ЗВУКИ ОСЕНИ
Тематическая НОД
Автор - Макушева Екатерина Станиславовна,
музыкальный руководитель МБДОУ №45,
г.о. Балашиха.
В рамках долгосрочного проекта "Времена года",проводимого воспитателями подготовительной группы с психологом и музыкальным руководителем, мною было подготовлена и проведена НОД по осенней тематике.
Цель: познакомить детей со звуками осени в музыке, песне и игре.
Задачи:
Музыкально-ритмические движения:
- учить детей выполнять движения вальса: бежать легко на носочках, тянуть носочек во время ходьбы, покачиваться в такт с музыкой, плавно кружиться.
Слушание:
- учить слушать музыку внимательно, до конца;
- учить соотносить музыкальные образы со зрительными;
- развивать умение понимать музыку, уметь высказываться, о чем эта музыка, какая она; сколько частей в музыкальном произведении;
- развивать активность, коммуникативные качества, умение проводить игру с ведущим.
Пение:
- упражнять детей в равномерном выдохе;
- развивать певческий голос, петь не напрягаясь, свободно;
- продолжать развивать умение передавать характер песни в пении.
Материал:
1. Музыка вальса в записи
2. Песня-приветствие
3. Песня-игра «Добрый день» Меньших
4. «Весна и осень» Г. Свиридова (в записи)
5. Стихи И.Бунина и Ф.Тютчева
6. Музыка для входа и ухода Осени
7. Звуки ветра
8. Упражнение «Ветер» М.Картушиной
9. Песня «Осень, в гости приходи!» Маслухиной
10. Игра «Ливень» М.Родиной
11. Песня-прощание
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, баян, портрет Г.Свиридова, картины художников на тему «Осень», карточки со смайликами.
Ход НОД
Дети зашли под музыку вальса, выполнили музыкально-ритмические движения, остановились в кругу и повернулись лицом к музыкальному руководителю.
Песня-приветствие.
Муз.рук.: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся песенкой и пожелаем им доброго дня.
Песня-игра «Добрый день» И.Меньших
В этот чудесный день, Поочерёдно ставят руки на пояс.
Добрый день! 2 хлопка, шлепок по коленям.
Дружно здороваться, Повтор движений 1 строки.
Нам не лень! Выполняют три притопа ногами.
Руки протягивай, Поочерёдно протягивают руки ладонями вверх.
Не зевай! Сомкнуть руки в «замок»,
три небольших взмаха.
Песню весёлую, Повтор движений 1 строки.
Запевай! 3 хлопка.
Муз.рук.: А сейчас спокойно друг за другом проходим по кругу и садимся на свои стульчики.
Дети садятся перед педагогом.
Муз.рук.: В прошлую нашу встречу мы слушали с вами одно произведение. Кто вспомнит, как оно называлось? («Осенняя песнь»)
Кто её написал? (П.И.Чайковский)
Какое настроение было у этого произведения? (Грустное, печальное, тоскливое.) Почему? (Потому что осень наступила. Часто идут дожди. Птицы улетают на юг. - Природа готовится к зиме.)
Сегодня мы тоже с вами послушаем музыкальное произведение. Называется оно «Весна и осень». Написал его композитор - Георгий Васильевич Свиридов.
Показать портрет, рассказать немного из биографии.
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Курской области. С девяти лет Георгий Свиридов стал учиться играть на рояле, но затем юного любителя музыки привлекла балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в оркестр русских народных инструментов. Затем он продолжил обучение в Петербурге и всю свою жизнь посвятил музыке.
Его называют художником в музыке. В короткой мелодии он всегда точно передаёт самое главное, раскрывает слушателю глубокое содержание своего замысла. Г.Свиридов считается одним из самых интересных авторов XX века. В следующем году вся наша страна и музыканты мира будут отмечать 100 лет со дня рождения русского композитора.
Георгий Васильевич Свиридов умер в начале 1998 года. Его имя носит музыкальная школа в нашем городе, где учится большое количество детей разных возрастов.
А сейчас сели поудобнее. Кто хочет, может закрыть глазки. Внимательно слушаем и определяем настроение этого произведения.
Слушание
Муз.рук.: Понравилось? Какое настроение было в музыке? (Разное: сначала радостное, светлое, затем печальное, грустное). Оно было неизменно? (Оно изменилось.) Почему? (Потому что произведение состоит из двух частей, изображающих два времени года.)
К каждой части я подобрала репродукции картин наших художников. Вот весна. (Показать картину). Какая она нежная, воздушная… А так её описывает поэт Иван Бунин.
За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.
Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой...
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!
А это осень… (Показать картину). Спокойная, готовящаяся к отдыху природа… Так про неё пишет Федор Тютчев.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ребята, как вы думаете, почему композитор Г.Свиридов соединил эти две части в одно произведение? Почему именно осень и весну? (Потому что осенью природа готовится отдыхать, засыпает, а весной наоборот - всё просыпается, у природы начинается новая жизнь.)
