Опыт работы "Волшебной музыки страна!" - Тексты - Публикации авторов - Публикации авторов - Музыкальный сад
Образовательный портал

Опыт работы "Волшебной музыки страна!"

10.12.2014 valia-09 Тексты 822 2 3.7

ВОЛШЕБНОЙ МУЗЫКИ СТРАНА
Опыт работы по теме «Развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки»


Автор - Иванцова Валентина Юрьевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 2 «Дюймовочка» станицы Георгиевской».


«…Прекрасное побуждает доброе»
Д. Б. Кабалевский

«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира»
В. А. Сухомлинский


Эти слова выдающихся педагогов я всегда беру за основу в своей работе. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает музыка. Ей дана волшебная власть заставлять наши сердца грустить и радоваться тогда, когда реально с нами не происходит ничего печального или радостного.


В древности прекрасно понимали, что с помощью музыки можно настроить душу человека и на добро, и на агрессию, разжечь страсти, их умиротворить. В VI веке до н.э. в Древней Греции пифагорейцы использовали музыку, как мощное средство психического, нравственного и педагогического воздействия. Им же приписывают применение музыки и для врачевания больных.


В настоящее время издаются новые программы, совершенствуются технологии музыкального воспитания, отмечается интенсивное развитие теории эстетического воспитания. Но одно в жизни остается неизменным: это вечная музыка с её неумирающими классическими, детскими, народными произведениями и вечные «больные» проблемы» - Жизнь, Добро, Любовь, Честь, Труд, Творчество, Красота…


Именно музыка стимулирует умственное развитие детей с помощью науки, именно музыка дает духовную пищу и радость общения, именно музыка учит и воспитывает. У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают с помощью систем, разработанных Т. М. Орловой, С. И. Бекиной и Тютюнниковой (система развития голоса), О.Радыновой (развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости), Н. А. Ветлугиной (творчество в детском саду, методические приемы). Не каждый взрослый (будь то даже родители) может близко соприкасаться с миром детства, а лишь те, кому дана эта возможность – музыкальные руководители детского сада. Нет, мы не готовим профессиональных музыкантов, мы «врачуем» души наших малышей. Вместе с ними мы мечтаем, фантазируем, грустим, веселимся, уносимся в другой, самый замечательный мир музыки! Именно музыка стимулирует умственное развитие детей, дает духовную пищу и радость общения.
Традиции музыкального воспитания детей имеют давнюю историю. А моя сегодня главная задача сделать жизнь ребенка содержательнее, духовнее, приобщить к истинным ценностям, а еще воспитывать хороший вкус. Вот поэтому я несколько лет работаю над темой «Воспитание чувств посредством музыки». И сейчас подошла к следующей теме «Развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости в процессе слушания музыки».


Прежде всего, я определила для себя конкретные задачи.
Первая задача – пробудить у детей интерес к музыке, научит детей слушать и слышать разную музыку. Искусство слышать! Что значит слышать музыку? Я понимаю это очень широко: слышать - внимать, открывать её, входить в неё, погружаться, переживать, следовать, следить за мелодией, развитием содержания действия, замечать что-то новое, познавать, различать части, образы, оценивать. Слышать музыку в моем понимании – это откликаться на неё эмоционально, вживаться в музыкальный образ, мысленно перевоплощаясь, испытывать нравственное переживание и, значит, духовно, нравственно совершенствоваться. А из этого вытекают остальные задачи.
Поднять общую музыкальность – это моя вторая задача. Ведь посредством слушания музыки у детей развиваются и обогащаются слуховые восприятия, повышается культура слушания.
Третья задача – привить ребенку вкус к хорошей музыке. Я думаю, очень важно с малых лет создать для ребенка благоприятную музыкальную среду, знакомит с доступными их восприятию образами современной, классической, народной музыки.
А четвертой задачей является формирования знаний об основных эле-ментах музыки (мелодия, лад, гармония), её создателях и исполнителях, музыкальных инструментах, подведение детей к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, предоставления детям свободы самовыражения, ощущения чувства интеллектуальной и эмоциональной раскованности.


