Конспект доминантного музыкального занятия по восприятию музыки для детей подготовительной к школе группы.
Автор - Галина Валерьевна Агапова, музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад №255» комбинированного вида,
г. Новокузнецк Кемеровской области.
Цель занятия: Приобщение детей подготовительной к школе группы к восприятию классической музыки, развитию способности выражать её характер с помощью исполнительских и творческих умений.
Задачи: Познакомить детей с творчеством великих композиторов М.П.Мусорского, П. И. Чайковского. Э. Грига; Закреплять представления детей о жанре вальса, передавать характер вальса в движении; Продолжать учить петь спокойно, без надрыва, с солистами и в ансамбле, правильно дыша; Развивать интерес и желание слушать классическую музыку композиторов разных эпох; Развивать творческое воображение детей (образные высказывания о музыке); Развивать чувство ритма, используя ритмические палочки и разнообразные способы игры на них; Расширять и активизировать лексический словарь; Вызывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости; Доставить детям радость и эстетическое наслаждение от «Экскурсии».
Музыкальный материал: 1. «Прогулка» («Картинки с выставки») М.П. Мусорский; 2. «Танец дружбы» нем. нар. игра ; 3. «Баба Яга» («Картинки с выставки») Мусорский; 4. «Вальс» (балет «Спящая красавица») П.И.Чайковский; 5. «Гном» (сюита «Пер Гюнт») Э. Григ; 6. Попевка «Гном»; 7. Игра «Ищи» 8. Песня «Мама - добрая волшебница»;
Оборудование: Картины (Баба Яга, Золушка и принц, Гномы), портреты композиторов (Мусорский, Чайковский, Григ),конверт с билетами на каждого ребёнка, колпачок, палочки на каждого ребёнка, воспитателя и музыкального руководителя, диск в подарок, запись песни «В гостях у сказки», шум скрипучей двери.
Ход занятия
В зале висят сюжетные картины, картины композиторов, только они перевёрнуты. Стоят стульчики полукругом, в стороне лежит письмо. За ширмой магнитофон и человек.
Дети парами входят в зал под музыку Мусорского «Картинки с выставки» (Прогулка).
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть. На нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. А мы начнём наше занятие с музыкального приветствия. Повернулись друг другу, посмотрели в глаза, улыбнулись.
Музыкальное приветствие «ТАНЕЦ ДРУЖБЫ» (немецкая народная игра)
Включается за ширмой песня «В гостях у сказки».
Муз. руководитель: Ой, что это, ребята? Вы что-нибудь видите?
Находят конверт. Муз. руководитель: Прочитаем?
Открывает, достаёт билеты. Раздаёт их детям.
Муз. руководитель: Это письмо прислала организатор выставки. Нас, ребята приглашают на экскурсию, но необычную, а музыкальную и сказочную. Вы хотите там побывать, ребята? (да). Воспитатель: Но как же мы туда попадём? Муз.руководитель: Да очень просто! Нужно нарисовать дверь и войти в неё. Но рисовать мы её будем голосом. Я буду рисовать в воздухе, а вы помогайте мне голосом. Чем выше будет подниматься моя рука, выше будет ваш голос, а если рука будет опускаться вниз, то и голос ваш будет ниже. Будьте очень внимательны.
Упражнение «Рисуем голосом картинки» .
Воспитатель: Дверь то нарисовали, а она всё равно не открывается.
Воспитатель: Ну, вот дверь и открылась. Заходите по одному.
Муз. руководитель одевает очки без линз. Муз. руководитель: Здравствуйте, дорогие посетители нашей выставки. Проходите. Присаживайтесь. К сожалению, я не могу показать вам мою коллекцию картин, т.к. случилась неприятность. Кто-то в галерее решил пошалить и заколдовал все картины. Теперь мы их может только слушать, не можем их видеть. Воспитатель: Ничего, я думаю, ребята, послушав музыку, сразу догадаются, чьи это проделки. Муз. руководитель: Тогда слушайте внимательно и постарайтесь определить настроение, выраженное в этой музыке.
Мусорский «Картинки с выставки» (Избушка на курьих ножках. Баба Яга) исполнение на фо-но.
Муз.руководитель: Ребята, какое настроение вы услышали? (музыка тревожная, злая, сердитая)
Да ребята, вы правы эта музыка быстрая, громкая, колючая, острая, таинственная, не добрая. (Проигрываются фрагменты). Так кого же нарисовала эта музыка?
Загадка о Бабе Яге: Бабушка в лесу травы - зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога. Эту Бабу звать ...
Муз .руководитель: Догадались? Ну конечно это Баба Яга. Это она заколдовала все картины. Но колдовство начинает медленно, но верно исчезать. Подойди, пожалуйста, -------, и открой первую картину.
Воспитанник подходит к зеркалу и переворачивает первую иллюстрацию. (Баба Яга).
Муз. рук.: Ребята, попробуем расколдовать следующую картину? Внимательно послушайте и, скажите, на каком торжестве может звучать эта музыка?
