Образовательный портал

Зимние пейзажи

04.01.2014 Elen@ Тексты 2452 2 4.5

ЗИМНИЕ ПЕЙЗАЖИ

Конспект интегрированного занятия


Автор - Елена Владимировна Севрюкова,

музыкальный руководитель ГБОУ детский сад №2195,

г. Москва. 


ЦЕЛЬ: Развитие творческого мышления и воображения


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
• Развивать эмоционально-оценочное восприятие художественных образов.
• Развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.
• Учить различать выразительные средства музыки, живописи, поэзии.
• Развивать умение сравнивать пьесы, картины с одинаковым названием, различать оттенки настроений.
• Развивать и закреплять умение выразительно двигаться в характере музыки.
• Закреплять умение различать родственные и контрастные цвета, холодные и теплые тона.
• Учить передавать в цвете настроение музыки.
• Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией зимы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Заучивание стихотворений:
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Л.Чарская «Зима»
2. Слушание музыки:
П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
А.Вивальди Концерт для скрипки с оркестром «Зима» – 1 часть
С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета «Золушка»
3. Рассматривание репродукций картин:
И.Шишкин «На севере диком…»
Б.Кустодиев «Масленица»
И.Шишкин «Утро в лесу»
4. Разучивание песен о зиме
5. Наблюдения в природе
6. Рисование зимних пейзажей.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

• П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
• А.Вивальди Концерт для скрипки с оркестром «Зима - 1 ч
• С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета «Золушка»
• А.Дворжак «Вальс»
• Р.Шуман «Дед Мороз»
• П.И.Чайковский «Полонез»
• Песня «Зима» Музыка Ц.Кюи, слова Е.Баратынского
• Песня «Русская зима» Музыка и слова Л. Олифировой

РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН:

• И.Шишкин «На севере диком…»
• Б.Кустодиев «Масленица»
• И.Шишкин «Утро в лесу»
• С.Жуковский «Лесная дорога»
• И.Шишкин «Зимний лес»
• Л.Бродская «Морозное утро»
• Л.Каменев «Зимняя дорога»

Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Дети заходят в зал (танцевальная импровизация). 


Муз.рук: Ребята, вы, конечно, узнали музыку, которая сейчас звучала? (ответы детей).
А сейчас под музыку «Вальса снежных хлопьев» мы с вами посмотрим выставку картин, которые украшают сегодня наш зал, (дети рассматривают репродукции картин).
Что изображено на этих картинах? Как называется этот жанр живописи? (ответы детей)
Сегодня мы будем с вами говорить о зимних пейзажах – музыкальных, живописных, поэтических. Зима в них будет изображаться по-разному. Скажите, пожалуйста, какая может быть зима? (Снежная, вьюжная, холодная, мягкая, злая, колючая, волшебная, таинственная, морозная и т.д.)

А сейчас замечательный зимний пейзаж представит нам Олег, он прочтёт стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». А вы, ребята, рисуйте в своем воображении зимнюю картинку.

А.С.Пушкин «Зимнее утро» (читает ребенок) 


Муз.рук: Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы нашли на нашем вернисаже картину, созвучную стихотворению А.С.Пушкина, близкий образ, похожее настроение. (Дети выбирают, объясняют свой выбор).

 Муз.рук: Ребята, а какого цвета снег? А каким цветом изображают снег художники? Я об этом спросила не зря. Однажды к Илье Ефимовичу Репину пришли молодые художники с одним–единственным вопросом: «Какого цвета снег?» Репин был очень занят, но когда ненадолго отвлекся от своей работы, то ответил очень коротко: «Только не белый!» 
Так каким же цветом изображают снег художники? Сейчас мы с вами посмотрим зимние пейзажи, постарайтесь почувствовать настроение этих пейзажей и обратите внимание на цвета, колорит, использованные художниками.

Просмотр видеоматериала (фотографии зимних пейзажей в холодных и теплых тонах). С детьми определяются разные образы зимы (мягкая, добрая, волшебная, красивая и суровая, морозная) и средства выразительности, помогающие эти образы выразить (темные и светлые краски, теплые и холодные тона). 



Муз.рук: Музыка рисует картины природы своими красками. Они не синие, не розовые, а особенные, музыкальные. Но очень интересно соединить музыкальные звуки с красками, цветом и оттенками в живописи. 

Всех звуков и цветов соотношенья,  
А также способы переложенья 
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Г.Гессе

Ребята, давайте попробуем стать художниками и при помощи разных цветов и их оттенков передать настроение, которое выразили композиторы в своих произведениях.


