Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
в соответствии с ФГТ
Образовательная область «Музыка».
Автор - Елена Михайловна Костенникова,
музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 9 «Рябинушка», города Губкина Белгородской области
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей.
Задачи: 1. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям. Закреплять умение различать жанры музыкальных произведений. 2. Развивать тембровый и ладовый слух: учить различать мажор и минор, тембр детских музыкальных инструментов. 3. Учить детей сочинять простейшие попевки контрастного характера на заданный текст. Развивать умение воспроизводить ритмический рисунок по картинкам (лев, крокодил, белочка, ежик, поросенок). 4. Развивать у детей фантазию при изображении различных фигур, побуждать детей к поискам выразительных движений. 5. Формировать навыки и умения в исполнении музыкальных произведений оркестром. Воспитывать у детей чувство товарищества. Интеграция с другими образовательными областями: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Оборудование: ширма, детские музыкальные инструменты, картинки к музыкально-дидактическим играм, театральные куклы (Петрушка, Мажор, Минор, колдунья Барбазола, веселые человечки), декорации на ширме( город Музыкальных инструментов, дерево города Гармонии , серый город Воздушных шариков, разноцветный город Воздушных шариков), воздушный шарик, внутри которого помещены трубочки с ритмическими загадками, игрушечный ежик, разноцветные воздушные шары.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Дети входят в зал, музыкальный руководитель приветствует их.
Муз. руководитель: Ребята, вы когда-нибудь слышали о городе, точнее о городке Воздушных шариков? В этом городке живут очень добрые, веселые и смешные человечки. Вот сегодня я получила от них письмо. Послушайте, что они пишут: « Спасите! Помогите! Нас заколдовала злая волшебница Барбазола. Мы теперь целыми днями только и делаем, что грустим и плачем. Наш город стал хмурым и серым, вы не встретите в нем больше ни одной улыбки, ни одного веселого лица и шарики у нас совсем потеряли цвет. Скорее помогите нам!»
- Ну что, ребята, поможем веселым человечкам? Дети: (отвечают). Муз. руководитель: А вы не боитесь колдуньи Барбазолы? У вас у всех хорошее настроение? Дети: Да! Муз. руководитель: Ну, тогда в путь! Только вот, что, ребята, у меня здесь есть несколько картинок и мелодии к ним, помогите мне, пожалуйста, разобраться, какая мелодия подходит к какой картинке, и каков её жанр. А потом мы выберем нужную мелодию для нашего путешествия.
Музыкально-дидактическая игра «Определи жанр произведения»
(звучат произведения из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Вальс», «Марш деревянных солдатиков», «Полька» и фонограмма песни «Мир похож на цветной луг»).
Муз. руководитель: Как вы думаете, какая музыка поможет нам в пути?
Дети: Песня! Муз. руководитель: Верно, дети! Лучше всего путешествовать с веселой, доброй песней. А теперь вперед, на выручку, в городок Воздушных шариков.
Дети поют первый куплет песни «Мир похож на цветной луг» и идут по залу.
В стороне стоит ширма, после первого куплета на ширме появляется декорация «Города музыкальных инструментов»
Муз. руководитель: Ребята, посмотрите мы подошли к какому-то интересному городу. Какие необычные дома в этом городе. Как вы думаете, кто может жить в нем? (ответы детей) Да, судя по дому, это Город музыкальных инструментов. (за ширмой слышится шум и грохот) Петрушка: Ой-ой-ой! Муз. руководитель: Кто это кричит? Петрушка: Это я, Петрушка! Муз. руководитель: Да где же ты? Петрушка: Здесь я, здесь! Никак не могу вылезти, на меня инструменты упали. Муз. руководитель: А какие инструменты! Петрушка: Музыкальные! Только я не знаю, как они называются. Муз. руководитель: Петрушка, давай их сюда тебе ребята помогут! (обращаясь к детям) Поможем, ребята? Дети: Да! Муз. руководитель: (обращаясь к Петрушке) Ну, а теперь давай руку и выбирайся! (появляется Петрушка). Петрушка: Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, помогите мне выучить название музыкальных инструментов. (отдает две корзинки с одинаковым набором детских музыкальных инструментов) Муз. руководитель: (к детям) Давайте поиграем в музыкально-дидактическую игру!
Музыкально-дидактичсекая игра «Угадай, на чем играю?»
Петрушка: Хорошо вы инструменты угадываете. Молодцы! Я тоже постарался запомнить их названия.
Муз. руководитель: Петрушка, наши ребята знают названия не только детских музыкальных инструментов. Ребята, давайте с вами вспомним, какие еще существуют музыкальные инструменты. (Дети называют различные музыкальные инструменты.) Петрушка: Спасибо вам, ребята, за помощь! Муз. руководитель: Петрушка, ты слышал, что городок Воздушных шариков, заколдовала злая Барбазола. И мы спешим на выручку к жителям этого городка, не подскажешь ли путь? Петрушка: Да, я слышал об этом несчастье. Дорога лежит через город гармонии. В нем живут синьор Мажор и синьор Минор. (загадочно) Только вот что… Муз. руководитель: Что же Петрушка? Петрушка: Чтобы добраться до города гармонии нужно уметь танцевать. Вы умеете? Дети: Конечно! Петрушка: Тогда, отлично, доберетесь быстро. Муз. руководитель: Спасибо, Петрушка, за помощь, до свидания! Петрушка: Счастливого пути! Муз. руководитель: Ну что, ребята, будем танцевать? (ответ детей)
Танец «Блюз».
( Пока дети танцуют, меняется декорация на ширме, дерево с листьями, растущими с одной стороны вверх, с другой вниз.)
