Зимние пейзажи - Тексты - Публикации авторов - Публикации авторов - Музыкальный сад
Образовательный портал

Зимние пейзажи

04.01.2014 Elen@ Тексты 2070 2 4.5

ЗИМНИЕ ПЕЙЗАЖИ

Конспект интегрированного занятия


Автор - Елена Владимировна Севрюкова,

музыкальный руководитель ГБОУ детский сад №2195,

г. Москва. 


ЦЕЛЬ: Развитие творческого мышления и воображения


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
• Развивать эмоционально-оценочное восприятие художественных образов.
• Развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.
• Учить различать выразительные средства музыки, живописи, поэзии.
• Развивать умение сравнивать пьесы, картины с одинаковым названием, различать оттенки настроений.
• Развивать и закреплять умение выразительно двигаться в характере музыки.
• Закреплять умение различать родственные и контрастные цвета, холодные и теплые тона.
• Учить передавать в цвете настроение музыки.
• Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией зимы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Заучивание стихотворений:
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
Л.Чарская «Зима»
2. Слушание музыки:
П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
А.Вивальди Концерт для скрипки с оркестром «Зима» – 1 часть
С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета «Золушка»
3. Рассматривание репродукций картин:
И.Шишкин «На севере диком…»
Б.Кустодиев «Масленица»
И.Шишкин «Утро в лесу»
4. Разучивание песен о зиме
5. Наблюдения в природе
6. Рисование зимних пейзажей.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

• П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»
• А.Вивальди Концерт для скрипки с оркестром «Зима - 1 ч
• С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета «Золушка»
• А.Дворжак «Вальс»
• Р.Шуман «Дед Мороз»
• П.И.Чайковский «Полонез»
• Песня «Зима» Музыка Ц.Кюи, слова Е.Баратынского
• Песня «Русская зима» Музыка и слова Л. Олифировой

РЕПРОДУКЦИИ КАРТИН:

• И.Шишкин «На севере диком…»
• Б.Кустодиев «Масленица»
• И.Шишкин «Утро в лесу»
• С.Жуковский «Лесная дорога»
• И.Шишкин «Зимний лес»
• Л.Бродская «Морозное утро»
• Л.Каменев «Зимняя дорога»

Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Дети заходят в зал (танцевальная импровизация). 


Муз.рук: Ребята, вы, конечно, узнали музыку, которая сейчас звучала? (ответы детей).
А сейчас под музыку «Вальса снежных хлопьев» мы с вами посмотрим выставку картин, которые украшают сегодня наш зал, (дети рассматривают репродукции картин).
Что изображено на этих картинах? Как называется этот жанр живописи? (ответы детей)
Сегодня мы будем с вами говорить о зимних пейзажах – музыкальных, живописных, поэтических. Зима в них будет изображаться по-разному. Скажите, пожалуйста, какая может быть зима? (Снежная, вьюжная, холодная, мягкая, злая, колючая, волшебная, таинственная, морозная и т.д.)

А сейчас замечательный зимний пейзаж представит нам Олег, он прочтёт стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». А вы, ребята, рисуйте в своем воображении зимнюю картинку.

А.С.Пушкин «Зимнее утро» (читает ребенок) 


Муз.рук: Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы нашли на нашем вернисаже картину, созвучную стихотворению А.С.Пушкина, близкий образ, похожее настроение. (Дети выбирают, объясняют свой выбор).

 Муз.рук: Ребята, а какого цвета снег? А каким цветом изображают снег художники? Я об этом спросила не зря. Однажды к Илье Ефимовичу Репину пришли молодые художники с одним–единственным вопросом: «Какого цвета снег?» Репин был очень занят, но когда ненадолго отвлекся от своей работы, то ответил очень коротко: «Только не белый!» 
Так каким же цветом изображают снег художники? Сейчас мы с вами посмотрим зимние пейзажи, постарайтесь почувствовать настроение этих пейзажей и обратите внимание на цвета, колорит, использованные художниками.