Игра «Цвет-настроение»: 


1. Звучат музыкальные произведения, дети выбирают одну цветную карточку, подходящую, по их мнению, к настроению музыки, объясняют свой выбор (цвет имеет символическое значение. Этих символов три: светлый (настроения – доброе, мягкое, ласковое, нежное, печальное и т.д.), яркий (настроения – веселое, радостное, праздничное, торжественное и т.д.), и темный (настроения – тревожное, страшное, злое, мрачное, сердитое и т.д.) 

Возможные произведения:
Р.Шуман «Дед Мороз»
Р.Шуман «Первая потеря»
П.И.Чайковский «Полонез»

2. Звучит музыкальное произведение, дети подбирают карточки нужных цветов и оттенков и выкладывают цветовой пейзаж (2 разрезанные цветовые палитры теплых и холодных тонов).

А.Вивальди Концерт для скрипки с оркестром «Зима» 1 часть (холодная палитра)


Девочки танцуют Вальс снежинок под музыку Дворжака. 


Муз.рук: А теперь найдите, пожалуйста, на нашем вернисаже самую холодную картину и по образу и по краскам 
(И.Шишкин «На севере диком»).

Беседа по картине И.Шишкина «На севере диком»


Звучит фрагмент из балета С.Прокофьева «Золушка» «Фея Зимы» 
Муз.рук: Ребята, вы узнали эту музыку, кого она изображает? А как вы себе представляете эту Фею? Какая она? (добрая, нежная, красивая, таинственная, волшебница и т.д.).

Импровизация с шарфиками и треугольниками (1-ая тема – девочки танцуют с шарфиками, на 2-ую тему – мальчики играют на треугольниках и колокольчиках) 

Муз. рук.: Сегодня я приготовила вам сюрприз. Мы посмотрим фрагмент из балета С.Прокофьева «Золушка» и вы увидите Фею Зимы и её спутниц Снежинок. Но перед этим давайте вспомним, что такое балет? 

Просмотр фрагмента из балета С.Прокофьева «Золушка». 


Л.Чарская «Зима» (читает ребенок) 

Муз.рук: А сейчас мы послушаем ещё одно произведение о зиме.


Песня «Зима» Музыка Ц.Кюи, слова Е.Баратынского (исполняет ребенок) 

Муз.рук: Как звучит эта песня? (грустно, печально, жалобно). А почему? (ручей застыл, природа оцепенела, не шелестят листочки, дует злой ветер). 
Но все-таки мы с вами любим зиму, очень часто веселимся зимой, играем в снежки, катаемся на санках, лыжах, коньках, радуемся снегу, морозу! Давайте обратимся к нашей выставке картин и найдем самую радостную, самую веселую.

Беседа по картине Б. Кустодиева «Масленица»


Песня «Русская зима» Музыка и слова Л.Олифировой. 


2 часть занятия - творческое рисование: 

Дети рисуют зимние пейзажи под звучание музыки (А.Вивальди, С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского) и анализируют свои работы.

Скачать конспект с фотографиями 

произведения о зиме, классическая музыка, синтез искусств, интегрированное занятие
Всего комментариев: 2
avatar
2 Nusikru • 09:07, 10.01.2014
Спасибо за великолепное занятие!
avatar
1 tantali • 19:45, 04.01.2014
Замечательное занятие, Елена Владимировна! Развитие творческих способностей детей - главная задача в нашей работе. И Вы успешно ее решаете. Творческих успехов Вам!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Свидетельство о публикации

Заказать Свидетельство

Уважаемые педагоги! Здесь Вы можете заказать услугу по оформлению Свидетельства о публикации авторского методического материала.

Подробнее
Теги
голос театр предмет игра дошкольник песня презентация интеграция пение Снежинки дождик музыкальные инструменты Сказка Ритм клип Музыка Вальс инструменты Музыкальная Выпускной слушание музыки сценарий дед мороз ОСЕНЬ Живопись родители конспект здоровьесбережение документация праздник семья новый год зима занятие Видео дети Золушка Чайковский Елка детский сад пдд 8 марта День матери игрушки ВЕСНА птицы проект конкурс здоровье 23 февраля солнышко Масленица спорт День победы дружба ветераны классическая музыка Путешествие физкультура Досуг Россия восприятие Родина Лето школа овощи Букет кукла малыши бисероплетение куклы дизайн вышивка крестом роспись фантазия декупаж квиллинг вышивка Мордовия шерсть маки панно интерьер вязание крючком дизайн интерьера оформление костюм береста искусство Авторская война стихотворение победа концерт Авторская Песня снег 9 мая мама колыбельная танец
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0