Край в котором мы живём, мы Югорией зовём! - Тексты - Публикации авторов - Публикации авторов - Музыкальный сад
Образовательный портал

Край в котором мы живём, мы Югорией зовём!

29.01.2014 EkaterinaEE Тексты 1041 0 0.0

КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ, МЫ ЮГОРИЕЙ ЗОВЁМ!

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста 


Автор - Екатерина Евгеньевна Ермошина,

музыкальный руководитель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида 

с приоритетным осуществлением деятельности 
по художественно-эстетическому развитию
"Малышок", 

г. Советский.



Цель: знакомство детей с укладом жизни народов ханты, с их обычаями, традициями, культурой.

Задачи:
• Доставить детям радость и удовольствие, создать атмосферу творческого вдохновения, дать детям возможность проявить свои музыкально – творческие способности;
• Продолжать формировать певческий голос, чувство ритма, совершенствовать и пополнять запас навыков музыкально-ритмических движений;
• Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. Чувствовать различные эмоциональные состояния в музыке и в соответствии с этим передавать различные переживания, настроения в исполнительской деятельности;
• Продолжать воспитывать у детей тёплое, дружеское отношение к народам других национальностей.

Материал:
• Раздаточный: детские музыкальные инструменты (колокольчики, бубны, клавесы); конфетти белого цвета; снежки (из ваты);
• Демонстрационный: карта ХМАО; ширма (материя с изображением картин быта народа ханты); лоскутное одеяло; лекарственные травы; ягоды брусники и клюквы; сумочка – тучан с бусинами.

Словарная работа: закрепление и активизация в речи слов: каюр, стойбище, оленевод, нарты, чум.

Индивидуальная работа:
• Активизировать внимание Ильнура, Лены, Кости;
• Помочь в движениях хоровода Юре С., Антону, Лене К., Люде С.

Методы: игровой; словесный; наглядный; практический.

Приёмы: беседа; слушание; игра; танец; песня; хоровод; игра на детских музыкальных инструментах.

Предварительная работа: разучивание песен; танцев; хоровода; стихотворений; знакомство детей с малой Родиной – ХМАО и г. Советский; знакомство детей с бытом народа ханты; экскурсия в музей национальных ремёсел «Хансэ»; чтение сказок народов ханты. 

Работа с родителями: разучивание хантыйской сказки «Запрет»; изготовление ширмы для сказки; составление рассказа о ХМАО и г. Советский.

Структура занятия:
• Организационный момент.
• Рассказ родителей о ХМАО-Югре.
• Стихотворение.
• Песня «Здравствуй, гостья – зима».
• Песня «Песенка каюра». Поездка в северное селение.
• Приветствие Хозяина и Хозяйки. Рассказ о работе мужчин и женщин.
• Викторина «Чьи следы?».
• Танец «Выделка шкур».
• Конкурс «Ловись рыбка».
• Игра «Хэйро».
• Стихотворения поэта Анд. Тарханова в исполнении детей.
• Игра на детских музыкальных инструментах «Хантыйские наигрыши»
• Танец «Увезу тебя я в тундру» - индивидуальный.
• Сказка «Запрет», показывают родители.
• Прощание с Хозяином и Хозяйкой.
• Возвращение в детский сад.
• Итог и обобщение путешествия.


Действующие лица: 
1. Взрослые: Ведущая; Хозяин и Хозяйка чума; Родители, играющие персонажей сказки – куклы.
2. Дети: дети хозяина и хозяйки чума, участники танцев.


ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ


Под русскую народную музыку дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики. 


Ведущ. Добрый день, друзья! Сегодня мы собрались в этом красивом, уютном зале, что бы поговорить о крае, в котором мы живём. Ребята, вы знаете, как называется край, в котором мы с вами живём. (Ответы детей.) Совершенно верно! Давайте мы послушаем … (имя, отчество родителя), который немного расскажет нам о нашей малой Родине. Потому что именно так называют ту землю, тот край, в котором человек родился и вырос. 

1. «Моя малая Родина» – рассказ о ХМАО – Югре.

Ребёнок. Как красив мой край родной -
Лучше не сыскать!
Как красив мой край родной –
Глаз не оторвать!
Как велик мой край родной –
С севера на юг
Пролегло не то, что сотни –
Тысячи дорог!
Как богат мой край родной –
Всё не перечесть:
Ягоды, грибы, орехи,
Нефть и газ в нём есть!
Я люблю мой край родной
И горжусь, что он
Для меня, для мамы, папы
Родной стал стороной! (Е. Е. Ермошина.)