Муз. руководитель: Смотрите, ребята, по-моему, мы с вами уже возле города Гармонии.
(На ширме появляются Синьор Мажор и Синьор Минор). Синьор Мажор: Друзья, представиться спешу, Знакомству очень рад! Меня зовут Синьор Мажор Я лучший друг ребят. С собой всегда я приношу Улыбку, шутку, смех. И если дружен ты со мной То ждет тебя успех! Синьор Минор: А я зовусь Синьор Минор, И вот что вам скажу: Со смехом мне не по пути, Я грустью дорожу. Люблю, вздыхая, слезы лить И предлагаю вам: Давайте вместе погрустим О чем – не знаю сам! Муз. руководитель: Ребята, давайте поздороваемся с Синьором Мажором и Синьором Минором, но так, чтобы не обидеть, ни одного, ни другого.
Дети поют слово «Здравствуйте» на мажорный и минорный лад.
Синьор Мажор: Какие воспитанные дети! Синьор Минор: Какие культурные дети! А вы песни петь любите, спойте нам!
Песня «Музыка» муз. О.Романовой
Синьор Мажор: Отлично, молодцы!
Синьор Минор: А сочинять песенки вы умеете? Муз. руководитель: Мы попробуем. А какую бы вы хотели услышать песню? Синьор Минор: Мне бы что-нибудь печальное. Ну, вот например: Мелкий дождь идет с утра Загрустила детвора.
Педагог играет трезвучия минорного лада; по желанию дети сочиняют мелодии.
Муз. руководитель: - Вы довольны, Синьор Минор? Синьор Минор: Ах, молодцы! Ах, уважили Синьора Минора. Синьор Мажор : А мне сочините что-нибудь светлое, радостное. Например: -Солнце ярко светит- Весело всем детям!
Педагог играет мажорные аккорды; по желанию дети сочиняют мелодии.
Синьор Мажор: Спасибо, ребята! А куда вы путь держите?
Дети: Мы идем в городок Воздушных шариков, а жителей его заколдовала злая колдунья Барбазола. Синьор Минор: До чего же противная старуха! На что я люблю грусть и печаль, и то не выношу её колдовства. Муз. руководитель: Не подскажите ли вы, уважаемые синьоры, как нам добраться до города Воздушных шариков? Синьор Минор: Нужно идти под музыку осторожно, на цыпочках. Как только музыка остановится, нужно замереть, приняв любую позу, так чтобы вас нельзя было узнать. Тогда Барбазола вас не заметит, и вы подойдете к городу. Синьор Мажор: Так пусть всегда, Так пусть везде Улыбка красит лица! Синьор Минор: Улыбка с грустью пополам, Вам то же пригодится. Синьор Мажор: Больше улыбайтесь! Это вам поможет победить Барбазолу. Синьор Минор: Счастливого пути.
Игра «Придумай фигуру» муз. Е.Тиличеевой
(На ширме появляется серый город, звучит тревожная музыка колдуньи Барбазолы.)
Барбазола: Кто вы такие? Зачем сюда пожаловали? И как это я вас просмотрела? Муз. руководитель: Уважаемая колдунья Барбвзола, мы с ребятами проделали очень большой путь, мы пришли сюда по просьбе веселых человечков. Мы все тебя очень просим: пожалуйста, расколдуй их город! Барбазола: Ну что же, раз вы такие отважные, что не побоялись мне на глаза показаться, я вас испытаю. Вот вам трудное задание: я заколдовала все весёлые песни, которые пели человечки, и спрятала их. Вам нужно найти кое-что прозрачное и воздушное, воспользоваться кое-чем острым, достать все то, что там находится и отгадать, какие я любимые песни человечков спрятала. Даю вам время на выполнение этого задания – пока звучит музыка.
Звучит любая подвижная музыка
Муз .руководитель: Ребята, давайте скорее искать – что же это такое «прозрачное» и «воздушное»?
(дети находят шарик) Муз. руководитель: В шарике что-то лежит. Что же она дальше сказала? Воспользоваться кое-чем острым! У кого есть что-то острое? (Дети обращают внимание на ёжика с иголками) Муз. руководитель: Молодцы, ребята, находчивые. Скорее проткните шар! (протыкают шар, из него высыпаются 3 рулона, в них ритмические загадки) Муз. руководитель : Ребята, давайте, поспешим, отгадать эти загадки, что нужно сделать? Дети: Нужно прохлопать ритм. Муз. руководитель: Время летит быстро, давайте дружнее.
Игра «Узнай песенку»
(Дети прохлопывают ритмические загадки и называют песенки.)
Барбазола: Ну что, справились! Отвечайте, какие песни я спрятала?
(Дети отвечают) Барбазола: Не верю своим ушам! Вы справились с этим труднейшим заданием! Все равно не уступлю! Муз. руководитель: Барбазола, так не честно! Мы выполнили твои условия, сними свое колдовство, с города Воздушных шариков! Барбазола: Ни за что!!! Муз. руководитель: Ребята, давайте попробуем победить её веселой игрой на музыкальных инструментах!
Оркестр «Итальянская полька» С. Рахманинов.
Барбазола: Ой, мне плохо! Перестаньте, замолчите! Ох, я умираю!
(На ширме появляется разноцветный город и сами человечки.) Веселые человечки: Спасибо вам, ребята! У нас опять веселый и счастливый город. И мы хотим вам подарить разноцветные, воздушные шарики.
Дарят детям шарики.
Муз. руководитель: Спасибо, веселые человечки! Нам пора возвращаться домой. До свидания!