Развитие творческих способностей детей посредством музыки - Тексты - Публикации авторов - Публикации авторов - Музыкальный сад
Образовательный портал

Развитие творческих способностей детей посредством музыки

15.01.2015 Нестеренко Тексты 10585 3 5.0

РАБОТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ,СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ.

Автор - Нестеренко Татьяна Александровна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад №2 п.Теплоозерск».


Оглавление
Введение
Глава 1.Значение развития творческих способностей в формировании личности ребенка
1.1 Формирования музыкально-творческих способностей
1.2.Условия формирования детского музыкального творчества.
Глава 2.Опыт работы по развитию творческих способностей
2.1.Результативность работы по развитию творческих способностей.
Заключение
Используемая литература



Введение

« Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей… »
В. А. Сухомлинский
М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Моцарт, С.С.Прокофьев, И.С.Бах, Д. Д. Шостакович… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги? А может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя – писателем. Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия музыкальных способностей сына или дочери.
Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании творческих и профессиональных способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится известным пианистом, а врача – виртуозом скрипачом. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом - эти факторы определяют в будущем и способности и характер человека.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Что такое музыкальность? Понятие «неразвивающаяся способность» по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным.
Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект формирования его музыкальности и способностей.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все разнообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц, животных, таинственным шорохам леса, листьев, завываниям ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась музыкальность – природой данное человеком свойство. Еще Дмитрий Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

1.Значение развития творческих способностей в формировании личности ребенка

Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.
Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение (Симановский А.Э.) Это можно назвать творческим мышлением. Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Исследования в области социологии, психологии, педагогики свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Именно в детстве ребенок особенно предрасположен к восприятию и освоению разных видов художественной деятельности, к проявлению себя в творчестве ярко, эмоционально, активно.
Л.С.Выготский назвал этот возраст наиболее чувствительным, сензитивным, благоприятным для обогащения памяти и чувств, уточнения представлений, развития творческого воображения.
По словам П.П.Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец.
По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности .
Именно дошкольный возраст, по утверждению А.В. Бакушинского, являет основу творческого потенциала личности, выделив необыкновенную яркость, силу и «совершенство детского творчества – первого периода», считая, что «всякий воспитательно – образовательный комплекс должен быть комплексом творческого задания сообразно стадии развития ребенка. Так как творчество ребенка – по преимуществу творчество художественное, этот комплекс для возраста детства должен быть основан на разрешении художественно – творческой задачи».
Каждый ребенок, с одной стороны, предрасположен к восприятию и действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он может двигаться, разговаривать, общаться. А, с другой стороны, только с помощью разных видов художественной деятельности можно равноценно развивать у него данные природой качества: зрение – с помощью изобразительного искусства, слух – на занятиях музыкой, красоту движений – в танце, умение общаться и представлять себя – на занятиях театром, грамотно выражать свои мысли через художественное слово.
-понятие «творчество» предполагает акцентирование новизны и оригинальности создаваемых воображением образов;
-побуждение к творческой деятельности предполагает возникновение яркого эмоционального переживания и стремления выразить это переживание доступными ребенку способами, это стремление предполагает наличие у ребенка доверия к миру, к конкретному взрослому;
-источником творчества является реальная деятельность ребенка, вся его жизненная практика;
-механизмом творческой деятельности является творческое воображение, которое проявляется в ситуациях неопределенности, когда неясны способы решения возникающих в деятельности задач.
Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Дошкольный возраст - это возраст, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Дошкольникам доступны почти все виды художественно-творческой деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка, танцы, музыка. Естественно, они отличаются значительным своеобразием, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Но в тоже время, уже на этапе дошкольного возраста происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности при выражении чувств и мыслей.
А в свою очередь, способность к творчеству развитие творческих способностей выступает психологическим ядром одаренности, которая будет развиваться в последующие возрастные периоды.