 Ведущ. Да, ребята, вы родились и живёте в ХМАО – Югре. Как много в нём больших городов. А вы знаете, как они называются? (Ответы детей и родителей.) Но вместе с большими и малыми городами есть совсем небольшие селения, которые называются стойбищами. Стойбище – это небольшое поселение, где живут кочевники – оленеводы. Дома в стойбище называются чумами, а вместо машин люди ездят в оленьих и собачьих упряжках. Вы хотите отправиться туда в гости? Лучше всего в путь отправляться зимой, когда выпадет много снега, и можно будет ехать в нартах. Ребята, а у нас сейчас какое время года? (Ответы детей.) Я предлагаю позвать зиму весёлой звонкой песней. 

  
«Здравствуй, гостья-зима!» - песня-хоровод. 


После песни «идёт снег» - дети или родители посыпают всё вокруг белым конфетти. 

Ведущ. Вот теперь всё готово для нашего путешествия! Я постелю в нарты тёплое одеяло, чтобы мы не замёрзли. (Дети садятся на одеяло, расстеленное на ковре.) Ребята, а вы знаете, как называют человека, который управляет упряжкой оленей или собак? (Дети – каюр.) Правильно!
Давайте вместе с каюром споём песню, чтобы дорога была веселее.

 
«Песенка каюра» - общая песня. 

 
Ведущ. Вот мы с вами и приехали. Посмотрите, ребята, как здесь красиво: как много снега, а вот и чум. Слышите, кто-то идёт. (Из чума выходит хозяин и хозяйка.) 

Хозяин и Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Рады вас приветствовать в своём селенье!

Хозяин. Проходите, располагайтесь. А чтобы было вам удобно – приготовили мы вам коврики, ведь диванов и стульев в нашем чуме нет.

Хозяйка. Присаживайтесь поудобнее. Спинку держите прямо, а вот ножки можно согнуть. Нужно следить за осанкой, чтобы вырасти красивыми и сильными. (Дети рассаживаются на коврике.)

Хозяин. Жизнь у нас в селенье идёт своим чередом. Вот я с леса недавно вернулся, охотился, однако. А вот на кого охотился, сами отгадайте. Покажу вам следы, а вы зверя назовите.

 
«Чьи следы?» - викторина. 


Хозяйка. Мужчины охотятся, а вот женщины на охоту не ходят. Они ждут 
 охотников дома, поддерживают огонь в чуме, следят за детьми, занимаются рукоделием. Вернётся охотник домой, принесёт добычу, и вот выделка шкур – это женское занятие. Вот сами смотрите. 

 
«Выделка шкур» - танец (индивидуальный). 
Хозяин. Не только охотой занимаются мужчины. Однако и рыбалка хороша. А вы, ребята, хотите порыбачить? (Дети – да!) А знаете, какая рыба в наших северных реках водится? (Дети отвечают, родители помогают.) 

 
«Ловись, рыбка!» - конкурс.
(Участвуют две команды. Кто больше наловит удочкой рыбы. В игре участвуют родители.) 


Хозяйка. Совсем заморозил детей! Так и простудиться можно. А вот дети с нашего селения не болеют, знаете почему? (Ответы детей и родителей.) Правильно, закаляются потому что: много гуляют и играют на свежем воздухе. Вот и мы пойдём играть. 

 
«Хэйро» - игра. 


Хозяйка. Ну а если простывают, то лечим мы их народными средствами. (Рассказать немного о травах: лист брусники, сосновые почки и зверобой, а так же ягоды брусники и клюквы.) 

Ведущ. Хозяин и хозяйка, наши ребята готовились к этой встречи. Вы нас порадовали танцами, играми. Хотим и мы вас порадовать. Дети разучили стихотворения. А написал их поэт, который живёт тоже на севере – Андрей Тарханов.

 
Индивидуальные стихотворения. 


Ведущ. Но не только стихотворения и песни мы разучили. С детьми мы слушали музыку наших северных народов – ханты и манси. А потом подумали – а не сыграть ли и нам тоже? Взяли музыкальные инструменты, да и сыграли и вам предлагаем послушать. 

 
«Хантыйские наигрыши» - игра на детских музыкальных инструментах. 

Хозяин. Однако молодцы дети! Давно таких весёлых гостей в нашем 
селенье не было. И наши дети любят не только играть, но и танцевать.
Они приготовили для вас в подарок танец. 

  
«Увезу тебя я в тундру» - танец, индивидуальный. 


Хозяйка. Время бежит быстро, как вода в реке. А наше время сказку говорить. Любите, дети, сказки? (Дети – да!) Тогда слушайте и смотрите. 

 
«Запрет» - хантыйская сказка. (Показывают родители.) 

Ведущ. Время действительно бежит быстро, пора нам, ребята, возвращаться в наш детский сад. 