Решить эти задачи мне помогают следующие методы и приёмы:
показ картин, иллюстраций, игрушек, инструментов, портретов композиторов, карточек; беседы из истории создания произведения, сведения о композиторах, музыкантах, о появлении новых инструментов; использование поэтического слова; сравнение нескольких музыкальных произведений с одинаковыми названиями, но разными характерами; сочетание аудиозаписей и «живого» исполнения, оркестрирования; передача характера в танцевальных и игровых импровизациях.
Музыка – сложное искусство! Я начинаю работать с детьми в возрасте от полутора лет и провожаю их в школу на выпускном утреннике. На этом пути продолжительностью в несколько лет ребята систематически и последовательно, от простого, к более сложному знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством. Из многолетнего опыта я пришла к такому выводу: только хорошо продуманные занятия, только систематическое слушание музыки в младших группах помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить её. Эти условия помогут получить прекрасные результаты у детей от рождения без явных музыкальных способностей.


Свои занятия с самыми маленькими (от 1,5 до 3 лет) я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза, сказки. Если слушаем песенку «Зайка» (муз. Карасевой), то обязательно в руках у меня - игрушка. Воспитатель может прочитать о нем стихотворение, взяв игрушку обыграть содержание песни. А на следующих занятиях «зайка» - активный участник: «слушает», как дети поют, «смотрит», как танцуют, обязательно играет с детьми. На последующих двух- трех занятиях «зайка» может спрятаться и тогда дети (особенно если это середина занятия) ищут его и сюжет развивается дальше: «зовут» зайку песенкой, хлопками, узнают настроение зайки, что он делает. А зайка может «постучать и прийти» в гости с подарками (новой пластинкой, кассетой, иллюстрацией, музыкальными инструментами), с другом – игрушкой кукольного театра. Эта структура занятия остается, когда «приходит кукла», «где–то плачет киска», «прилетела птичка», «спрятался петушок», «потерялась собачка». Вот такое применение игрушек (или кукол би-ба-бо) вызывает истинный восторг у детей. Малыши стараются активнее вести себя, внимательнее, заинтересованно слушать (причем до конца), понимать содержание, запоминать, а значит, становятся эмоциональнее.


На каждом занятии с малышами стараюсь использовать или детские стихи (небольшие четверостишия) или потешки, пестушки, или иллюстрации, просто загадки – отгадки (иллюстрированные книги), заводные игрушки. Сколько радости доставляют они детям! А значит просто не могут не оставить их без эмоций.
Многие годы считала, что в репертуар для слушания в младших группах должно входить 16-18 произведений в год. Причем, половина из них – вокальные. Практика показала, что малыши могут слушать, и слушают внимательно, воспринимают гораздо большее количество пьес и песен. С большим удовольствием, интересом слушают музыку на различных инструментах, особенно знакомые мелодии. Нравятся детям оркестровое исполнение в грамзаписи, звучание шумового оркестра в исполнении взрослых и детей старших групп.


Как же я распределяю материал для слушания? Возьмём, например, сентябрь – октябрь. В сентябре дети слушают «Дождик» М. Раухвергера (с использованием иллюстраций, стихотворения, металлофона, треугольника, «шумелок», «шелестелок»). Вместе с воспитателем знакомим с песней «Листики» А. Филиппенко («Танец осенних листочков»). В этом же месяце даю слушание инструментальной музыки, которую раньше дети слушали, но в грамзаписи или исполняю на другом инструменте (например, «Полянка») р.н.м., «Ах вы, сени» р.н.м., «Там, за речкой» и т. д..С радостью слушают дети знакомые пьесы, но уже в новом звучании, в новой тембровой окраске. Через 2-3 занятия предлагаю послушать малышам «Дождик», но уже композитора Г. Лобачева. Вначале играю на фортепиано, а затем в ансамбле с воспитателем. Воспитатель простукивает II часть (ритмический рисунок) ритмическими палочками, по стеклянным бокалам, коробочками, на металлофоне, треугольнике (варьировать по желанию).


