Образовательный портал

Край в котором мы живём, мы Югорией зовём!

29.01.2014 EkaterinaEE Тексты 1272 0 0.0

КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ, МЫ ЮГОРИЕЙ ЗОВЁМ!

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста 


Автор - Екатерина Евгеньевна Ермошина,

музыкальный руководитель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида 

с приоритетным осуществлением деятельности 
по художественно-эстетическому развитию
"Малышок", 

г. Советский.



Цель: знакомство детей с укладом жизни народов ханты, с их обычаями, традициями, культурой.

Задачи:
• Доставить детям радость и удовольствие, создать атмосферу творческого вдохновения, дать детям возможность проявить свои музыкально – творческие способности;
• Продолжать формировать певческий голос, чувство ритма, совершенствовать и пополнять запас навыков музыкально-ритмических движений;
• Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. Чувствовать различные эмоциональные состояния в музыке и в соответствии с этим передавать различные переживания, настроения в исполнительской деятельности;
• Продолжать воспитывать у детей тёплое, дружеское отношение к народам других национальностей.

Материал:
• Раздаточный: детские музыкальные инструменты (колокольчики, бубны, клавесы); конфетти белого цвета; снежки (из ваты);
• Демонстрационный: карта ХМАО; ширма (материя с изображением картин быта народа ханты); лоскутное одеяло; лекарственные травы; ягоды брусники и клюквы; сумочка – тучан с бусинами.

Словарная работа: закрепление и активизация в речи слов: каюр, стойбище, оленевод, нарты, чум.

Индивидуальная работа:
• Активизировать внимание Ильнура, Лены, Кости;
• Помочь в движениях хоровода Юре С., Антону, Лене К., Люде С.

Методы: игровой; словесный; наглядный; практический.

Приёмы: беседа; слушание; игра; танец; песня; хоровод; игра на детских музыкальных инструментах.

Предварительная работа: разучивание песен; танцев; хоровода; стихотворений; знакомство детей с малой Родиной – ХМАО и г. Советский; знакомство детей с бытом народа ханты; экскурсия в музей национальных ремёсел «Хансэ»; чтение сказок народов ханты. 

Работа с родителями: разучивание хантыйской сказки «Запрет»; изготовление ширмы для сказки; составление рассказа о ХМАО и г. Советский.

Структура занятия:
• Организационный момент.
• Рассказ родителей о ХМАО-Югре.
• Стихотворение.
• Песня «Здравствуй, гостья – зима».
• Песня «Песенка каюра». Поездка в северное селение.
• Приветствие Хозяина и Хозяйки. Рассказ о работе мужчин и женщин.
• Викторина «Чьи следы?».
• Танец «Выделка шкур».
• Конкурс «Ловись рыбка».
• Игра «Хэйро».
• Стихотворения поэта Анд. Тарханова в исполнении детей.
• Игра на детских музыкальных инструментах «Хантыйские наигрыши»
• Танец «Увезу тебя я в тундру» - индивидуальный.
• Сказка «Запрет», показывают родители.
• Прощание с Хозяином и Хозяйкой.
• Возвращение в детский сад.
• Итог и обобщение путешествия.


Действующие лица: 
1. Взрослые: Ведущая; Хозяин и Хозяйка чума; Родители, играющие персонажей сказки – куклы.
2. Дети: дети хозяина и хозяйки чума, участники танцев.


ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ


Под русскую народную музыку дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики. 


Ведущ. Добрый день, друзья! Сегодня мы собрались в этом красивом, уютном зале, что бы поговорить о крае, в котором мы живём. Ребята, вы знаете, как называется край, в котором мы с вами живём. (Ответы детей.) Совершенно верно! Давайте мы послушаем … (имя, отчество родителя), который немного расскажет нам о нашей малой Родине. Потому что именно так называют ту землю, тот край, в котором человек родился и вырос. 

1. «Моя малая Родина» – рассказ о ХМАО – Югре.

Ребёнок. Как красив мой край родной -
Лучше не сыскать!
Как красив мой край родной –
Глаз не оторвать!
Как велик мой край родной –
С севера на юг
Пролегло не то, что сотни –
Тысячи дорог!
Как богат мой край родной –
Всё не перечесть:
Ягоды, грибы, орехи,
Нефть и газ в нём есть!
Я люблю мой край родной
И горжусь, что он
Для меня, для мамы, папы
Родной стал стороной! (Е. Е. Ермошина.)


 Ведущ. Да, ребята, вы родились и живёте в ХМАО – Югре. Как много в нём больших городов. А вы знаете, как они называются? (Ответы детей и родителей.) Но вместе с большими и малыми городами есть совсем небольшие селения, которые называются стойбищами. Стойбище – это небольшое поселение, где живут кочевники – оленеводы. Дома в стойбище называются чумами, а вместо машин люди ездят в оленьих и собачьих упряжках. Вы хотите отправиться туда в гости? Лучше всего в путь отправляться зимой, когда выпадет много снега, и можно будет ехать в нартах. Ребята, а у нас сейчас какое время года? (Ответы детей.) Я предлагаю позвать зиму весёлой звонкой песней. 