Звучит музыка П.Чайковского из балета «Спящая красавица» (Вальс). (аудиозапись).
Муз. руководитель: Как вы думаете, на каком сказочном торжестве могла бы звучать эта музыка? (На балу). А как движется мелодия в музыкальном произведении? (Плавно, певуче, кружась, качаясь). Как вы думаете, что делали на балу под эту музыку? (Танцевали). Какой танец звучит? (Вальс). Правильно, это вальс принца и принцессы из сказки «Спящая красавица». Ну вот мы расколдовали ещё одну сказочную картину.
Пожалуйста, Никита, подойди и переверни вторую картину.
Воспитанник переворачивает иллюстрацию. Муз. руководитель : А вы, ребята, хотели бы превратиться в принцесс и принцев и оказаться на том балу? Мальчики приглашайте девочек на сказочный вальс.
Импровизация в парах (Чайковский балет «Спящая красавица» («Вальс»).
Воспитатель: Пока мы все танцевали, я нашла вот, чей-то колпачок? Как вы думаете, чей же он? (Гномика).
Муз. руководитель: А и это проказы Бабы Яги. Ребята, а кто же такие гномы? (Это маленькие волшебные человечки, которые под землёй добывали драгоценные камни). Вы правы, они дружно трудятся день и ночь, но когда у них выдаётся свободная минутка, они очень любят веселиться и играть на различных музыкальных инструментах. Посмотрите, у меня есть палочки, сейчас мы с вами попробуем на них поиграть, как бы это сделали гномики.
Ритмическая игра с палочками. Григ «Гном» (сюита «Пер Гюнт») (аудиозапись)
Все садятся на ковёр по кругу.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, что изображено на следующей картине? (Гном) мы можем её открыть? Муз. рук.: Ничего не понимаю. Наверное, этого мало. А может быть мы споём про гнома?
Попевка «Гном» (терция)
Мы построим дом, дом, Будем жить мы в нём, нём. Самый добрый гном, гном, Бережёт наш дом, дом. Мальчики спрашивают, девочки отвечают. Солисты спрашивают, дети отвечают.
Воспитатель: А ведь гномы ещё любят поиграть. Ребята, поиграем в весёлую игру, «Ищи»?
Игра «Ищи»
Муз. руководитель: Вот и сняты все заклятья. -----, пожалуйста, переверни последнюю картину.
Воспитанница переворачивает.
Муз .руководитель: Ну вот и подошла к концу наша экскурсия по музыкально-сказочной галерее. Но я вам не открыла самый главный секрет, кто же создал все эти чудесные произведения, слушая которые не надо ни слов, ни картин, они с помощью музыкальных инструментов рисуют красочные картины в нашем воображении. Катя, пожалуйста, переверни портреты, которые висят на центральной стене.
Открывает портреты М. П. Мусорского, П. И. Чайковского, Э. Грига.
Муз. руководитель: Ребята, а кто назовёт этих композиторов? (индивидуальный опрос)
(Дети выполняют задание) Правильно, на этих портретах изображены композиторы: М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, Э. Григ. Ну вот и подошла к концу наша сказочно-музыкальная выставка. Вы, ребята, поняли, что не только красками можно нарисовать сказки, но и при помощи музыки. А вам дома, кто читает сказки? (мама) Муз. руководитель: Ребята, а может споём про мамочек добрую, ласковую песню?
Песня «Мама - добрая волшебница» сл. и муз. С. Юдиной
Воспитатель: Ребята, вам понравилась экскурсия по галерее?
Муз. руководитель: А что бы дольше вы о ней помнили, я приготовила вам подарок на память о сегодняшней экскурсии.
Музыкальный руководитель дарит детям диск с произведениеми, прослушанными на занятии.
Галина Валерьевна, мне очень понравился Ваш конспект. Многими музыкантами в наше время незаслуженно отодвинут на второстепенный план раздел "Слушание". Порой, произведение просто предлагается для прослушивания детям без всякой мотивации. А ребятишкам при этом становится просто СКУЧНО! Ваш конспект доказывает, что слушать и слышать музыкальные произведения ОЧЕНЬ интересно!!! Спасибо Вам, и удачи!
Ой,как здорово!Все прекрасно понимают,что с нашей загруженностью,часто просто не хватает времени для проведения такого рода занятий.Галина Валерьевна,я читала Ваш конспект,а перед глазами проходило всё действо.Конспект очень насыщенный,подобран интересный музыкальный материал.Я обязательно воспользуюсь Вашей работой и проведу такое занятие со своими ребятами.А Вам желаю дальнейших творческих успехов и удачи в конкурсе.
Галина Валерьевна, c большим интересом прочитала конспект вашего замечательного занятия.Мне понравилась мотивация,дети убеждена с желанием слушали классические музыкальные произведения.Благодарю вас за то что после прочтения вашего конспекта, у меня самой возникли много идей, которые думаю обязательно воплощу в ближайшее время. Желаю вам удачи на конкурсе и дальнейших творческих успехов.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]