Что касается внепрограммной музыки, то подбираю её исходя их следующего: произведения должны быть короткими по объему, с яркой мелодией, несложной гармонией, негромкой силой звучания, и не быстрая по темпу, с понятным текстом. Громкое звучание возбуждает малышей. Слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. Дети в этом возрасте в основном слушают. Поэтому я бываю частым гостем в группе: пою им песни. В этом случае они вслушиваются в напевное звучание слов и слов-сочетаний и лучше воспринимают, понимают и, конечно же, откликаются.


Чтобы дети были внимательнее, активнее, эмоциональнее даю им ритмическое сопровождение (хлопки, притопы, «каблучки», «кулачки», шлепки и т. д.), а сама беру металлофон, детский аккордеон. Цель у меня одна: развитие желание слушать музыку, воспитывать интерес к музыке. Самыми интересными бывают тематические занятия. Есть у них и свои названия: «Мы в лесок пойдём», «В гости к петушку», «А у Жучки день рождения», «Веселые зайчата», «Мишка – именинник».
Обратила внимание, что дети младшего возраста легко воспринимают песни, исполненные без инструментального сопровождения, которое, как бы вначале мешает малышам разобраться в тексте. А музыка играет как бы второстепенную роль. Стала использовать музыкальные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Веселый теремок», «Мишки-шалунишки». Дети осмысленно «разбираются» в музыке. И вот тут поддерживаю внимание, интерес у детей с помощью игрового, танцевального творчества, дидактических игр. Игры важны не только, как обучающие, но и как воспитывающие красоту. И для этого стараюсь изготавливать яркие, красочные пособия:
- «Дерево с поющими птицами», которые могут прятаться, прилетать, улетать.
- «Музыкальный куб»,
- «Веселая карусель»,
- «Ну-ка, угадай-ка»,
- «Кто в домике живет»?
- «Веселый клоун» и т. д.


Научив детей слушать маленькие пьесы с интересом, понимать инструментальную музыку, я постепенно перехожу к интересному методу: рассказу, иллюстрированному музыкой. Обычно это доминантное или комплексное занятие. В рассказ включаю два, затем три и даже четыре пьесы. Рассказ мой короткий, он объясняет содержание музыки. Самое необходимое, чтобы рассказ был интересным, понятным, лаконичным. Это «В саду» («Бабочки», «Полька»), «Дождь» («Капли дождя», «Сильный дождь», «Гром» и опять «Сильный дождь»), «Что случилось в лесу», «Деревья качаются», «Зайчики», «Медведь идет», «Зайки убежали».


Процесс работы в средней группе остается прежним. Правда, теперь детям доступны более тонкие музыкальные нюансы, они уже обладают определенными знаниями и умениями. Дети различают f и p, верхний и нижний регистр, быструю и медленную музыку, могут чувствовать характер музыки, выражать свои чувства словами, рисунком, движением. Вместе с детьми пробуем передавать настроение инструментальных пьес («Обидели» В. Агафонникова, «Плач куклы», «Рёвушка», «Жадина» Д Кабалевского, «Играем с водой» фр. н. м.). Дети воспринимают музыку как сиюминутное действие.


В работе со старшими детьми у меня есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях, часы досуга, на праздниках, во время концертов и экскурсий. Имеющийся у детей уровень интеллектуального развития помогает им более осознанно и глубоко воспринимать, и постигать предлагаемые сведения о музыкальных произведениях, инструментах, об отдельных видах музыкального искусства. Для того, чтобы реализовать задачи музыкального воспитания, я составила перспективный план видов занятий (доминантных, классических, комплексных, тематических). Я поставили перед собой основные цели:
- расширить кругозор детей на основе знакомства с музыкальной культурой,
- развивать эмоционально чувственную сферу каждого ребенка,
- способствовать «переживанию музыки, её содержания»,
- формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве.
И решаю их с помощью занятий познавательной направленности, интегрированных занятий, кружковой работы. Чтобы последовательно решать эти задачи, осуществить цели, я составила план по познавательному развитию «Музыка! А что это такое?!»