  
«Здравствуй, гостья-зима!» - песня-хоровод. 


После песни «идёт снег» - дети или родители посыпают всё вокруг белым конфетти. 

Ведущ. Вот теперь всё готово для нашего путешествия! Я постелю в нарты тёплое одеяло, чтобы мы не замёрзли. (Дети садятся на одеяло, расстеленное на ковре.) Ребята, а вы знаете, как называют человека, который управляет упряжкой оленей или собак? (Дети – каюр.) Правильно!
Давайте вместе с каюром споём песню, чтобы дорога была веселее.

 
«Песенка каюра» - общая песня. 

 
Ведущ. Вот мы с вами и приехали. Посмотрите, ребята, как здесь красиво: как много снега, а вот и чум. Слышите, кто-то идёт. (Из чума выходит хозяин и хозяйка.) 

Хозяин и Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Рады вас приветствовать в своём селенье!

Хозяин. Проходите, располагайтесь. А чтобы было вам удобно – приготовили мы вам коврики, ведь диванов и стульев в нашем чуме нет.

Хозяйка. Присаживайтесь поудобнее. Спинку держите прямо, а вот ножки можно согнуть. Нужно следить за осанкой, чтобы вырасти красивыми и сильными. (Дети рассаживаются на коврике.)

Хозяин. Жизнь у нас в селенье идёт своим чередом. Вот я с леса недавно вернулся, охотился, однако. А вот на кого охотился, сами отгадайте. Покажу вам следы, а вы зверя назовите.

 
«Чьи следы?» - викторина. 


Хозяйка. Мужчины охотятся, а вот женщины на охоту не ходят. Они ждут 
 охотников дома, поддерживают огонь в чуме, следят за детьми, занимаются рукоделием. Вернётся охотник домой, принесёт добычу, и вот выделка шкур – это женское занятие. Вот сами смотрите. 

 
«Выделка шкур» - танец (индивидуальный). 
Хозяин. Не только охотой занимаются мужчины. Однако и рыбалка хороша. А вы, ребята, хотите порыбачить? (Дети – да!) А знаете, какая рыба в наших северных реках водится? (Дети отвечают, родители помогают.) 

 
«Ловись, рыбка!» - конкурс.
(Участвуют две команды. Кто больше наловит удочкой рыбы. В игре участвуют родители.) 


Хозяйка. Совсем заморозил детей! Так и простудиться можно. А вот дети с нашего селения не болеют, знаете почему? (Ответы детей и родителей.) Правильно, закаляются потому что: много гуляют и играют на свежем воздухе. Вот и мы пойдём играть. 

 
«Хэйро» - игра. 


Хозяйка. Ну а если простывают, то лечим мы их народными средствами. (Рассказать немного о травах: лист брусники, сосновые почки и зверобой, а так же ягоды брусники и клюквы.) 

Ведущ. Хозяин и хозяйка, наши ребята готовились к этой встречи. Вы нас порадовали танцами, играми. Хотим и мы вас порадовать. Дети разучили стихотворения. А написал их поэт, который живёт тоже на севере – Андрей Тарханов.

 
Индивидуальные стихотворения. 


Ведущ. Но не только стихотворения и песни мы разучили. С детьми мы слушали музыку наших северных народов – ханты и манси. А потом подумали – а не сыграть ли и нам тоже? Взяли музыкальные инструменты, да и сыграли и вам предлагаем послушать. 

 
«Хантыйские наигрыши» - игра на детских музыкальных инструментах. 

Хозяин. Однако молодцы дети! Давно таких весёлых гостей в нашем 
селенье не было. И наши дети любят не только играть, но и танцевать.
Они приготовили для вас в подарок танец. 

  
«Увезу тебя я в тундру» - танец, индивидуальный. 


Хозяйка. Время бежит быстро, как вода в реке. А наше время сказку говорить. Любите, дети, сказки? (Дети – да!) Тогда слушайте и смотрите. 

 
«Запрет» - хантыйская сказка. (Показывают родители.) 

Ведущ. Время действительно бежит быстро, пора нам, ребята, возвращаться в наш детский сад. 

Хозяин. Приезжайте ещё к нам в гости, будем ждать. А хотите, так оставайтесь – будем на охоту и рыбалку вместе ходить.

Хозяйка. Охота и рыбалка - хорошо, только детям учиться надо, в школу им скоро. Вот примите от нас в подарок шкатулку с бусинками. Будете бусинку к бусинке нанизывать на нитку – пальчики развивать; ловкость, сноровку, усидчивость вырабатывать. Получатся красивые бусы. А это ягодки для вас – пусть питают они ваш организм витаминами от всех болезней.

Ведущ., дети. Спасибо! Приезжайте к нам в гости! До свидания!

Дети складывают коврики, «садятся» в нарты и с весёлой музыкой «уезжают». Сделав круг по залу, присаживаются на стульчики.

