Образовательный портал

Звуки осени

05.11.2014 mkaterina Тексты 3711 3 5.0

ЗВУКИ ОСЕНИ

Тематическая НОД


Автор - Макушева Екатерина Станиславовна,

музыкальный руководитель МБДОУ №45,

г.о. Балашиха.

 

В рамках долгосрочного проекта "Времена года",проводимого воспитателями подготовительной группы с психологом и музыкальным руководителем, мною было подготовлена и проведена НОД по осенней тематике.


Цель: познакомить детей со звуками осени в музыке, песне и игре.

Задачи:

Музыкально-ритмические движения:
- учить детей выполнять движения вальса: бежать легко на носочках, тянуть носочек во время ходьбы, покачиваться в такт с музыкой, плавно кружиться.

Слушание:
- учить слушать музыку внимательно, до конца;
- учить соотносить музыкальные образы со зрительными;
- развивать умение понимать музыку, уметь высказываться, о чем эта музыка, какая она; сколько частей в музыкальном произведении;
- развивать активность, коммуникативные качества, умение проводить игру с ведущим.

Пение:
- упражнять детей в равномерном выдохе;
- развивать певческий голос, петь не напрягаясь, свободно;
- продолжать развивать умение передавать характер песни в пении.

Материал:

1. Музыка вальса в записи
2. Песня-приветствие
3. Песня-игра «Добрый день» Меньших
4. «Весна и осень» Г. Свиридова (в записи)
5. Стихи И.Бунина и Ф.Тютчева
6. Музыка для входа и ухода Осени
7. Звуки ветра
8. Упражнение «Ветер» М.Картушиной
9. Песня «Осень, в гости приходи!» Маслухиной
10. Игра «Ливень» М.Родиной
11. Песня-прощание

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, баян, портрет Г.Свиридова, картины художников на тему «Осень», карточки со смайликами.



Ход НОД



Дети зашли под музыку вальса, выполнили музыкально-ритмические движения, остановились в кругу и повернулись лицом к музыкальному руководителю.



Песня-приветствие.


Муз.рук.: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся песенкой и пожелаем им доброго дня.



Песня-игра «Добрый день» И.Меньших



В этот чудесный день, Поочерёдно ставят руки на пояс.
Добрый день! 2 хлопка, шлепок по коленям.
Дружно здороваться, Повтор движений 1 строки.
Нам не лень! Выполняют три притопа ногами.
Руки протягивай, Поочерёдно протягивают руки ладонями вверх.
Не зевай! Сомкнуть руки в «замок»,
три небольших взмаха.

Песню весёлую, Повтор движений 1 строки.
Запевай! 3 хлопка.

Муз.рук.: А сейчас спокойно друг за другом проходим по кругу и садимся на свои стульчики.



Дети садятся перед педагогом.



Муз.рук.: В прошлую нашу встречу мы слушали с вами одно произведение. Кто вспомнит, как оно называлось? («Осенняя песнь»)
Кто её написал? (П.И.Чайковский)
Какое настроение было у этого произведения? (Грустное, печальное, тоскливое.) Почему? (Потому что осень наступила. Часто идут дожди. Птицы улетают на юг. - Природа готовится к зиме.)

Сегодня мы тоже с вами послушаем музыкальное произведение. Называется оно «Весна и осень». Написал его композитор - Георгий Васильевич Свиридов.



Показать портрет, рассказать немного из биографии.



Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Курской области. С девяти лет Георгий Свиридов стал учиться играть на рояле, но затем юного любителя музыки привлекла балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в оркестр русских народных инструментов. Затем он продолжил обучение в Петербурге и всю свою жизнь посвятил музыке.
Его называют художником в музыке. В короткой мелодии он всегда точно передаёт самое главное, раскрывает слушателю глубокое содержание своего замысла. Г.Свиридов считается одним из самых интересных авторов XX века. В следующем году вся наша страна и музыканты мира будут отмечать 100 лет со дня рождения русского композитора.
Георгий Васильевич Свиридов умер в начале 1998 года. Его имя носит музыкальная школа в нашем городе, где учится большое количество детей разных возрастов.

А сейчас сели поудобнее. Кто хочет, может закрыть глазки. Внимательно слушаем и определяем настроение этого произведения.



Слушание



Муз.рук.: Понравилось? Какое настроение было в музыке? (Разное: сначала радостное, светлое, затем печальное, грустное). Оно было неизменно? (Оно изменилось.) Почему? (Потому что произведение состоит из двух частей, изображающих два времени года.)
К каждой части я подобрала репродукции картин наших художников. Вот весна. (Показать картину). Какая она нежная, воздушная… А так её описывает поэт Иван Бунин.

За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.

Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой...
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!

А это осень… (Показать картину). Спокойная, готовящаяся к отдыху природа… Так про неё пишет Федор Тютчев.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ребята, как вы думаете, почему композитор Г.Свиридов соединил эти две части в одно произведение? Почему именно осень и весну? (Потому что осенью природа готовится отдыхать, засыпает, а весной наоборот - всё просыпается, у природы начинается новая жизнь.)
В каком жанре написано произведение? (Песня.) Именно песня в спокойном темпе может рассказать нам о событиях, происходящих в природе, раскрыть красоту, которая существует рядом с нами.
Ребята, а как вы думаете, человек, который написал такую музыку, любил природу, любовался ею? (Да.) Он восхищался красотой нашей земли в любое время года. А вы любите природу?
Если бы вы были художниками, какие краски взяли бы для своей осенней картины? (Ответы детей.)
Мы с вами ещё вернёмся к произведению Г.Свиридова и послушаем его в группе, чтобы побыть в роли художников и нарисовать картины осени.



