При рождении каждый человек получает от природы уникальный музыкальный инструмент – голос. И именно он может стать основой всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться владеть голосом при пении. Недаром именно ему уделяли пристальное внимание философы, психологи, физиологи, музыкотерапевты на различных этапах развития общества.
Платон называл пение «божественным и небесным занятием», укрепляющим все хорошее и благородное в человеке. Аристотель считал пение единственным средством воздействия на нравственную сторону души и рекомендовал его для развития умственных способностей обучения детей.
Итак, можно сделать вывод, что пение - это многофункциональное средство воспитания гармоничной личности ребенка.
Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос, он должен быть мелодичным, негромким и чисто интонируемым – быть эталоном. Слушая песню, ребенок сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Это и является основой «воспитания голоса». Чем младше ребенок, тем легче должна быть песня. Еще необходимо помнить о том, что объем детского голоса невелик, голосовые связки тонкие и хрупкие, поэтому весь голосовой аппарат требует осторожного и бережного отношения.
При обучении пению нужно идти от простого к сложному, учитывая возможности детского голоса и возрастные особенности детей.
При подборе песенного репертуара важно учитывать следующие позиции:
1. Содержание песен – текст должен быть доступным детям, соответствовать возрастным особенностям.
2. Мелодия - если в мелодии есть усложненный ритмический рисунок или скачкообразная мелодия, то при разучивании этому фрагменту необходимо уделить больше внимания. Также особое внимания требует работа с музыкальными фразами. Ели музыкальная фраза длинная, то ребенку может не хватить дыхания и получится разрыв, так как темп дыхания у детей более частый, чем у взрослого. Поэтому фразы в мелодии должны быть короткими, чтобы в процессе пения ребенку не пришлось делать новый вдох.
3. Высота звуков - не должна превышать возможностей песенного диапазона голоса ребенка. Объем звуков мелодии у детей 3-4 года жизни – 4-5 звуков. У детей 6-7 года жизни – 8 звуков.
4. Темп – должен быть не быстрым и не медленным. Если темп в песне быстрый, то при разучивании этот темп нужно сохранять.
Еще неотъемлемой частью в «воспитании детского голоса являются вокальные упражнения. Они должны присутствовать на каждом занятии.
Гете говорил о том, что «искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известное механическое умение».
Вокальные упражнения – это короткие отрезки музыкальных фраз, которые транспонируются по полутонам вверх и вниз, они не должны содержать большое количество нот и должны быть ритмически простыми и мелодически ясными. Вокальные упражнения должны петь в умеренном темпе и с фортепианным сопровождением. Их много и каждое имеет конкретную педагогическую направленность. В начале занятия целесообразно использовать вокальное приветствие, которое транспонируется по полутонам вверх и вниз, благодаря этому дети непроизвольно настраиваются на занятие музыкой. Эффективны на музыкальных занятиях речевые и пальчиковые игры. Благодаря использованию пения под фонограмму (минусовку) занятия, утренники, развлечения проходят ярко и интересно.
При разучивании песни, которая будет исполняться под фонограмму, важно использовать поэтапный прием разучивания.
• Первый этап - «Беседа и показ». При первом прослушивании целесообразно использовать запись в исполнении детских хоров. Это заинтересовывает и активизирует детей. Во второй раз песня исполняется педагогом «глаза в глаза с передачей эмоционального настроения». После этого с детьми необходимо обсудить характер и особенности мелодии и содержание песни.
• Второй этап - «Разучивание». Разучивается мелодия по фразам, вначале литературный текст, после музыкальный. Здесь необходимо уделять внимание дыханию.
• Третий этап - «Работа над выразительностью». Здесь имеется ввиду работа над трудными мелодическими ходами, ритмическими рисунками и работа над динамикой.
В процессе работы над песней на каждом занятии ставится каждый раз новая задача.
Главное, научить ребенка всегда слышать себя и контролировать, так как в идеале его голос и звук инструмента должны сливаться в один.
И не стоит расстраиваться, если сразу не получается, при «воспитании голоса» требуется время и, конечно, регулярные занятия пением.