Фея-нотка
01.01.2015
irinasharipova69
Тексты
1844
0
5.0
ФЕЯ-НОТКА
Конспект доминантного занятия по ритмике в подготовительной группе
Автор - Шарипова Ирина Юрьевна,
музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 304,
г.Уфа.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети двигаются за музыкальным руководителем – ведущим, делая перестроения (взявшись за руки по кругу, змейкой, парами по кругу и врассыпную) на звучание эпизодов, исполняя притопы с щелчками на звучание рефрена.
МУЗ.РУК. Ребята, сегодня опять мы в музыкальном зале и нас вновь встречает Фея – Нотка (Штоковая кукла). Сегодня она нам поможет ещё больше узнать о музыке, увидеть в ней много прекрасного и удивительного. Это Фея – Нотка подарила вам волшебные тесёмочки. За каждый правильный ответ она будет вам дарить Нотку. А вы старайтесь как можно больше заработать ноток. Ребята, знакома ли вам музыка, которая прозвучала сейчас?
ДЕТИ. Да, это башкирская народная плясовая «Киндер тукмау».
МУЗ.РУК. А как это переводится?
ДЕТИ. Плетение ковра.
МУЗ. РУК. Да, ребята, правильно. И мы сегодня на занятии будем плести ковёр, но для начала скажите, всегда ли музыка звучала одинаково?
ДЕТИ. Она звучала по-разному. Там, где музыка повторяется много раз называется рефрен; там, где музыка, которая всё время изменяется – эпизоды.
МУЗ.РУК. А как называется такая форма музыкального произведения, где рефрены чередуются с эпизодами?
ДЕТИ. Эта музыкальная форма называется РОНДО.
МУЗ. РУК. А сейчас вновь будет звучать музыка, на звучание рефрена вы будете исполнять притопы с щелчками (ПОКАЗ), а на звучание эпизодов повторять знакомые танцевальные движения за ведущими. Кому я надену волшебный колпачок – тот и ведущий. Все подумайте, какое танцевальное движение будете показывать. Движения исполняйте ритмично, внимательно слушайте музыку.
ИСПОЛНЕНИЕ. ( Музыкальный руководитель на окончание рефрена надевает кому-нибудь из детей волшебный колпачок. На звучание эпизода дети повторяют движения за ведущим. На звучание каждого эпизода меняются ведущие).
АНАЛИЗ.
ФЕЯ-НОТКА. Молодцы, дети, все внимательно слышали изменения в музыке, движения исполняли очень ритмично, все показывали «свои» танцевальные движения, они не повторялись. ( Фея-Нотка подводит результат, раздаёт ребятам нотки)
МУЗ.РУК. Мы так затанцевались, что не заметили, что у нас в зале гости. Давайте поздороваемся и представимся гостям. Я назову чьё-то имя в ритме, а тот, кого назвали, повторяет его, сопровождая звучащими жестами (хлопки, щелчки, притопы, удары по коленкам).
Ма-ша
Ди-а-ноч-ка
На-стя, На-стень-ка и т.д.
ИСПОЛНЕНИЕ. АНАЛИЗ.
МУЗ.РУК. Молодцы, ребята, правильно передавали ритмический рисунок своего имени. А сейчас я предлагаю взять необычные шумовые музыкальные инструменты - «квакушку», «бомбази», «скрипунчик», барабанчики и т.д. и самим придумать ритм своему имени, сопровождая себе игрой на музыкальном инструменте.
ИСПОЛНЕНИЕ.
АНАЛИЗ. ( В конце замечаю, что в зале нет Феи-нотки).
МУЗ. РУК. Ребята, а где же Фея- нотка?
Звучит волшебная музыка, дети и музыкальный руководитель замечают какой-то сверкающий прибор с клавиатурой - « машина времени», звучит голос в аудиозаписи:
«Фея-Нотка попала в королевство тишины и беззвучия. Обратной ей дороги нет. Вы Фею-нотку от беды спасёте, если выполните задания…»
МУЗ. РУК. Ребята, что же нам делать? Как же мы теперь без Феи-нотки, ведь без неё теперь не будет музыкальных звуков, мы не сможем многое узнать о музыке. Поможем Фее-нотке?
ДЕТИ. Да!
МУЗ. РУК. Тогда смелее, подходите .
(Дети подходят к клавиатуре, нажимают на кнопки, опять звучит волшебная музыка, музыкальный руководитель достаёт из прибора распечатку, читает:
«Кастаньеты есть и ложки,
Скрипки, бубны и гармошки,
Если же их сразу взять,
Дружно, вместе заиграть.
Буду я тут дирижером,
Кто же вы, ответьте хором?»
ДЕТИ. Оркестр!
МУЗ. РУК. Правильно. А что такое оркестр?
ДЕТИ. Оркестр- это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
МУЗ. РУК. А какие ещё вы знаете музыкальные инструменты в оркестре?
ДЕТИ. Гитара, флейта, труба, саксофон, скрипка, виолончель и т.д.
МУЗ. РУК. Давайте поиграем в оркестр, но сначала вспомним, как исполняется танцевальный шаг. Пяточки и носочки как бы прилипли к полу, работают колени, спина у всех прямая.
ИСПОЛНЕНИЕ БЕЗ МУЗЫКИ С ТЕКСТОМ:
« Раз, два, три, четыре, пять.
Будем вместе мы играть.
На гитаре, на тромбоне,
Флейте, скрипке, саксофоне,
Барабаны в руки взяли
И в оркестре заиграли».
