ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: • Развивать эмоционально-оценочное восприятие художественных образов. • Развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения. • Учить различать выразительные средства музыки, живописи, поэзии. • Развивать умение сравнивать пьесы, картины с одинаковым названием, различать оттенки настроений. • Развивать и закреплять умение выразительно двигаться в характере музыки. • Закреплять умение различать родственные и контрастные цвета, холодные и теплые тона. • Учить передавать в цвете настроение музыки. • Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией зимы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Заучивание стихотворений: А.С. Пушкин «Зимнее утро» Л.Чарская «Зима» 2. Слушание музыки: П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» А.Вивальди Концерт для скрипки с оркестром «Зима» – 1 часть С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета «Золушка» 3. Рассматривание репродукций картин: И.Шишкин «На севере диком…» Б.Кустодиев «Масленица» И.Шишкин «Утро в лесу» 4. Разучивание песен о зиме 5. Наблюдения в природе 6. Рисование зимних пейзажей.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
• П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» • А.Вивальди Концерт для скрипки с оркестром «Зима - 1 ч • С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета «Золушка» • А.Дворжак «Вальс» • Р.Шуман «Дед Мороз» • П.И.Чайковский «Полонез» • Песня «Зима» Музыка Ц.Кюи, слова Е.Баратынского • Песня «Русская зима» Музыка и слова Л. Олифировой
РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН:
• И.Шишкин «На севере диком…» • Б.Кустодиев «Масленица» • И.Шишкин «Утро в лесу» • С.Жуковский «Лесная дорога» • И.Шишкин «Зимний лес» • Л.Бродская «Морозное утро» • Л.Каменев «Зимняя дорога»
Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Дети заходят в зал (танцевальная импровизация).
Муз.рук: Ребята, вы, конечно, узнали музыку, которая сейчас звучала? (ответы детей). А сейчас под музыку «Вальса снежных хлопьев» мы с вами посмотрим выставку картин, которые украшают сегодня наш зал, (дети рассматривают репродукции картин). Что изображено на этих картинах? Как называется этот жанр живописи? (ответы детей) Сегодня мы будем с вами говорить о зимних пейзажах – музыкальных, живописных, поэтических. Зима в них будет изображаться по-разному. Скажите, пожалуйста, какая может быть зима? (Снежная, вьюжная, холодная, мягкая, злая, колючая, волшебная, таинственная, морозная и т.д.)
А сейчас замечательный зимний пейзаж представит нам Олег, он прочтёт стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». А вы, ребята, рисуйте в своем воображении зимнюю картинку.
А.С.Пушкин «Зимнее утро» (читает ребенок)
Муз.рук: Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы нашли на нашем вернисаже картину, созвучную стихотворению А.С.Пушкина, близкий образ, похожее настроение. (Дети выбирают, объясняют свой выбор).
Муз.рук: Ребята, а какого цвета снег? А каким цветом изображают снег художники? Я об этом спросила не зря. Однажды к Илье Ефимовичу Репину пришли молодые художники с одним–единственным вопросом: «Какого цвета снег?» Репин был очень занят, но когда ненадолго отвлекся от своей работы, то ответил очень коротко: «Только не белый!» Так каким же цветом изображают снег художники? Сейчас мы с вами посмотрим зимние пейзажи, постарайтесь почувствовать настроение этих пейзажей и обратите внимание на цвета, колорит, использованные художниками.
Просмотр видеоматериала (фотографии зимних пейзажей в холодных и теплых тонах). С детьми определяются разные образы зимы (мягкая, добрая, волшебная, красивая и суровая, морозная) и средства выразительности, помогающие эти образы выразить (темные и светлые краски, теплые и холодные тона).
Муз.рук: Музыка рисует картины природы своими красками. Они не синие, не розовые, а особенные, музыкальные. Но очень интересно соединить музыкальные звуки с красками, цветом и оттенками в живописи.
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Г.Гессе
Ребята, давайте попробуем стать художниками и при помощи разных цветов и их оттенков передать настроение, которое выразили композиторы в своих произведениях.
Игра «Цвет-настроение»:
1. Звучат музыкальные произведения, дети выбирают одну цветную карточку, подходящую, по их мнению, к настроению музыки, объясняют свой выбор (цвет имеет символическое значение. Этих символов три: светлый (настроения – доброе, мягкое, ласковое, нежное, печальное и т.д.), яркий (настроения – веселое, радостное, праздничное, торжественное и т.д.), и темный (настроения – тревожное, страшное, злое, мрачное, сердитое и т.д.)
2. Звучит музыкальное произведение, дети подбирают карточки нужных цветов и оттенков и выкладывают цветовой пейзаж (2 разрезанные цветовые палитры теплых и холодных тонов).
А.Вивальди Концерт для скрипки с оркестром «Зима» 1 часть (холодная палитра)
Девочки танцуют Вальс снежинок под музыку Дворжака.
Муз.рук: А теперь найдите, пожалуйста, на нашем вернисаже самую холодную картину и по образу и по краскам (И.Шишкин «На севере диком»).
Беседа по картине И.Шишкина «На севере диком»
Звучит фрагмент из балета С.Прокофьева «Золушка» «Фея Зимы» Муз.рук: Ребята, вы узнали эту музыку, кого она изображает? А как вы себе представляете эту Фею? Какая она? (добрая, нежная, красивая, таинственная, волшебница и т.д.).
Импровизация с шарфиками и треугольниками (1-ая тема – девочки танцуют с шарфиками, на 2-ую тему – мальчики играют на треугольниках и колокольчиках)
Муз. рук.: Сегодня я приготовила вам сюрприз. Мы посмотрим фрагмент из балета С.Прокофьева «Золушка» и вы увидите Фею Зимы и её спутниц Снежинок. Но перед этим давайте вспомним, что такое балет?
Просмотр фрагмента из балета С.Прокофьева «Золушка».
Л.Чарская «Зима» (читает ребенок)
Муз.рук: А сейчас мы послушаем ещё одно произведение о зиме.
Песня «Зима» Музыка Ц.Кюи, слова Е.Баратынского (исполняет ребенок)
Муз.рук: Как звучит эта песня? (грустно, печально, жалобно). А почему? (ручей застыл, природа оцепенела, не шелестят листочки, дует злой ветер). Но все-таки мы с вами любим зиму, очень часто веселимся зимой, играем в снежки, катаемся на санках, лыжах, коньках, радуемся снегу, морозу! Давайте обратимся к нашей выставке картин и найдем самую радостную, самую веселую.
Беседа по картине Б. Кустодиева «Масленица»
Песня «Русская зима» Музыка и слова Л.Олифировой.
2 часть занятия - творческое рисование:
Дети рисуют зимние пейзажи под звучание музыки (А.Вивальди, С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского) и анализируют свои работы.
Замечательное занятие, Елена Владимировна! Развитие творческих способностей детей - главная задача в нашей работе. И Вы успешно ее решаете. Творческих успехов Вам!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]