1.1 Формирования музыкально-творческих способностей

Главная особенность музыкально-творческих способностей — их развитие на основе восприятия художественного образа — музыки.
В музыкальной педагогике существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Б.М. Теплов, например, считает, что любое творчество ребенка связано, прежде всего, с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения.
Блестящим примером выявления возможностей музыкальной деятельности в развитии творческих музыкальных способностей служит опыт Б.Л. Яворского. Основные положения его работ следующие:
— все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому главная задача педагога — всемерно стимулировать их;
— важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях;
— педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества.
Ученый, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:
— накопление впечатлений;
— выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;
— двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;
— создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
— собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).
Идеи Б.Л. Яворского нашли широкое воплощение в музыкальном воспитании дошкольников, где, например, музыкально-творческие способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации и др.
Исследуя музыкальное творчество, Б.В. Асафьев писал: «...единственным выходом, по существу оздоравливающим музыкальный детский инстинкт, является вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования материала. Воспитывать же музыкально-творческие способности следует... потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. Музыкальное творчество не проявляется только в сочинении "сложных музык", оно гораздо многообразнее и разветвлённее, чем кажется. Вызвать его — это значит, прежде всего, обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, т.е. на музыкальный материал».
Излагая теоретические положения о творческой деятельности, Б.В. Асафьев дает методические рекомендации, касающиеся развития музыкального творчества детей.
Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:
— оригинальность движений;
— эмоциональность при воплощении игрового образа;
— наличие выразительных средств для воплощения образа;
— гибкость при принятии решений;
— умение находить нестандартные решения творческих задач. Что же считается основным в обучении творчеству?
Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.
Говоря о формировании музыкальных способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, мы тем самым будем способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности.

1.2.Условия формирования детского музыкального творчества

Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на первом месте стоит развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. Личности готовой адаптироваться в социуме.
Развивая творческие способности детей мы развиваем, индивидуальные способности каждого ребенка.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание. Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.
Детское творчество – это форма активности, в процессе которой ребенок видоизменяет окружающий его мир и создает нечто новое для других и себя. Работу по формированию творческих способностей необходимо вести в системе. При построении системы работы по формированию творческих способностей детей следует учитывать синтетическую природу детского музыкального творчества и этапы его развития.
Цель: Развитие личности дошкольника в совокупности интегративных качеств средствами разных видов искусств, которые выражаются в художественно – эстетическом отношении к окружающему, в потребности проявлять себя в творческой деятельности и в способах творческой самореализации воспитанников.
Задачи:
Развивающие:
• Развитие психических процессов: наблюдательности, образной памяти творческого воображения, креативного мышления;
• Развитие эстетического сознания, предполагающее творческое отношение к миру, проявляющееся у воспитанника в позиции созидателя, а также осознание элементарных законов художественно-творческой деятельности;
• Развитие эмоциональных, творческих, музыкально – эстетических качеств личности ребенка, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные:
• Формирование музыкального вкуса, эстетического осознания шедевров мировой классики;
• Воспитание интереса к разным видам музыкального творчества.
Обучающие:
Обучение приемам творческой деятельности;
Формирование знаний о средствах художественной выразительности;
Формирование знаний о видах музыкально – творческой деятельности и специфических для каждого из них изобразительных средствах.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
• восприятие:
- восприятие музыки, специально созданной для слушания;
- восприятие музыки в связи с ее исполнением;
- музыкально-дидактические игры.
• исполнительство:
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах.
• творчество:
- песенное творчество;
- музыкально-игровое и танцевальное творчество;
- импровизация на детских музыкальных инструментах;
• музыкально-образовательная деятельность:
- знания общего характера;
- специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.
Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.
Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При формировании мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.