ИСПОЛНЕНИЕ. АНАЛИЗ.
МУЗ. РУК. А сейчас будет звучать музыка, ведущий будет показывать игру на музыкальном инструменте, а все – повторять, не забывая исполнять танцевальный шаг. Кто будет лучшим музыкантом, тому я буду передавать дирижерскую палочку, а далее вы сами выбираете лучшего музыканта.
ИСПОЛНЕНИЕ. АНАЛИЗ.
МУЗ. РУК. Ребята, а как же называют человека, который управляет оркестром?
ДЕТИ. Дирижёр.
МУЗ. РУК. Правильно. А сейчас я буду дирижёром, а вы музыкантами. Как только я взмахну дирижёрской палочкой – вы будете играть на своём музыкальном инструменте, как опускаю палочку – будете исполнять только танцевальный шаг. Будьте очень внимательны.
ИСПОЛНЕНИЕ. АНАЛИЗ.
Звучит волшебная музыка, опять сверкает «машина времени», слышится голос в аудиозаписи:
« Выполните следующее задание!»
МУЗ.РУК. Ребята, здесь какие – то распечатки, карточки, а это что? (обращает внимание на нотный сборник, напоминает, что рассказы, стихи, сказки написаны буквами, словами, а в музыке – музыкальные книги написаны музыкальными знаками - нотами).
Ребята, а что же изображено на карточках?
ДЕТИ. На карточках мы видим изображение трёх танцев: вальса, польки, пляски.
МУЗ. РУК. Давайте я сыграю музыкальные фрагменты, а вы по звучанию музыки отгадайте, какой танец прозвучал.
СЛУШАНИЕ ТРЁХ ФРАГМЕНТОВ: ПОЛЬКИ, ВАЛЬСА И ПЛЯСКИ.
ДЕТИ. Прозвучал вальс, т.к. музыка звучала плавно, воздушно, нежно; прозвучала пляска, потому что музыка звучала весело, радостно; прозвучала полька, т.к. музыка звучала легко, быстро, стремительно.
МУЗ. РУК.
А мы сейчас станцуем нашу любимую польку «Кремена», но для начала давайте вспомним построение танца. Сейчас я вам раздам модели построения танца, а вы должны выстроиться по порядку смены движений танца. ( Детям раздаются модели построения танца, дети выстраиваются в порядке смены движений танца)
АНАЛИЗ.
МУЗ. РУК. А сейчас ляжем на животики и отдохнём, позагораем на солнышке.
ПОЯВЛЯЕТСЯ ФЕЯ –НОТКА.
ФЕЯ-НОТКА. Ой, неужто это я? Ну, спасибо вам друзья! « Машина времени» перенесла меня в королевство вечной тьмы и тишины, а вы, ребята, правильно выполнили все задания и помогли мне снова вернуться к вам.
МУЗ. РУК. А что это у вас в корзине?
ФЕЯ – НОТКА. Эти разноцветные платки – мой подарок для вас.
МУЗ. РУК. А я предлагаю вам, ребята, взять эти замечательные платки. Будет звучать прекрасный «Вальс цветов» П.И.Чайковского и вы все превратитесь в самые разные цветы, будете танцевать свой танец. Но вдруг музыка замолкает, это подул северный ветер и превратил все цветы в лёд. Все
цветы застывают в какой-то фигуре.
«Здесь сказочный воздух прозрачен и ласков.
В степи золотой заалели цветы,
Здесь кружатся девушки в вальсе прекрасном.
Чарующем танце любви и мечты.
Как лёгкие бабочки светлого мая,
Как милые пчёлки летят на цветы.
Плывут и скользят, и кружатся, порхая,
В пленительном танце любви и мечты!»
ИСПОЛНЕНИЕ. АНАЛИЗ.
ФЕЯ – НОТКА. Какой прекрасный танец! Как красиво, необычно танцевали фиалки, как легко, воздушно кружились незабудки, как медленно и плавно скользили по воде кувшинки и лилии. ( Дарит детям музыкальные нотки).
МУЗ. РУК. Ребята, покажите, у кого сколько музыкальных ноток?
АНАЛИЗ.
МУЗ. РУК. А сейчас давайте сделаем большую клумбу прекрасных цветов! (Дети кладут прозрачные платки в середину зала).
Какой чудесный цветник! Ребята, а что вам больше всего запомнилось на занятии?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ПОД «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» ДЕТИ ВЫХОДЯТ ИЗ ЗАЛА.
Демонстрационный материал:
«Машина времени»;
«Распечатка» с загадкой «Оркестр»;
Дирижёрская палочка;
Фея –Нотка.
Раздаточный материал:
Самодельные шумовые инструменты;
Колпачок с башкирским орнаментом;
Карточки с изображением трёх танцев;
Модели построения движений польки «Кремена» Болгария;
Корзина с прозрачными разноцветными платками;
Разноцветные шнурочки и пластмассовые разноцветные прищепки с
нотками.
ТСО
Аудио диск «Киндер тукмау» башкирская народная мелодия;
Аудио диск «Оркестр» в исполнении детского ансамбля «Мзиури»
Грузия;
Аудио диск «Кремена» Болгария;
Аудио диск «Звуки окружающего мира» «Волшебство»;
Аудио диск «Я на солнышке лежу» музыка В. Шаинского;
Аудио диск «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик») П.И. Чайковского.
Ключевых слов нет...