Хозяин. Приезжайте ещё к нам в гости, будем ждать. А хотите, так оставайтесь – будем на охоту и рыбалку вместе ходить.

Хозяйка. Охота и рыбалка - хорошо, только детям учиться надо, в школу им скоро. Вот примите от нас в подарок шкатулку с бусинками. Будете бусинку к бусинке нанизывать на нитку – пальчики развивать; ловкость, сноровку, усидчивость вырабатывать. Получатся красивые бусы. А это ягодки для вас – пусть питают они ваш организм витаминами от всех болезней.

Ведущ., дети. Спасибо! Приезжайте к нам в гости! До свидания!

Дети складывают коврики, «садятся» в нарты и с весёлой музыкой «уезжают». Сделав круг по залу, присаживаются на стульчики.

Ведущ. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось и запомнилось вам больше? Чем занимаются мужчины и женщины в маленьких северных селеньях? Как они заботятся о своём здоровье? Молодцы, как много нового мы с вами сегодня узнали! А теперь пора и нам в группу, будем угощаться ягодками.


Под музыку дети и гости выходят из зала. 



«Запрет».
Хантыйская сказка.
Ведущ. Были у отца с матерью сынок и дочка. Однажды мать уплыла в русскую деревню за покупками. А отец поехал на покос. Велели они детям в доме хозяйничать. А брат с сестрой целый день в реке купались, посинели от холода. Прибежали к дому. Затопил мальчик печку во дворе. Сидят, греются.

Мальчик. Давай свежей рыбы на ужин наловим. А то чем родителей встретим? Далеко не пойдём, напротив избы невод протащим.

Ведущ. Сказал так бра сестре. А девочке не хочется от тёплой печки уходить, снова в холодную воду лезть. Вспомнила она, что в старину ханты существовали различные запреты, и говорит.

Девочка. В нашем роду женщинам не разрешается рыбачить около дома.

Ведущ. Пошёл мальчик звать соседских детей. Протащили они невод и наловили щук. Мальчик разделил улов поровну, свою долю домой принёс.

Мальчик. Сестра, выпотроши рыбу. А я за водой сбегаю.

Ведущ. А ленивая девочка отвечает.

Девочка. В нашем роду женщинам нельзя щук чистить. Большой грех!

Ведущ. Поставил мальчик на печурку котёл с водой. Сам принялся рыбу чистить и на куски резать. Мелких щучек, потроха да хвосты в другом котле над костром варить повесил. Чтобы собакам еда не позже, чем людям, готова была. Наварил мальчик ухи. Тут и отец вернулся. Увидел он – еда готова, собаки сыты, похвалил детей.

Отец. Хорошие хозяева мои сын и дочь!

Ведущ. Мальчик сидит, помалкивает. Подал ужин на летнем столике возле дома. Рыбу в берестяную миску выложил, а уху в две кружки налил. Поглядел отец – дочка губы надула, ворошит прутом дымокур, к столу не идёт. Спрашивает сына.

Отец. Что же ты про сестру забыл?

Ведущ. Засмеялся мальчик и отвечает.

Мальчик. В нашем роду женщинам щуку есть запрещено.



Стихотворения.

«Рябина». «В осеннем бору».
Уступи, сад-огород, У берлог зевают мишки,
Место для рябины… Спать они уже хотят.
Третий год она растёт А на ветках кедров шишки,
Посреди малины. Словно белочки сидят.

А когда огнём зари Шишки рыжи, белки рыжи.
Ягоды пылают, Белкам в жизни повезло:
На ветвях её, смотри, Ведь у шишек нету крыши,
Птицы распевают. А у белок есть дупло.

Свиристели и клесты В нём хранят они орехи,
Дружат с ней, со мною. Спелые кедровые.
Посади, дружок и ты Есть бельчатам для потехи
Деревце весною. Шишечки еловые.

«Чудеса». «Шишкобой».
Чудеса живут кругом - За шишками в кедровник
Ёжик дружит с барсуком. Идём мы, друг, с тобой.
Вместе ходят на охоту, Живёт там рыжий ветер –
Носят в дом еду и воду. Весёлый шишкобой.

Чудеса живут кругом - Он шишки вниз бросает
Ёрш дерётся с карасём. С разлапистых ветвей
Ставит в угол их за драку Для медвежат и белок,
Кто же?.. Щука-забияка. Для чёрных соболей.

Чудеса живут кругом –
Лось беседует с орлом.
Ворон на сосне притих,
Он подслушивает их.

Сколько же всего чудес
У тебя, скажи нам, лес?

Ключевых слов нет...
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 11
Пользователей: 1
zholudeva