Волшебный мир музыки П. И. Чайковского - Тексты - Публикации авторов - Публикации авторов - Музыкальный сад
Образовательный портал

Волшебный мир музыки П. И. Чайковского

05.11.2014 marina76r Тексты 1516 2 0.0

ВОЛШЕБНЫЙ МИР МУЗЫКИ П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Доминантное музыкальное занятие по восприятию музыки для детей старшей группы

 

Автор - Видова Марина Ивановна,

музыкальный руководитель МДОУ детский сад №107

города Ярославля.

Тема: "Волшебный мир музыки П. И. Чайковского

Цель: Приобщение детей к восприятию классической музыки, развитию способности выражать её характер с помощью исполнительских и творческих умений. В течение всего занятия создавать радостное, приподнятое настроение.
Интеграция образовательных областей:
• В области "Познавательного развития" – познакомить детей с творчеством русского композитора П. И. Чайковского.
• В области "Художественно - эстетического развития" – развитие художественной культуры детей посредством ознакомления с иллюстрациями, развитие творческого воображения воспитанников.
• В области "Социально - коммуникативного развития" – расширять и активизировать словарь; формирование элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
• В области "Физического развития" – накопление и обогащение двигательного опыта детей.
Задачи:
Образовательные
1. Расширять знания детей о творчестве великого композитора П.И. Чайковского.
2. Учить детей самостоятельно называть части музыкального произведения, его характер, выразительные средства.
3. Тренировать в умении движениями выражать характер музыкального произведения.
Развивающие
1. Развитие образного восприятия музыки.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на пьесы различного характера.
3. Развивать умение петь естественным голосом.
4. Развивать умение играть в ансамбле.
5. Расширять музыкальный кругозор детей путём знакомства с творчеством П. И. Чайковского.
6. Развивать у детей интерес и любовь к музыке.
Воспитывающие
1. Способствовать развитию чувства партнёрства в танцах.
2. Воспитывать уважение друг к другу.
3. Вызывать у детей музыкальную отзывчивость.
4. При слушании знакомых пьес воспитывать выдержку, умение определять их характер.
5. Вовлекать дошкольников в разные виды художественно - эстетической деятельности.
Музыкальный репертуар:
1. «Полька» Штраус.
2. "Марш деревянных солдатиков" П. И. Чайковский.
3. Песня «Бравые солдаты» сл. Т. Волгиной муз. А. Филиппенко.
4. "Вальс" П. И. Чайковский.
5. "Баба Яга" П. И. Чайковский.
6. Игра "Бабка Ёжка" русская народная мелодия
7. Упражнение: "Бубенчики звенят" авт. разработка Арсеневской.
8. Музыкально – ритмическое упражнение «На носок, на носок, а потом на пятку» обр. Елькина А. В.
Оборудование:
• Музыкально - дидактическая игра «Подбери картинку к музыке», с картинками (деревянные солдатики, танцующие дети, изображение различных явлений природы, танцующие люди на балу, баба яга в различных видах).
• Магнитная доска.
• Магниты по числу картинок.
• Портрет композитора П.И. Чайковского.
• Деревянные палочки – по количеству детей.
• Метла.
• Маска Бабы Яги.
• Барабан.
• Замок.
• Диски для слушания музыки:
-CD по программе "Ладушки"- "Старшая группа" № 2, 3.
 

Ход занятия:

В зале стоят две доски, на которых выставлены сюжетные картинки. Зал украшен, соответствуя тематике занятия. Стулья стоят в два ряда.

Дети забегают в зал под музыку «Полька», встают в круг.

1. Музыкальное приветствие.

Муз. руководитель: Ребята, доброе утро!
Дети здороваются.
Муз. руководитель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь, пожалуйста. Приготовьтесь делать музыкальную разминку «На носок, а потом на пятку».

2. Музыкально - ритмическое упражнение "На носок, на носок, а потом на пятку".

Цель: Продолжать учить владеть телом, ориентироваться в пространстве, умение чисто интонировать мелодию, ставить логические ударения в словах. Развивать ритмичность, умение двигаться с интервалами. Учить начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой.
Дети двигаются в соответствии со словами упражнения.

Муз. руководитель: Сегодня я вас приглашаю окунуться в волшебный мир музыки П. И.
Чайковского. Только для того, чтобы туда попасть, надо открыть волшебный замок и поможет нам в этом наша распевка "Динь – дан – дон".

1. Распевание.

Цель: Работать над чистым интонированием, обратить внимание на правильную артикуляцию гласных звуков (а), (и), (о).
Динь – дан – дон.
Бубенчики звенят,
Приветствуют ребят.
Звенит со всех сторон:
Динь – дан – дон!
Напомнить при распевании положение руки: над головой, на уровне груди,
ниже уровня груди.
Дети поют. На последнем звуке чуть задерживаются.

Муз. руководитель: А теперь девочки поют последние слова…, мальчики…, ещё раз все вместе. Молодцы! Замок открывается, проходите, присаживайтесь на стулья.

Муз. руководитель: сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского.

2. Восприятие музыки. Слушание.