Просмотр видеоматериала (фотографии зимних пейзажей в холодных и теплых тонах). С детьми определяются разные образы зимы (мягкая, добрая, волшебная, красивая и суровая, морозная) и средства выразительности, помогающие эти образы выразить (темные и светлые краски, теплые и холодные тона). 



Муз.рук: Музыка рисует картины природы своими красками. Они не синие, не розовые, а особенные, музыкальные. Но очень интересно соединить музыкальные звуки с красками, цветом и оттенками в живописи. 

Всех звуков и цветов соотношенья,  
А также способы переложенья 
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Г.Гессе

Ребята, давайте попробуем стать художниками и при помощи разных цветов и их оттенков передать настроение, которое выразили композиторы в своих произведениях.


Игра «Цвет-настроение»: 


1. Звучат музыкальные произведения, дети выбирают одну цветную карточку, подходящую, по их мнению, к настроению музыки, объясняют свой выбор (цвет имеет символическое значение. Этих символов три: светлый (настроения – доброе, мягкое, ласковое, нежное, печальное и т.д.), яркий (настроения – веселое, радостное, праздничное, торжественное и т.д.), и темный (настроения – тревожное, страшное, злое, мрачное, сердитое и т.д.) 

Возможные произведения:
Р.Шуман «Дед Мороз»
Р.Шуман «Первая потеря»
П.И.Чайковский «Полонез»

2. Звучит музыкальное произведение, дети подбирают карточки нужных цветов и оттенков и выкладывают цветовой пейзаж (2 разрезанные цветовые палитры теплых и холодных тонов).

А.Вивальди Концерт для скрипки с оркестром «Зима» 1 часть (холодная палитра)


Девочки танцуют Вальс снежинок под музыку Дворжака. 


Муз.рук: А теперь найдите, пожалуйста, на нашем вернисаже самую холодную картину и по образу и по краскам 
(И.Шишкин «На севере диком»).

Беседа по картине И.Шишкина «На севере диком»


Звучит фрагмент из балета С.Прокофьева «Золушка» «Фея Зимы» 
Муз.рук: Ребята, вы узнали эту музыку, кого она изображает? А как вы себе представляете эту Фею? Какая она? (добрая, нежная, красивая, таинственная, волшебница и т.д.).

Импровизация с шарфиками и треугольниками (1-ая тема – девочки танцуют с шарфиками, на 2-ую тему – мальчики играют на треугольниках и колокольчиках) 

Муз. рук.: Сегодня я приготовила вам сюрприз. Мы посмотрим фрагмент из балета С.Прокофьева «Золушка» и вы увидите Фею Зимы и её спутниц Снежинок. Но перед этим давайте вспомним, что такое балет? 

Просмотр фрагмента из балета С.Прокофьева «Золушка». 


Л.Чарская «Зима» (читает ребенок) 

Муз.рук: А сейчас мы послушаем ещё одно произведение о зиме.


Песня «Зима» Музыка Ц.Кюи, слова Е.Баратынского (исполняет ребенок) 

Муз.рук: Как звучит эта песня? (грустно, печально, жалобно). А почему? (ручей застыл, природа оцепенела, не шелестят листочки, дует злой ветер). 
Но все-таки мы с вами любим зиму, очень часто веселимся зимой, играем в снежки, катаемся на санках, лыжах, коньках, радуемся снегу, морозу! Давайте обратимся к нашей выставке картин и найдем самую радостную, самую веселую.

Беседа по картине Б. Кустодиева «Масленица»


Песня «Русская зима» Музыка и слова Л.Олифировой. 


2 часть занятия - творческое рисование: 

Дети рисуют зимние пейзажи под звучание музыки (А.Вивальди, С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского) и анализируют свои работы.

Скачать конспект с фотографиями 

произведения о зиме, классическая музыка, синтез искусств, интегрированное занятие
Всего комментариев: 2
avatar
2 Nusikru • 09:07, 10.01.2014
Спасибо за великолепное занятие!
avatar
1 tantali • 19:45, 04.01.2014
Замечательное занятие, Елена Владимировна! Развитие творческих способностей детей - главная задача в нашей работе. И Вы успешно ее решаете. Творческих успехов Вам!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0