Ведущ. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось и запомнилось вам больше? Чем занимаются мужчины и женщины в маленьких северных селеньях? Как они заботятся о своём здоровье? Молодцы, как много нового мы с вами сегодня узнали! А теперь пора и нам в группу, будем угощаться ягодками.


Под музыку дети и гости выходят из зала. 



«Запрет».
Хантыйская сказка.
Ведущ. Были у отца с матерью сынок и дочка. Однажды мать уплыла в русскую деревню за покупками. А отец поехал на покос. Велели они детям в доме хозяйничать. А брат с сестрой целый день в реке купались, посинели от холода. Прибежали к дому. Затопил мальчик печку во дворе. Сидят, греются.

Мальчик. Давай свежей рыбы на ужин наловим. А то чем родителей встретим? Далеко не пойдём, напротив избы невод протащим.

Ведущ. Сказал так бра сестре. А девочке не хочется от тёплой печки уходить, снова в холодную воду лезть. Вспомнила она, что в старину ханты существовали различные запреты, и говорит.

Девочка. В нашем роду женщинам не разрешается рыбачить около дома.

Ведущ. Пошёл мальчик звать соседских детей. Протащили они невод и наловили щук. Мальчик разделил улов поровну, свою долю домой принёс.

Мальчик. Сестра, выпотроши рыбу. А я за водой сбегаю.

Ведущ. А ленивая девочка отвечает.

Девочка. В нашем роду женщинам нельзя щук чистить. Большой грех!

Ведущ. Поставил мальчик на печурку котёл с водой. Сам принялся рыбу чистить и на куски резать. Мелких щучек, потроха да хвосты в другом котле над костром варить повесил. Чтобы собакам еда не позже, чем людям, готова была. Наварил мальчик ухи. Тут и отец вернулся. Увидел он – еда готова, собаки сыты, похвалил детей.

Отец. Хорошие хозяева мои сын и дочь!

Ведущ. Мальчик сидит, помалкивает. Подал ужин на летнем столике возле дома. Рыбу в берестяную миску выложил, а уху в две кружки налил. Поглядел отец – дочка губы надула, ворошит прутом дымокур, к столу не идёт. Спрашивает сына.

Отец. Что же ты про сестру забыл?

Ведущ. Засмеялся мальчик и отвечает.

Мальчик. В нашем роду женщинам щуку есть запрещено.



Стихотворения.

«Рябина». «В осеннем бору».
Уступи, сад-огород, У берлог зевают мишки,
Место для рябины… Спать они уже хотят.
Третий год она растёт А на ветках кедров шишки,
Посреди малины. Словно белочки сидят.

А когда огнём зари Шишки рыжи, белки рыжи.
Ягоды пылают, Белкам в жизни повезло:
На ветвях её, смотри, Ведь у шишек нету крыши,
Птицы распевают. А у белок есть дупло.

Свиристели и клесты В нём хранят они орехи,
Дружат с ней, со мною. Спелые кедровые.
Посади, дружок и ты Есть бельчатам для потехи
Деревце весною. Шишечки еловые.

«Чудеса». «Шишкобой».
Чудеса живут кругом - За шишками в кедровник
Ёжик дружит с барсуком. Идём мы, друг, с тобой.
Вместе ходят на охоту, Живёт там рыжий ветер –
Носят в дом еду и воду. Весёлый шишкобой.

Чудеса живут кругом - Он шишки вниз бросает
Ёрш дерётся с карасём. С разлапистых ветвей
Ставит в угол их за драку Для медвежат и белок,
Кто же?.. Щука-забияка. Для чёрных соболей.

Чудеса живут кругом –
Лось беседует с орлом.
Ворон на сосне притих,
Он подслушивает их.

Сколько же всего чудес
У тебя, скажи нам, лес?

Ключевых слов нет...
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Свидетельство о публикации

Заказать Свидетельство

Уважаемые педагоги! Здесь Вы можете заказать услугу по оформлению Свидетельства о публикации авторского методического материала.

Подробнее
Теги
голос театр предмет игра дошкольник песня презентация интеграция пение Снежинки дождик музыкальные инструменты Сказка Ритм клип Музыка Вальс инструменты Музыкальная Выпускной слушание музыки сценарий дед мороз ОСЕНЬ Живопись родители конспект здоровьесбережение документация праздник семья новый год зима занятие Видео дети Золушка Чайковский Елка детский сад пдд 8 марта День матери игрушки ВЕСНА птицы проект конкурс здоровье 23 февраля солнышко Масленица спорт День победы дружба ветераны классическая музыка Путешествие физкультура Досуг Россия восприятие Родина Лето школа овощи Букет кукла малыши бисероплетение куклы дизайн вышивка крестом роспись фантазия декупаж квиллинг вышивка Мордовия шерсть маки панно интерьер вязание крючком дизайн интерьера оформление костюм береста искусство Авторская война стихотворение победа концерт Авторская Песня снег 9 мая мама колыбельная танец
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0