Цель: Учить детей самостоятельно называть части музыкального произведения, его характер, выразительные средства.
Муз. рук.: Первая пьеса, которую вы услышите, - это хорошо знакомый вам «Марш деревянных солдатиков». Чётко, ритмично, по - военному шагают игрушечные солдатики, поступь их ровная, двигаются они в темпе марша.

Слушание: "Марш деревянных солдатиков".

После прослушивания:
Муз. руководитель: А как вы думаете, какая из этих картинок подойдёт к этой музыке? Почему?
Дети: потому что характер у этой музыки чёткий, весёлый, бодрый, игрушечный, смелый…
Остальные ребята дополняют ответы.

3. Развитие чувства ритма, музицирование.

Цель: Развитие метроритмического слуха. Развивать у детей интерес к самостоятельному музицированию.
Муз. руководитель: Ребята, возьмите палочки. Вы будете играть мелодию марша на палочках. А Кирилл - на барабане. Вспомните, сколько частей в этом произведении? Как вы будете играть?
Дети:
1 часть - дети отбивают ритм на палочках.
2 - часть - Кирилл играет на барабане
3 часть - дети играют на палочках.
Муз. руководитель: Ребята, а теперь послушайте, что я играю?

Дети слушают вступление к песне «Бравые солдаты».
 

4. Пение «Бравые солдаты».

Цель: Развивать творческую активность в пении, привычку слушать себя и других, следить за чистотой интонирования и выразительностью исполнения.
Дети: «Бравые солдаты».
Муз. руководитель: Молодцы! Споём её?

Исполняют песню "Бравые солдаты"

Первый и второй куплет дети поют все вместе, первую фразу третьего куплета начинают девочки, вторую фразу мальчики. Четвёртый все вместе.
Муз. руководитель:  Молодцы, верно рассказали о марше, спели песню. Теперь послушайте музыку другого характера.

7. Слушание "Вальс".

Цель: Уточнять представления о вальсе.
Муз. руководитель: А как вы думаете, какая из этих картинок подойдёт к этой музыке? Почему?
Один ребёнок показывает.
Дети: музыка звучала плавно, нежно, мягко. Тихо, потом громче, встревоженно.
Муз. рук.: Не показалась ли вам эта музыка знакомой?
Дети: Это вальс П. И. Чайковского.
Муз. руководитель: Верно! Под вальс мы танцевали с ленточками, плавно двигались по залу. Ведь слово «Вальс» в переводе с французского означает «кружиться». Давайте превратимся в лёгких, изящных танцоров и исполним этот прекрасный танец.
Звучит музыка

5. Танец с лентами.

Цель: Учить передавать в движении контрастные изменения в звучании музыки. Закрепить умение двигаться по кругу, сохраняя интервал. Добиваться лёгкого, полётного бега и энергичных движений рук с лентами, лёгкого кружения в беге.
Муз. руководитель: мы ещё раз поучимся покачиваться с ноги на ногу и одновременно выполнять движения с лентами.

Танцуют с лентами.
 

Движения для танца:
I. часть .
1) а) Покачиваемся из стороны в сторону, одновременно делать махи из стороны в сторону лентами. Обратить внимание на ноги, напомнить, что необходимо тянуть носок, широко не расставлять. - 4 раза.
б) Кружение на носочках, руки вверх, чуть в стороны. - 2 круга.
2) а) Игра с лентами - ноги: пятки вместе, носки врозь, слегка приседаем. Ленты
поднимаем вверх и опускаем вниз, каждой рукой отдельно. Обратить внимание, что
начинаем с правой руки. - 4 раза.
б) Кружение на носочках, руки вверх, чуть в стороны. - 2 круга.
2. часть.
Лёгкий бег на носочках, руки в стороны, слегка опущены.
3. часть.
Самостоятельная деятельность детей.

После танца положить ленты в коробку.
Муз. руководитель: Присядьте, отдохните, послушайте музыку.

В записи звучит пьеса «Баба Яга».

6. Слушание "Баба Яга"

Цель: Продолжать учить различать настроение музыки, её изобразительность.
Муз. руководитель: А как вы думаете, какая из этих картинок подойдёт к этой музыке? Почему?
Один ребёнок показывает.
Дети: Музыка тревожная, страшная, отрывистая, злая, быстрая.
Муз. руководитель: А мы не боимся Бабу Ягу и даже любим с ней играть. Кто будет Бабой Ягой?

7. Игра "Бабка Ёжка".

Цель: Учить самостоятельно создавать игровой образ, соответствующий характеру музыки, вызывать желание исполнять любимые игры.
После игры дети остаются в кругу.
Муз. руководитель: вот и подошло к концу наше путешествие в волшебный мир музыки П. И. Чайковского.
Закрываю замок.
Муз. руководитель: Вспомните, какие произведения вы сегодня услышали? Что понравилось на занятии?
Дети перечисляют.
Муз. руководитель: вы все замечательные слушатели, попрощаемся с гостями, до свидания.
Дети выходят из зала.

Ключевых слов нет...
Всего комментариев: 2
avatar
2 marina76r • 19:54, 09.11.2014
Занятие я проводила, защищалась на первую категорию. Эксперты сказали, что написано методически правильно с учетом ФГОС
avatar
1 olga58 • 12:01, 08.11.2014
Спасибо! Хорошее занятие! Очень насыщенное.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0