1. Слушание произведений об осени: П.И. Чайковский «Осенняя песня»;
А. Вивальди «Осень».
2. Беседы о красоте и разнообразии осенней природы.
3. Разучивание песен « Осенние подарки» муз. и сл. В. Шестаковой; «Ходит осень-несмеяна» муз. и сл. М. Еремеевой; «Грустный дождик» муз. и сл. Л.Куклиной.
4. Разучивание движений танца «Листопад».
5. Разучивание ритмического рисунка в игре на шумовых музыкальных инструментах.
6. Музыкально-дидактическая игра «Зонтик» З.Роот.
Оборудование и материалы:
1. Компьютер, проектор, экран.
2. Музыкальный центр, CD с фонограммами.
3. Осенние листья из картона; детские музыкально-шумовые инструменты на каждого ребенка.
Музыкальный материал:
1. «Марш» С. Бодренков; «Плавный хоровод» Н.Римский-Корсаков, отрывок из оперы «Царская невеста»; «Физкульт-ура!» Ю. Чичикова; «Веселые поскоки» Б. Можжевелова // Музыка и движение/ Сост. С.И. Бекина и др. – Просвещение, 1984.; Муз. и сл. В.Шестаковой «Осенние подарки»; Муз. и сл. Еремеевой «Ходит осень-несмеяна»; Муз. и сл. Л.Куклиной «Грустный дождик»; Муз. А.Филиппенко «Полька».
2. Аудиозапись произведения А. Вивальди «Осень»; танцевальная композиция «Листопад»; З. Роот «Зонтик»
Ход занятия
Слайд №1. Дети входят в зал. Останавливаются около центральной стены.
Музыкальный руководитель (поет по нисходящему мажорному пентахорду). Здравствуйте, ребята!
Дети (поют по мажорному трезвучию в нисходящем движении). Здравствуйте!
Музыкальный руководитель. Что вас привело ко мне?
Дети рассказывают, что осень пригласила их на бал. Показывают приглашение.
Музыкальный руководитель. И у меня есть такое приглашение, и у наших гостей. Давайте поприветствуем их нашей песенкой.
Дети исполняют музыкальное приветствие «Здравствуйте!»
Музыкальный руководитель. Осень пригласила нас на прощальный бал. Ведь наступили ее последние деньки. И сегодня мы вспомним самые яркие ее моменты.
Дети исполняют песню «Осенние подарки» муз. и сл. В.Шестаковой.
Музыкальный руководитель. Пора отправляться в путь. А чтобы узнать куда, отгадайте загадку.
Опустел колхозный сад, паутинки в даль летят.
И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Музыкальный руководитель. Совершенно верно! Мы отправляемся в гости к первому осеннему месяцу. Как называют осень в сентябре? (Ранняя) Какие приметы ранней осени вы знаете? (Дети называют: яркая, пестрая, смена окраски листьев на деревьях) В сентябре мало дождей, поэтому тропинка в лесу сухая, и по ней можно идти и любоваться красотой осеннего леса. Готовы? В путь!
Дети под музыку «Марш» С. Бодренкова и «Веселые поскоки» Б.Можжевелова двигаются «змейкой» по залу, и садятся на стулья.
На экране слайд №2 « Ранняя осень»
Музыкальный руководитель. Посмотрите, какой чудесный пейзаж! Давайте представим, что мы находимся на этой поляне и послушаем произведение об осени.
Звучит «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года»
Музыкальный руководитель. Кто автор произведения? Как оно называется? Какой характер произведения? ( Яркий, торжественный, праздничный, ликующий, радостный, светлый) Что вы представляли, когда слушали музыку? (Деревья, одетые в разноцветные наряды, солнечную погоду и т.д.) Что по вашему общего в пейзаже и музыке А. Вивальди? (Картина и музыка яркие, торжествующие)
Какие еще приметы ранней осени вы знаете? (Собирают урожай овощей и фруктов) Давайте, и мы сварим фруктовый компот.