В каком жанре написано произведение? (Песня.) Именно песня в спокойном темпе может рассказать нам о событиях, происходящих в природе, раскрыть красоту, которая существует рядом с нами.
Ребята, а как вы думаете, человек, который написал такую музыку, любил природу, любовался ею? (Да.) Он восхищался красотой нашей земли в любое время года. А вы любите природу?
Если бы вы были художниками, какие краски взяли бы для своей осенней картины? (Ответы детей.)
Мы с вами ещё вернёмся к произведению Г.Свиридова и послушаем его в группе, чтобы побыть в роли художников и нарисовать картины осени.
Раздаётся стук или звучит музыка. Заходит Осень.
Муз.рук.: Ребята, посмотрите, у нас гостья. Вы её узнали?
Осень: Здравствуйте, друзья мои! Я была недалеко от вас и услышала прекрасные звуки музыки. Я очень люблю песни и танцы, особенно если их исполняют дети. Я думаю, что и вы для меня что-то приготовили.
Муз.рук.: Конечно, Осень. Наши дети сейчас тебе споют песню.
Ребята, рассыпались горошком по залу.
Пока дети встают в свободном порядке, запустить фонограмму ветра.
Осень: Ой, ребята, Вы ничего не слышите?
Дети: Слышим. Шумит ветер.
Осень: Это осенний ветер. Он очень любит играть: срывает листочки с деревьев и кружит их в танце. Подкрадывается к птичкам и уносит их далеко-далеко… Ещё он очень любит петь сам и любит слушать про себя песни.
Муз.рук. : Дорогая Осень! У нас есть одна маленькая песенка про ветер. Я думаю, что ему понравится.
Музыкальное упражнение «Ветер» М.Картушиной
Дует, дует, ветер – у-у-у… Дети качают перед собой руками вправо-влево.
Я всех сильней на свете – у-у-у…
Дерево качаю – у-у-у… Качают поднятыми вверх руками из стороны в сторону.
Парус надуваю – у-у-у… Соединяют ладони над головой («парус»).
С листьями играю – у-у-у… Вращают кистями, разводя руки в стороны.
На землю опускаю – у-у-у… Плавно опускают руки.
Муз.рук.: Осень, как ты думаешь, понравилась наша песня осеннему ветру?
Осень: Я думаю, понравилась, потому что, я его не слышу. Наверно, он заслушался и задремал.
Муз.рук.: Ребята, давайте постараемся не разбудить ветер. И для нашей красавицы Осени споём песню тихим спокойным голосом.
Песня «Осень, в гости приходи!» Н.А. Маслухиной
1.Осторожными шагами
Осень в ости к нам идёт.
И дорожкам, и тропинкам
Дождик капли раздаёт.
Припев:
Осень, мы тебя попросим:
Приходи к нам в гости, Осень!
И с грибочками, и с листочками
Приходи к нам, приходи.
И с дождинками, и с рябинкою,
Осень, в гости приходи!
2.По дорожкам, по тропинкам
В лес осенний мы пойдём.
Полные корзинки ягод
И грибов мы соберём.
Припев: тот же
Осень: Мне очень понравилось, как вы меня встретили. Очень красивую песню для меня исполнили. Как же мне вас отблагодарить?
Муз.рук.: Дорогая Осень, а может ты с нами поиграешь?
Осень: С удовольствием. От своего друга Дождика я узнала интересную игру и сейчас с вами поиграю. Слушайте меня внимательно и выполняйте всё точно.
Игра «Ливень» М.Родиной «Кукляндия»
Дети становятся в круг. Осень, проходя по кругу и глядя в глаза каждому ребёнку, показывает движения. Нельзя прекращать старое движение, пока Осень не покажет новое.
1.Хлопки в ладоши
2.Скользящие хлопки
3.Хлопки по коленкам
4.Хлопки выпуклыми ладонями
5.Шуршание ладошками
6.Щелчки пальцами
7.Снятие звука
Осень: Молодцы, ребята! Но мне пора! Мы с вами ещё встретимся на улицах города, в садах и парках. До свидания!
Звучит музыка. Осень уходит.
Муз.рук.: Вот и ушла наша гостья. Мне было приятно видеть Осень в нашем зале. А вам, ребята? Чем же мы порадовали Осень сегодня? (Она услышала музыку Г.Свиридова «Весна и осень», послушала песни и поиграла с нами в игру.)
Как вы думаете, с каким настроением ушла от нас Осень? (С хорошим, радостным.)
А у вас какое настроение? Выберите из волшебной коробочки подходящее для вас и покажите мне. (Дети достают смайлики и показывают).
На этом наша работа заканчивается. Прощаемся мы тоже с вами с помощью песенки.
Песня-прощание.
Дети под музыку уходят из зала.
Всего комментариев: 3 | |
| |
Видео [600] |
Аудио [112] |
Тексты [532] |
Презентации [74] |
Изображения [293] |
Другое [37] |