ЦЕЛЬ: - дать детям представление о народном празднике – Масленица.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: - заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвящённые Масленице; - продолжать учить детей петь а капелла; - продолжать детей учить петь выразитель, передавая характер песни; - совершенствовать умение детей слаженно играть в шумовом оркестре; - воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Чучело масленицы, Инструменты для шумового оркестра: ложки, бубны, трещотки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о празднике – Масленица.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Муз. руководитель: Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы! Скоро Масленица к нам придёт! А кто это? Расскажите, поведайте мне о празднике. Рассказы детей о празднике. Муз. руководитель: Первый день – «встреча Масленицы». Малые ребятишки, такие, как вы, бегали по деревне с лаптями, встречали возвращающихся с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали не, били того лаптями. В этот же день катались с гор. Была примета: кто дальше скатится с горы – у того лён вырастет длиннее. Наряжали чучело масленицы, возили его в санях по всей деревне, пели песни: Масленица – обмануха, Масленица – обируха, Обманула, провела, До Поста довела. Или: Ой, Масленица-кривошейка, Встречаем тебя хорошенько! Хорошенько! Сыром, маслом, калачом И печёным яйцом. Давайте с вами поучим эту песенку.
Учим обрядовую песенку.
Муз. руководитель: Дети ходили из избы в избу, поздравляли с праздником и просили блины:
Тин-тинка! Подай блинка, Оладышка-прибавышка! Тётушка, не скупись, Масленым кусочком поделись. Пели песню чучелу Масленицы – восхваляли его: А кто у нас гость большой, Хороший – пречестной? -Масленица – гость большой, Хороший – пречестной. -На ней шуба новая, Новая, новая, А всей шубе цены нет, Цены нет. Второй день – «заигрыши». В этот день строили дети снежные крепости, катались с гор и играли в различные игры.
ИГРА «Огородник и воробей»
Игра «Грачи летят».
Муз. руководитель: (вносит чучело Масленицы): Сударыня наша, Масленица! Протяни до Велика дня, От Велика дня До Петрова дня! Третий день – «лакомка». В этот день ходили, друг к другу в гости, угощались блинами с мёдом, маслом, сметаной вволю. А вы, с чем блины любите? Четвёртый день – «широкий четверг» или «широкая Масленица». В этот день больше всех веселились, устраивали ярмарки, общее катание с горок. Веселились, пели, плясали до вечера. Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда, Масленица – обмануха. Обманула, провела, До Поста довела! Дала редьки хвост На Великий пост. Мы его поели – Животы заболели. Частушки звенели с утра до вечера.
ИСПОЛНЕНИЕ ЧАСТУШЕК.
Муз. руководитель: И какое же веселье без оркестра и весёлых песен.
ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР ИСПОЛНЯЕТ МЕЛОДИЮ «КАК У НАШИХ, У ВОРОТ». р.н.м.
Муз. руководитель: Пятница и суббота – были днями посещения родни.
ПЕСНЯ «ВО ДЕРЕВНЕ-ТО БЫЛО В ОЛЬХОВКЕ».
Муз. руководитель: ВОСКРЕСЕНЬЕ – прощённый день Почему он так назывался ? Ответы детей. Муз. руководитель: Провожая масленицу, исполняли такие песни: Масленица догорела, Всему миру надоела, Обманула, провела, Годика не дожили, До Поста довели. После этих слов сжигали Масленицу. Пока горит огнь, пели: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. Муз. руководитель: Вот такой весёлый этот праздника – Масленица. И мы его продолжаем праздновать.