель: Главная особенность музыки в том, что она может передать настроение и чувства людей, и чтобы лучше понять музыку, нужно больше ее слушать. И этому искусству слушать, мы будем продолжать учиться.
Вижу, развеселились вы, ребятушки. Да захотелось всем поиграть на народных инструментах. А их у нас вон сколько много.
(на столах лежат кроме русских народных инструментов и другие)
Воспитатель: Подойдите, да возьмите народные инструменты, какие вам больше всего приглянулись, да сыграем на них в оркестре.


 Оркестр «Во саду ли, в огороде» р. н. м. 


Музыкальный руководитель: В стране Русского фольклора много сюрпризов есть для вас, ребята. Только где же они спрятались? 
Воспитатель: Может в этом сундучке? Да он заперт на замок. Кто поможет открыть сундучок волшебными словами?
Дети:
4. «Футы, нуты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай-ка свой бочок!»
Звучит музыка из музыкальной шкатулки, сундучок открывается.
Воспитатель: Ой, ребятушки, а в сундучке-то чудо - игрушки, которые изготовили народные мастера. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки». А как еще говорили, про таких мастеров.
Дети: «Мастер - золотые руки»
Воспитатель: Кто игрушки будет доставать, тот потешку про нее будет вспоминать.
Ребенок: (загадка) -
С переливами поет
Утром будет весь народ.
Золотистый гребешок.
Гордо носит ... (Петушок)

Петя, Петя петушок,
Золоченый гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Ребенок: (подходит другой ребенок, достает «Коня»)
1.Конь ретивый, долгогривый.
Скачет полем, скачет нивой.
или
2. Ходит конь по бережку
Вороной по зелену.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Ребенок: Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке.
А всего одна игрушка.
Что же это за подружки? (Матрешки)
Воспитатель: Правильно, матрешка. У нее красивый сарафан, яркий платочек, красные щечки. Матрешек тоже делают и раскрашивают русские умельцы.
Музыкальный руководитель: На них смотреть вам интересно, а знаете, матрешки танцуют чудесно. Под наши веселые русские пляски Они оживают, как будто бы в сказке. Матрешка живет не одна, а со своими сестричками. Давайте их позовем: «Сестрички «АУ!» (раздать матрешек).
Моя матрешка пляшет вот так! (отстукивают ритм) 
А как танцует твоя матрешка? (отстукивают ритм дети)


Воспитатель: (смотрит в сундучок) Ребята, в сундучке еще платочек остался. Какой красивый платок! Он горит как огонек. А что если мы с ним поиграем. 
Музыкальный руководитель:
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата,
Значит, будет жить она.
Дети будут петь частушки, а на проигрыш придумывать свои танцевальные движения, а поможет вам в этом вот этот чудесный платочек.
Воспитатель: В чтобы наши мальчики не скучали, они нам на балалаечках подыграют.
Дети: Балалаечки, дружок, свое дело знают.
Они в наших руках хорошо играют.


Частушки: 
1. Заиграли музыканты и пустились ноги в пляс,
Мы веселые частушки, пропоем сейчас для вас.
2. Начинаю я припевку первую начальную,
Я хочу развеселить публику печальную
3. Я девчонка боевая. Боевая, смелая:
Ловко я плясать умею и в работе первая.
4. Не хотела выходить, стояла и стеснялася.
Музыканты заиграли, я не удержалася.
5. Ставлю НОГУ на носок, а потом на ПЯТКУ,
Стану «русскую» плясать, а потом вприсядку.
6. Если б не было воды, не было бы кружки.
Если б не было девчат, кто бы пел частушки.
7. Возле речки, возле быстрой все фиалочки растут.
Без частушек прожить можно, да чего-то не живут.
8. Что с ногами не пойму:
Влево, вправо носятся.
Не стоят они на месте,
Так плясать и просятся.



Музыкальный руководитель: Издавна русский народ славился умением песни складывать. От бабушек да дедушек внукам бережно передавались они, как сокровища бесценные. Любили на Руси песни петь не только веселые, но и грустные. А русские песни - они особые, поются голосом полным да звонким. Попытайтесь, не робея, и вы так спеть русскую песню «Пастушок» вместе с нами. 

 

Песня "Пастушок» р. н. п. 


- Какое настроение передает эта песня? 
Дети: Грустное, печальное, жалобное, нежное, задумчивое, мягкое.
Воспитатель: А какое же, путешествие без шуток - прибауток! Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить.
Небылицы:
Дети:
1. На березе сидит заяц
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь
Слушает, вздыхает.

2. У козла в бороде
Живут две лягушки.
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.

3. Лошадь ела кашу,
А мужик - овес.
Лошадь села в сани,
А мужик - повез.

Воспитатель: Ну, ребята, вы загнули.
Чуть, не до смерти пугнули.
Да и где же, это видано?
Да и где же, это слыхано?


Дети исполняют р. н. п. «Да и где же это видано?» 


Воспитатель: Развеселили вы меня, ребятушки. 
Музыкальный руководитель: У нас еще и не такое бывает, как соберутся, красны девицы, да добры молодцы, тут и песне место найдется и шутке, да поиграть никто не откажется.

Воспитатель: Красны девицы - забавницы, сходитесь на лужок.
Да встанем все в кружок.
Вы сцепитесь все за рученьки
И примите молодчиков с собой!
Поиграем в русскую народную игру. Проявите свой талант воеводу звать, да движения плясовые придумывать.


Игра «Шалуны - балуны». 

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Русского фольклора. А веселое ль путешествие у нас было? (ответы детей)
- Совета моего послушайте: чаще бывайте в этой стране - пойте русские народные песни, читайте сказки, потешки, считалки, играйте в игры и ваша жизнь станет намного прекрасней. А за ваши умения да старания - мои подарочки - петушки на палочке. Берите, не стесняйтесь. Все угощайтесь. А теперь прощайте, ребятушки, как прощались на Руси - низким поклоном, (кланяется)

Дети уходят под русскую народную музыку «Пойду, да выйду ль я».

интегрированное занятие, фольклор, средняя группа
Всего комментариев: 4
avatar
4 anna_1946 • 08:44, 15.04.2013
Здорово, как хорошо, что есть такие педагоги работающие в этом направлении. Спасибо.
avatar
3 lena526 • 14:39, 13.04.2013
Ирина Владимировна, всё гениальное - просто.Буду использовать ваш материал в работе по народному творчеству. Понравилось оформление триединой цели, как требует ФГТ.
avatar
Ирина Владимировна, спасибо за обьёмное по своему содержанию занятие.Видна системная работа по данномй тематике.Желаю вам дальнейших творческих успехов.
avatar
2 irina_20132014 • 13:09, 13.04.2013
Уважаемая Наталья Гермогеновна,большое спасибо за комментарий,приятно,когда тебя понимают коллеги.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 7
Пользователей: 1
mamik_minsk