Славный Пензенский край - Тексты - Публикации авторов - Публикации авторов - Музыкальный сад
Образовательный портал

Славный Пензенский край

04.06.2015 jalo66 Тексты 699 0 5.0

СЛАВНЫЙ ПЕНЗЕНСКИЙ КРАЙ
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Автор - Мельник Ольга Викторовна, МБДОУ детский сад №2 с.Р. Камешкир Пензенская область.
Материалы к занятию: мультимедийный проектор, иллюстрации национальной одежды мордвы, русских, татар, чувашей; куклы в национальных костюмах, карта – схема расселения народов Пензенской области, аудиозаписи национальных песен, иллюстрации священных сооружений, шаблоны национальных костюмов для раскрашивания.
Предварительная работа: чтение мордовских, русских, татарских, чувашских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов, заучивание стихов о Пензенском крае, беседы о быте разных национальностей, рассматривание иллюстраций о Пензенской области, родном крае. Слушание народной мордовской, русской, татарской, чувашской музыки.
Задачи:
Область «Познание»:
1. Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, дать детям представление о Пензенской области.
2. Познакомить с мордовскими, русскими, татарскими и чувашскими народными костюмами.
3. Закрепить знания об одежде.
4. Воспитывать познавательный интерес к родному краю.
5. Формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями « большая» и « малая» родина.
6. Формировать представление о народах, населяющих Пензенскую область.
7. Способствовать развитию любознательности, мышления.
Область « Коммуникация»
1. Развивать диалогическую речь; учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы.
2. Обогащать словарь детей существительными: Россия, мордва, русские, татары, чуваши. Прилагательными: мордовский, русский, татарский, чувашский.
Область «Социализация»
Воспитывать познавательный интерес к родному краю, уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур.
Область « Художественное творчество»
Воспитывать эстетический вкус, развивать креативное мышление.
Область «Музыка»
Использовать музыку для фона продуктивной деятельности детей.

Ход мероприятия:
Слайд №1
Воспитатель: Ребята, на сегодняшнем занятии мы поговорим о Родине, ведь у каждого человека она своя. Где бы вы, не путешествовали по миру, всегда возвращались домой, на Родину.
У каждого человека есть своя родина – это место где мы родились.
Сразу напрашивается вопрос, в какой стране вы родились?
Слайд №2
Ответы детей. (Россия)
Воспитатель: Россия - самое большое государство на нашей планете, необъятны её просторы, велики природные богатства, поучительна история, творимая народами, заселявшими её. Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. А что является для вас малой Родиной?
Слайд №3
Ответы детей. (Камешкир)
Воспитатель: Для нас малая Родина родной и любимый посёлок - Русский Камешкир, Пензенской области. Центром области является старинный русский город - Пенза, которому в прошлом году исполнилось 350 лет.
Показ слайда № 4
Да, область вроде бы обычная, каких в России немало, но она нам особенно дорога и любима. Свою любовь к родному краю наш поэт – земляк выражал в стихах.
1.Мне не надо далей пенистых,
Не ищу иной красы я.
Край родимый,
Край мой пензенский,
Ты и есть моя Россия! А. Сазонова
Воспитатель: О чём говорится в этом стихотворении?
Ответы детей (о любви к Пензенскому краю)
Воспитатель: С первых строк понимаешь, насколько поэт привязан к своему краю.
Прослушайте ещё одно стихотворение.
2. Пускай любые страны,
Моря и океаны
Красуются своею красотой.
А пензенцам по нраву
Простой, без громкой славы,
Старинный город
С русскою душой.

Воспитатель: А о чём это стихотворение?
Ответы детей (ничто не заменит родного края)
Воспитатель: В этом стихотворении, как вы уже заметили, говорится о старинном городе.
Назовите главный город нашего края?
Ответы детей. (Пенза)
Воспитатель: Вам, наверное, интересно, почему городу дали такое название «Пенза». Известно, что это слово в переводе с мордовского, означает «конец пути».
Слайд №5
Воспитатель: Пензенская область занимает небольшой клочок на карте нашей Родины, однако, на нём из века в век обитали несколько народов с интересной и большой историей: мордва, русские, татары и чуваши.
Показ слайда № 6
У каждого народа есть свои обычаи, традиции и национальные костюмы. Именно в этих нарядах отражаются представления народа о красоте и любви.
Показ слайда №7
Перед вами Русский национальный костюм; сарафан и рубаха, головной убор - платок, кокошник. В косы вплетали разноцветные ленты.
Слайд №8
Традиционная обувь – лапти с обмотками - онучами. В старину русские девушки повязывали платок на голову вот таким образом, и танцевали под народную музыку.
Сейчас и мы повторим танцевальные движения.
Слайд № 9 и МУЗЫКА!!!
(Танец – ладошки перед грудью, ковырялочка)

Слайд № 10-11
Перед вами мордовский национальный костюм; одежда состоит с ног до головы из белого холста, с ярко- красной вышивкой. Головной убор у женщин – кокошник. Обувь – востроносые лапти. В повседневной жизни девушки так же надевали платок, но повязывали его на особый лад, под косой.
Слайд № 12 и МУЗЫКА!!!
(Танец - перетопы, руки радугой)

Показ слайда №13-14
Татарский национальный костюм: Верхняя одежда женщин – камзол
( жилет) поверх приталенного силуэта платья с воланами. Головной убор – бархатная вышитая шапочка.
Слайд № 15
Обувь – туфли из кожи. В повседневной жизни девушки так же надевали платок, но повязывали его по - особому, над косой.
Слайд № 16 и МУЗЫКА!!!
(Танец – идут и плавно машут в стороны руками, затем поднимаясь кверху)

Показ слайда №17
Чувашский национальный костюм. В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха – кепе и штаны с широким шагом – йем. Рубаха богато украшалась вышивкой и носилась с напуском на талии. На рубаху надевали фартук – запон. Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами. Девичий головной убор – тухья представлял собой конусообразную шапочку с тикой и наушниками, на концах которых прикреплены тесёмками. Чувашский женский костюм характеризовался большим количеством разнообразных украшений – шейных, нагрудных, поясных.
Слайд №18
Чувашские женщины носили разного рода платки повязывая их со складкой на лбу и завязывая сзади.
Слайд № 19 и МУЗЫКА!!!
(Танец – резкие движения руками, скачка на лошади)
.
Воспитатель: Обратите внимание, что и в нашей большой коллекции встречаются куклы в костюмах народов: мордвы, русских, татар, чувашей.

Воспитатель: Просмотрев костюмы четырёх национальностей, можно сделать вывод: что костюмы у них отличаются внешним видом, а объединяет их то, что они живут в одной дружной семье, трудятся, чтобы наша Родина стала богаче и краше. И у всех народов единый язык – русский. А сейчас я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ручеёк».
Воспитатель: И в заключение, хочу сказать, люди наши уникальны и талантливы. Многие земляки известны не только у нас в области, но и за её пределами.
Воспитатель: А сейчас, вы сами попробуете раскрасить уже знакомые вам национальные костюмы.
Звучит музыка. Дети раскрашивают, используя приложение.

Ключевых слов нет...
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
Shirobokova76