В самом начале года дети слушают звуки. Лучше всего слушать их в лесу. И с детьми мы отправляемся на экскурсии. Слушаем звуки улицы, звуки парка, звуки леса. А где же можно услышать, увидеть музыкальный звук? И тогда мы идем в музыкальную школу. Там можно и увидеть, и услышать музыкальные звуки, разные музыкальные инструменты. А понимание того, как появляется звук, - это своеобразная опора в процессе восприятия музыки. Знакомство с настоящими музыкальными инструментами, с характером инструментом и внешним видом – первый шаг к звуковому образу.
У нас в станице, да и в городе, редко появляется возможность увидеть театр (балет, оперу, концерты симфонических оркестров, духовых, народных.). Поэтому все увиденное и услышанное увлекает и завораживает их. Когда в детском саду дети слушают музыку, они с радостью узнают знакомые голоса инструментов, у некоторых появились даже любимые – они-то и вызывают наибольший восторг, эмоциональный отклик.


В детском саду вместе с детьми слушаем тишину. Она не бывает абсолютной. Все замолкают и слушают тишину после моего сигнала. Дети слушают звуки, мы дали им даже названия «Звуки детского сада». А потом все фантазируем. Это интересно, если тишина переходит в музыку. И тогда фантазируем на заданную тему. Вот тут-то дети и различают, и называют качество звуков. Дети отлично изображают грозу с раскатами грома, «дождинки», «листопад».
«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие, - отличал Д. Б. Кабалевский, учит услышать музыку, непрерывно совершенствуя умения вслушиваться и вдумываться в нее».


Чтобы дети лучше поняли прослушанную пьесу, я предлагаю им создать свой музыкальный этюд. Так, например, слушая «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского, дети старались изобразить зимний лес (нежные елочки, дубы – богатыри), снежинок, которые в разных частях музыки изображают метель, а на вторую часть – настоящую бурю. Для понимания детьми характера музыки, даю её в сравнении (песня «Снежинки» Владимира Шаинского, «Прогулка» С. Прокофьева, «На тройке» П. И. Чайковского).


Очень нравится игра «Копилка». Дети пополняют свой словарный запас, «заполняют» свои «копилки» красивыми, необычными словами. Постоянно дети пользуются цветными фишками для определения характера всей музыки или частей (голубая – спокойная, грустная, красная – яркая, бодрая, веселая, радостная, зеленая – задумчивая, взволнованная, таинственная).


Особенно привлекает детей музыкальный домик, где можно «услышать», что в нем делают, на чем играют, сколько девочек поют, сколько мальчиков, какие звуки звучат по высоте, длительности. Свои знания в определении характера музыки дети показывают с помощью цвета красок. Ребенок рисует не только музыку во время её звучания, сколько себя, своё настроение и восприятие. Дети создают свои «музыкальные картины»: «Осень в лесу», «Зимние потехи», «Сказка в музыке», «Весеннее утро», «Летние картины» и другие. Но, не всегда дети имеют навыки рисования, особенно, если эти дети не посещали детский сад, много пропускали. Поэтому я предлагаю использовать краски, карандаши для раскрашивания характера музыкального произведения на готовом эскизе (т. е. раскрашивать). Это «Осень наступила», «Веселые клоуны», «Такие разные игрушки» и т. д. Дети с помощью цвета красок показывают свои знания характера музыки, а значит, мы развиваем целостное, художественно – эстетическое восприятие мира, природы, жизни, формируем неущербные взгляды и вкусы. А если дети пройдут через интегрированные занятия, то музыка, которую они познают с помощью ИЗО, физической культуры, театра, художественного слова, увлекает, заинтересовывает, завораживает. Им открываются картины мира красоты, поэзии, эмоций, звуков, красок, великолепных танцев, выразительной пластики.