2.Опыт работы по развитию творческих способностей

При разработке перспективного плана и подборе репертуара я учитываю синтетическую природу музыкального творчества. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности - пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, поэтому включаю творческие задания в каждый из них. Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, утренников, свободной деятельности, я заметила, что задания, где требуется импровизация, творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у детей затруднения. Дети начинают стесняться, большинство из них копирует педагога и друг друга.
В связи с этим возникла необходимость построения системы работы, направленной на углубленное развитие творческих способностей детей.
В основе любой системы работы лежит диагностика. Полученные данные помогают правильно спланировать работу по формированию творческих способностей детей, подобрать репертуар, соответствующий уровню развития группы.
Детское музыкальное творчество предполагает наличие у детей музыкальных способностей, знаний и умений, которые они получают на музыкальных занятиях. Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей. Освоение программных умений дает возможность ребенку свободно, уверенно действовать не только при исполнении музыкальной игры, пляски, песни, но и при выполнении творческих заданий. С другой стороны, творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает им более успешно усваивать навыки и умения. Работу по развитию творческих способностей детей осуществляю в соответствии с этапами развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового – измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни (Н.А.Ветлугина, А.И. Ходькова и другие).
Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной деятельностью детей. Для этого в уголках групп я рекомендую дидактические игры, способствующие этому, так же рекомендую набор музыкальных инструментов соответствующий данному возрасту.
В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие работающих с детьми педагогов воспитателя и музыкального руководителя.
Для развития творческой деятельности детей использую наглядные пособия, атрибуты и оборудование. Посильную помощь в этом мне оказывают родители. Такие поручения приближают их к жизни дошкольного учреждения, способствуют возникновению преемственности в работе и достижения высоких результатов музыкального и творческого развития детей.
В своей работе использую приемы, которые способствуют развитию детского творчества.
Восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах деятельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних действий, способствует музыкальному и творческому развитию детей. Для того, чтобы детское творчество могло успешно развиваться, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять яркие их них, они используют опыт восприятия музыки в творческих импровизациях. Например, мы слушаем марш, проводим элементарный анализ музыки, после чего предлагаю ребенку подвигаться в ритме марша, тут же можно попросить детей подобрать инструменты соответствующие данной музыке и сочинить свой марш, исполнив его на выбранном музыкальном инструменте. В разделе пение предлагаю ребенку сочинить свой марш на слог тра-та-та. В конце занятия можно предложить детям поиграть в игру «Горнист и четыре отряда».
В песенном творчестве дети вначале импровизируют простейшие звукоподражания, интонации («баю-бай», «ку-ку», а-у!»), связанные с различными жизненными образами, а так же попевки на имена детей. Это лишь первая ориентировка в творчестве.
Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, использую специально написанные песни образцы. В них поется о каком – либо жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т.д. Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по – своему. Например, в песне-образце «Пароход гудит» гудок пароходы выражен определенной интонацией, можно придумать гудок с другим ритмическим рисунком, с другой интонацией. После объяснения вторично играю фортепианное вступление, затем пою песню без фортепианного сопровождения, и предлагаею ребенку закончить песню по-своему, импровизируя гудок парохода. После детского исполнения проигрываю последние такты песни, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность.
Задания:
• петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.);
• петь свои имена на двух-трех звуках, передавая разнообразные интонации;
• импровизировать мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», другой ребенок придумывает свой мотив (дети соревнуются, кто больше придумает попевок);
• «Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова. Подражать ритмическому звучанию гудка парохода на гласную «у-у».
• «Играй, сверчок», муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского – закончить песню, придумать свою мелодию на слоги «ля-ля», как бы подражая игре на скрипке.
Позднее задания усложняются и приобретают форму «музыкальных разговоров» - дети импровизируют ответ на музыкальный вопрос педагога.
При объяснении задания детям напоминаю, что в разговоре людей один спрашивает, а другой – отвечает, например: «Куда ты идешь? – «Домой!» в песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. После этого исполняется песня и обращается внимание, какой был музыкальный ответ, и на то, что каждый раз можно петь по-разному. Затем применяется та же методика, что и в предыдущих заданиях: исполняется вступление, поется мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребенок импровизирует ответ, и далее проигрывается фортепианное заключение.
Так же в начале занятия здороваюсь с детьми пропевая: «Здравствуйте дети», дети отвечают так же пропевая: «Здравствуйте», так же предлагаю спеть громко, либо тихо, радостно или грустно, когда дети уже знают эти приемы, можно просто поинтересоваться: «А как бы вы хотели поздороваться?» дети соответственно отвечают.
Задания:
• «Зайка, зайка, где бывал?» муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова «На лужайке танцевал».
• «Что ты хочешь, кошечка?» муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой. Импровизировать мелодию на слова ответов в 1,2,3,4 куплетах…
Затем, предлагаю детям сочинить контрастные по характеру мелодии на литературный текст. Объясняю, что музыка может выражать различные настроения. Исполняю в качестве иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например: веселую песенку, грустную песенку. Затем предлагаю по их желанию и выбору сочинить и спеть веселую песню на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора».
Методика сочинения видоизменяется, так как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано.
Вначале привлекаю внимание детей к характеру музыки и литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий.
Затем предлагаю музыкальную загадку – узнать только по фортепианному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например, грустный рассказ об осени и радостный - о весне. Таким образом, дети сами по характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или иному литературному тексту.
После этого пою и играю повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Играю лишь вступление, как бы настраивая ребенка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем проигрываю музыкальное заключение, этим ребенок утверждается в настроении образца и ладотональности.
Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен. Позднее – из трех, сочиняя колыбельную, плясовую и марш.
Для этих заданий можно использовать короткие, образные произведения, со словами удобными для вокализации.
Задания:
• «Веселая песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова;
• «Грустная песенка», муз. В. Агафонникова, сл. А. Гангова;
• «Весной», муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой;
• «Осенью», муз. Г. Зингера, сл. А Шибицкой;
• «Колыбельная», муз. В. Агафонникова, сл. А. Шибицкой;
• «Плясовая», муз. Т. Ломовой, сл. А. Шибцкой;
• «Марш», муз. В. Агафонникова. Сл. А. Шибицкой.
Музыкальные игры, пляски, хороводы, инсценировки также побуждают детей к творческому самовыражению.
На музыкальных занятиях даю детям творческие задания с постепенным усложнением.
Сначала у детей формируются способы передачи однотипных, однородных характерных движений отдельных персонажей.
Задания:
• «Маленький беленький», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ легко прыгающего зайца);
• «Вся мохнатенькая», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ мягко двигающейся кошки);
• «Не ездок, а со шпорами», муз. В. Агафонникова, слова народные (образ бойкого петуха).
Затем у детей формируются способы передачи действий отдельных персонажей в определенном развитии.
Задания:
• «Земелюшка – чернозем», русская народная песня, обр. Е. Тиличеевой. Инсценировка песни: дети рвут цветы, плетут венки и т.д.;
• «Ворон», русская народная прибаутка, обр. Е. Тиличеевой. Ворон играет на трубе, показывает свои красные сапожки;
• «На горе-то калина», русская народная песня, обр. Ю. Чичикова. Инсценировка песни: дети ломают калину, плетут венки …
• «Белочка», «Кузнечик» А,Буренина «Ритмическая мозаика»
Далее у детей формируются способы выражения отношений между персонажами в музыкальной игре.
Задания:
• «Вышел зайчик погулять», муз. Е. Тиличеевой, слов детской народной прибаутки. Необходимо передать образ беззаботного зайчика, стремительного появления охотника, бегство зайчика;
• «Летчики, следите за погодой!», муз. М. Раухвергера. Передать коллективный полет летчиков, их приземление…
• «Девочка и кошка» А.Буренина «Ритмическая мозаика»
И, наконец, у детей формируются способы творческих действий, направленных на самостоятельное построение ими композиции игры, композиции ее эпизодов, развитие музыкально-игровых образов. Творческие задания этой серии требуют от детей коллективных усилий, совместных действий. Нужна также предварительная договоренность: они обсуждают, распределяют роли, думают об обстановке игры и ее последовательности. Все это дети делают самостоятельно.
Вначале рассказываю содержание сказки, рассказа и исполняю музыкальное произведение, иллюстрирующее их отдельные эпизоды. Иногда некоторые из этих эпизодов (например, действия какого-либо персонажа) бывают сложны для детей, тогда необходимо заранее предложить им небольшие творческие задания типа этюдов, требующих от детей выполнения данных характерных движений, но под другую музыку. У ребенка, таким образом, уже будет опыт в выразительной передаче действий именно этого персонажа. Можно также сразу после прослушивания инсценировать игру. Встретившись с затруднениями, обсудить, как можно передать музыкально-игровой образ того или иного персонажа. Дети предлагают различные варианты исполнения творческого задания.
Сочинение детьми композиции игры по времени проходит различно. Иногда несколько занятий подряд дети творчески воссоздают образы данной игры в разных вариантах. При этом следует останавливать внимание детей на особенностях отдельных эпизодов, на возможных вариантах их последовательности и на тех изменениях, которые происходят в характере исполнения движений отдельных персонажей.
Задания:
• «На мосточке», музыка А. Филиппенко, сл. Г. Бойко, пер. с укр. М. Ивенсен. Дети распределяют роли и намечают план действий: первый эпизод – встреча волка и детей; второй – борьба козлика и волка; третий – общая радость детей и козлика;
• «Жили у бабуси», украинская народная песня, обр. Н. Метлова. Распределение ролей – бабуси, белого и серого гуся, инсценировка их действий…
Для развития детского творчества используются также пляски – импровизации. Развитие способности детей к импровизации происходит и в таком виде деятельности как игра на детских музыкальных инструментах. Новикова Г.П. в книге «Музыкальное воспитание дошкольников» выделяет три момента развития импровизации на детских музыкальных инструментах.
Первый носит ориентированный характер.
Начиная со средней группы, детям дается установка на другой вид деятельности: использовать образец не для точного копирования, а для выполнения творческого задания. Например, можно принести в группу игрушку (например, петушка), обыграть ее и сказать: «посмотрите, какой красивый петушок, а как он замечательно поет!» Затем спеть и сыграть на металлофоне и предложить детям самим поиграть. Как правило, дети с большим удовольствием исполняют мелодию. Постепенно задания усложняются. Например, один ребенок задает вопросы, другой отвечает исполнением мелодии.
Второй момент – побуждение детей действовать самостоятельно.
Для развития творческой деятельности в игре на инструментах в старшей группе я использую яркие иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры. Например, дети слушают загадку или стихотворение, отгадывают про кого они. Затем рассматривают иллюстрацию или игрушку. Мальчикам нравится больше мишка, они импровизируют марш, колыбельную, плясовую для мишки: один играет марш на барабане, другой – на бубне, третий – на металлофоне, некоторые маршируют с мишкой в руках. Затем музыка меняется на плясовую – мишка «начинает плясать». Если мишка «устал», играют колыбельную, дети подпевают «баю – баю», укачивая мишку, другие в это время играют на металлофоне. Девочки же чаще любят «Вальс» Е. Тиличеевой и чаще всего играют его на металлофоне, напевая на слог «ля»; некоторые дети при этом танцуют с куклами. Для развития интереса к импровизации на музыкальных инструментах можно использовать игру «к нам гости пришли», изменив ее содержание. Можно предложить детям определить, кто к ним сейчас придет, и исполнить русскую народную мелодию «Заинька» в обработке Н.А. Римского-Корсакова. Если дети называют ее правильно, взрослый приносит другую игрушку и дети исполняют соответствующую ей музыку. Дети, особенно мальчики, любят играть на ложках, бубнах, барабанах, изображая, как скачет лошадка.
Третий этап – побуждать детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений.
Необходимо вызвать у детей старшего дошкольного возраста желание импровизировать на детских музыкальных инструментах.
Очень действенным методом в развитии творческих способностей детей является элементарное музицирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать с ребенком.
Можно предложить детям следующие творческие задания:
• озвучивание стихотворений, сказок;
• озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;
• сочинение собственных рассказов и озвучивание их;
• сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);
• придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д.
Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д.
Работая в тесном контакте с педагогами, нередко использую драматизации по сказкам А.С. Пушкина, К.Чуковского.