Раздаётся стук или звучит музыка. Заходит Осень.



Муз.рук.: Ребята, посмотрите, у нас гостья. Вы её узнали?
Осень: Здравствуйте, друзья мои! Я была недалеко от вас и услышала прекрасные звуки музыки. Я очень люблю песни и танцы, особенно если их исполняют дети. Я думаю, что и вы для меня что-то приготовили.
Муз.рук.: Конечно, Осень. Наши дети сейчас тебе споют песню.
Ребята, рассыпались горошком по залу.



Пока дети встают в свободном порядке, запустить фонограмму ветра.



Осень: Ой, ребята, Вы ничего не слышите?
Дети: Слышим. Шумит ветер.
Осень: Это осенний ветер. Он очень любит играть: срывает листочки с деревьев и кружит их в танце. Подкрадывается к птичкам и уносит их далеко-далеко… Ещё он очень любит петь сам и любит слушать про себя песни.
Муз.рук. : Дорогая Осень! У нас есть одна маленькая песенка про ветер. Я думаю, что ему понравится.



Музыкальное упражнение «Ветер» М.Картушиной



Дует, дует, ветер – у-у-у… Дети качают перед собой руками вправо-влево.

Я всех сильней на свете – у-у-у…

Дерево качаю – у-у-у… Качают поднятыми вверх руками из стороны в сторону.

Парус надуваю – у-у-у… Соединяют ладони над головой («парус»).

С листьями играю – у-у-у… Вращают кистями, разводя руки в стороны.

На землю опускаю – у-у-у… Плавно опускают руки.

Муз.рук.: Осень, как ты думаешь, понравилась наша песня осеннему ветру?
Осень: Я думаю, понравилась, потому что, я его не слышу. Наверно, он заслушался и задремал.
Муз.рук.: Ребята, давайте постараемся не разбудить ветер. И для нашей красавицы Осени споём песню тихим спокойным голосом.



Песня «Осень, в гости приходи!» Н.А. Маслухиной



1.Осторожными шагами
Осень в ости к нам идёт.
И дорожкам, и тропинкам
Дождик капли раздаёт.

Припев:

Осень, мы тебя попросим:
Приходи к нам в гости, Осень!
И с грибочками, и с листочками
Приходи к нам, приходи.
И с дождинками, и с рябинкою,
Осень, в гости приходи!

2.По дорожкам, по тропинкам
В лес осенний мы пойдём.
Полные корзинки ягод
И грибов мы соберём.
Припев: тот же

Осень: Мне очень понравилось, как вы меня встретили. Очень красивую песню для меня исполнили. Как же мне вас отблагодарить?
Муз.рук.: Дорогая Осень, а может ты с нами поиграешь?
Осень: С удовольствием. От своего друга Дождика я узнала интересную игру и сейчас с вами поиграю. Слушайте меня внимательно и выполняйте всё точно.



Игра «Ливень» М.Родиной «Кукляндия»



Дети становятся в круг. Осень, проходя по кругу и глядя в глаза каждому ребёнку, показывает движения. Нельзя прекращать старое движение, пока Осень не покажет новое.



1.Хлопки в ладоши
2.Скользящие хлопки
3.Хлопки по коленкам
4.Хлопки выпуклыми ладонями
5.Шуршание ладошками
6.Щелчки пальцами
7.Снятие звука

Осень: Молодцы, ребята! Но мне пора! Мы с вами ещё встретимся на улицах города, в садах и парках. До свидания!



Звучит музыка. Осень уходит.



Муз.рук.: Вот и ушла наша гостья. Мне было приятно видеть Осень в нашем зале. А вам, ребята? Чем же мы порадовали Осень сегодня? (Она услышала музыку Г.Свиридова «Весна и осень», послушала песни и поиграла с нами в игру.)
Как вы думаете, с каким настроением ушла от нас Осень? (С хорошим, радостным.)
А у вас какое настроение? Выберите из волшебной коробочки подходящее для вас и покажите мне. (Дети достают смайлики и показывают).
На этом наша работа заканчивается. Прощаемся мы тоже с вами с помощью песенки.



Песня-прощание.

Дети под музыку уходят из зала.

нод, Тематическая, звуки осени, конспект
Всего комментариев: 3
avatar
3 mkaterina • 22:03, 07.11.2014
Спасибо большое! Это занятие было подготовлено и показано эксперту для аттестации. Замечаний не было. Буду рада, если  кому-то пригодится мой конспект.
avatar
2 RUSALANA2 • 15:01, 06.11.2014
Очень полезный материал! Спасибо!
avatar
1 Hayla • 09:29, 06.11.2014
Екатерина Станиславовна,спасибо за интересный конспект занятия.Все виды деятельности чередуются правильно.Дети на таком занятии не устанут,а узнают много нового.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Теги
голос театр предмет игра дошкольник песня презентация интеграция пение Снежинки дождик музыкальные инструменты Сказка Ритм клип Музыка Вальс инструменты Музыкальная Выпускной слушание музыки сценарий дед мороз ОСЕНЬ Живопись родители конспект здоровьесбережение документация праздник семья новый год зима занятие Видео дети Золушка Чайковский Елка детский сад пдд 8 марта День матери игрушки ВЕСНА птицы проект конкурс здоровье 23 февраля солнышко Масленица спорт День победы дружба ветераны классическая музыка Путешествие физкультура Досуг Россия восприятие Родина Лето школа овощи Букет кукла малыши бисероплетение куклы дизайн вышивка крестом роспись фантазия декупаж квиллинг вышивка Мордовия шерсть маки панно интерьер вязание крючком дизайн интерьера оформление костюм береста искусство Авторская война стихотворение победа концерт Авторская Песня снег 9 мая мама колыбельная танец
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0