Музыка звучит не только на занятиях. Очень интересны встречи в музыкальной гостиной. «Музыкальная копилка» - так называется кружок, где дети знакомятся с новой, в основном классической и детской музыкой по темам: «Волшебная музыка природы», «Музыка и песенки в мультфильмах», «Пушкин и музы-ка», «Музыка П. И. Чайковского», «Детские альбомы», «Сказка в музыке», «Интересные инструменты» и др. Именно, в свободное от занятий время, мы с детьми «накапливаем» знания о музыке композиторов А.Вивальди, П.Чайковского, К. Сен-Санса, Н. Римского – Корсакого, М. Глинка, С. Прокофьева, В. Моцарта, И. Баха, Д. Кабалевского, Г. Свиридова, Э. Грига, Р. Шумана. А для этого я собрала фонотеку из классических произведений, народной музыки, детских песен и альбомов. К произведениям я стараюсь подобрать стихи, увлекательные небольшие рассказы. «Сила умного и увлекательного слова о музыке заключается в том, что она способна настроить любую аудиторию на нужную эмоциональную волну» - говорил Д. Кабалевский.


С удовольствием дети выполняют мои задания, указания, превращения, («пофантазируйте», «представьте», «придумайте», «я вращаю, я вращаю, всех я вас превращаю…». Слушая музыку, дети не всегда могут сдержать свои желания. Я с удовольствием разрешаю им потанцевать, представить себя «кудахтающими петухами и курами», «послушными ослами», обитателями аквариума; украсить музыку звучанием музыкальных инструментов, шумелками, трещалками, коробочками, шелестелками, стучалками, гремелками. Но столкнулась с тем, что не у всех ребят хорошо с чувством ритма. И здесь на помощь мне пришли рекомендации учителя – музыканта, композитора Карла Орфа. Он, руководствуясь теорией Э. –Ж. Далькроза, разработал синтетические формы музицирования, сочетание пения и движения, ритмизованного чтения стихов и игры на инструментах. С помощью шлепков, хлопков, притопов, свободными действиями кистями рук дети передают необходимый ритм. Остальное зависит от моей фантазии, от внимания детей. Обычно распределяю детей на подгруппы, даю партию и, после игры, обязательно подчеркиваю своеобразную музыку «Мы с вами композиторы». У Орфа рассказывается об особых инструментах. Я тоже предложила детям ритмические палочки разной длины, колотушки разной величины, подвешенные деревянные палочки (по типу ксилофона), рубель, стучалки, коробочки – скрипелки, трещалки. И эти «инструменты» помогают детям иллюстрировать, а значит понимать самую разную музыку.


Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основном «легкая» музыка. Они слышат её везде: дома, по радио, в парке, в транспорте. Думаю, что музыкальное разнообразие необходимо, но при этом, важно учитывать огромное воспитательное воздействие и предпочтение отдаю классической музыке. И все-таки, почему классическая музыка, а не рок, джаз, эстрада? Да, потому, что классика как бы разговаривает с детской душой на доступном уровне, не опускаясь до упрощения и вульгаризации, а, затрагивая то, что взрастит эмоциональный опыт, опыт сорадости, сочувствия, сотворчества, содействия.


«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции» Н. А. Ветлугина.


Каждый раз, приходя на работу, я с нетерпением жду детей. Ведь мы с ними отправляемся в волшебную страну, в страну МУЗЫКИ!!!

 

слушание музыки, опыт работы
Всего комментариев: 2
avatar
2 Иришка • 21:37, 17.10.2015
Отличный материал, огромное спасибо!!!!
avatar
1 olga58 • 15:41, 03.01.2015
Научить воспринимать музыку, слушать и слышать её - одна из главных наших задач. Спасибо Вам, Валентина Юрьевна, за то, что вы так подробно и глубоко раскрыли и показали свои приёмы работы над этим видом детской музыкальной деятельности.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
ira1964