2.1.Результативность работы по развитию творческих способностей

Проводя не первый год, диагностические исследования музыкально творческих способностей детей, могу сделать вывод, что за последние два года, уровень развития детей в этом направлении значительно вырос, дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Считаю, что это заслуга всего педагогического коллектива, так как программа ДОУ соответственно ФГОС направлена на развитие творческой, разносторонне развитой личности. Необходимо продолжать вести работу в системе, для достижения желаемого результата учитывая индивидуальные особенности детей.
Для этого мною разработан перспективный план, в котором творческому развитию детей уделено много внимания.
Как уже отмечалось во всех видах музыкальной деятельности, таких как пение, слушание, игра на инструментах, ритмические движения, дети могут проявить свои творческие способности, лучше, хуже, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но наша задача помочь ребенку раскрыться, не нарушая его индивидуальности.

Заключение

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.
Дошкольный возраст — период, который обуславливает особую легкость обучения таким видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка. Организм ребенка в этот период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки детей, игру которых отличает «вера и правда», необходимо развивать.
"Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему."
Джанни Родари

Используемая литература

1. (Зацепина М. Реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду»// журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007).
2. (О.П. Радынова и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000)
3.(Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л. Взаимосвязь обучения и развития музыкального творчества. // Художественное творчество в детском саду. - М.: Просвещение.)
4.(Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Шуя, 1993)
5. 30. www.den-za-dnem.ru/files-00003/Kotova.doc
6. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998
7. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;
8. Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
9. Богат В., Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
10. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
11. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси-холо¬гии. - 1990 №4. стр. 5-9.
12.. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981
13. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 92стр.
14.Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспита¬ние. - 1967 №12. стр. 73-75.
15.Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.
16.Кудрявцев В., Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг¬ностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
17.Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
18.Лук А.Н., Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
19.Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982
20.Халабузарь П., Методика музыкального воспитания – М., 1989

Ключевых слов нет...
Всего комментариев: 3
avatar
3 лара08 • 10:09, 27.09.2015
прекрасная статья. Почерпнула для себя много интересного.
avatar
2 kalinka • 17:52, 26.09.2015
очень замечательная статья..у меня план по самообразованию на эту тему..работаю..стараюсь придерживаться своему плану..хотя не всегда удается...
avatar
1 Elen@ • 15:44, 16.01.2015
Спасибо за интересную статью! К сожалению, не многие музыкальные руководители так целенаправленно занимаются развитием творчества у детей, а ведь это так важно. С удовольствием возьму на вооружение некоторые приемы и формы Вашей работы с детьми.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
Shirobokova76