Дети берут шумовые музыкальные инструменты и исполняют «Польку» А. Филиппенко.
Музыкальный руководитель. Молодцы! Вы были очень внимательны! Вставайте в круг. Нам пора отправляться дальше. А чтобы узнать куда, отгадайте мою следующую загадку.
Королева наша, Осень, у тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой, кто слуга тебе второй? (Октябрь)
Музыкальный руководитель. Нас ждет второй осенний месяц. Как называется осень в октябре? (Глубокая) Какие приметы глубокой осени вы знаете? (Активный листопад, улетают последние перелетные птицы) В лесу очень красиво. Мы будем идти по лесной тропинке, и вдыхать аромат осеннего леса.
Дети под музыку «Марш» С.Бодренкова и «Плавный хоровод» Н.Римского-Корсакова отрывок из оперы «Царская невеста» идут «змейкой» по залу и садятся на стулья.
На экране слайд №3. «Листопад».
Музыкальный руководитель. Посмотрите, как красиво! Что вы чувствуете, когда видите, как опадают листья? (Дети отвечают: нежность, печаль, грусть)
Музыкальный руководитель играет вступление к песне «Осень-несмеяна».
Музыкальный руководитель. Что за музыка звучит? Как вы будете петь эту песню?
На экране слайд №4 .
Дети исполняют песню «Осень-несмеяна» муз. и сл. М. Еремеевой.
Музыкальный руководитель. А чтобы не грустить, давайте и мы устроим настоящий листопад.
Звучит вступление к танцу «Листопад, дети берут листья из-под стульев и встают в три маленьких круга.
Дети исполняют танец «Листопад»
Музыкальный руководитель. Очень красиво у вас получилось! Молодцы! А нам пора в путь!
Поле черно-белым стало: падает то дождь, то снег.
А еще похолодало – льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Музыкальный руководитель. Мы отправляемся в гости к ноябрю. Как называют осень в ноябре? (Поздняя) Какие приметы поздней осени вы знаете? ( Деревья оголились; опавшие листья мокрые, почерневшие; небо мрачное, низкое; все чаще идет дождь со снегом; световой день все короче). Тропинка мокрая. Будьте осторожны и внимательны.
Дети под музыку «Марш» С.Бодренкова и «Физкульт-ура!» Ю. Чичикова идут «змейкой» по залу, и садятся на стулья.
На экране слайд №5 «Поздняя осень».
Музыкальный руководитель. Посмотрите, природа потеряла свои краски, и как бы затихла, замерла. Она ждет не дождется, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи. А что говорят поэты об этом времени года?
Ребенок читает стихотворение А.Пушкина.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
Короче становился день.
Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора.
Музыкальный руководитель. Такое же настроение грусти и печали в песне о грустном дождике. Встаньте около стульев.
На экране слайд №6.
Дети исполняют песню «Грустный дождик» муз. и сл. Л. Куклиной.
Музыкальный руководитель. Как красиво вы пели! А чтобы совсем не загрустить, предлагаю поиграть.
Проводится музыкальная игра «Зонтик».
Звучит фонограмма спокойной музыки. Музыкальный руководитель вместе с детьми, садится на колени в круг.
Музыкальный руководитель. Вот какой разной бывает осень! Сколько тепла и радости она нам дарит! Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты и композиторы о своем настроении, навеянном красотой осени. Вот как чудесно перекликаются произведения поэзии и музыки. А осень прощается с нами до следующего года. И приходит … зима. И наш прощальный бал закончился. До свидания, ребята.
Елена Александровна! Пришлите ссылку на презентацию на электронную почту портала, редакторы ее поместят в приложении к вашей конкурсной работе. С уважением...
Елена Александровна,замечательное занятие. Многие музыкальные руководители на тематических занятиях ипользуют 2-3 вида деятельности У вас же охвачены все виды музыкальной деятельности,широко использовано ИКТ.Небольшая просьба поделиться презентацией, интересно какие иллюстрации именно вы используете как автор. Желаю вам творческих успехов.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]