Прогулка в зимний лес - Тексты - Публикации авторов - Публикации авторов - Музыкальный сад
Образовательный портал

Прогулка в зимний лес

10.10.2013 jkmufvfyeqkjdf Тексты 1682 1 4.5

ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС

Тематическое занятие для старших дошкольников


Автор - Мануйлова Ольга Анатольевна,

музыкальный руководитель МАДОУ "Детский сад № 9",

г. Шебекино Белгородской области. 

 
Цели занятия:
1. Максимально расширить певческий диапазон ребенка. Формировать умение вслушиваться и передавать музыкальные звуки и воспринимать их более тонко и глубоко.
2. Совершенствовать механизм самовыражения ребенка через звук, навыки звукового самоинтонирования, «пропевания» мелодий своей собственной жизни.

Задачи:
1. Привить ребенку интерес ко всякого рода творчеству: музыке, игре на музыкальных инструментах, игре в музыкальный кукольный театр, танцу, речи.
2. Научить воспринимать интонируемые музыкальные мелодии, исполняемые на различных инструментах и певческим голосом, и интонировать их своим собственным голосом.
3. Научить ориентироваться в пространстве (развитие бинуарального слуха), владеть своим телом, особенно руками, пальцами.
4. Дать представление о выразительности звука, высотного и свободного интонирования.
5. Приобрести навыки восприятия музыкально-эстетической стороны музыки.
6. Формировать навыки владения своим голосом, расширить словарный запас и кругозор.
7. Научить воспринимать и воспроизводить ритмически оформленные музыкальные примеры. Познакомить с особенностями музыкального ритма.
8. Устранить нарушение вестибулярного аппарата, ориентации, общую скованность и нервное напряжение детей.

Оборудование:

Музыкальный зал разделен на три зоны.
1. Ритмическая.
Зона оформлена заснеженными деревьями и ёлками, на которых «сидят» снегири.
2. Игральная.
В этой зоне полукругом стоят столы на которых разложены музыкальные инструменты: бубны, треугольники, металлофоны, маракасы, погремушки. На одном из столов стоит плоскостной домик, на двери дома висит замок.
3. Песенная.
Рядом с фортепиано разложен ковер для проведения пения и релаксации.

Дети под веселую музыку вбегают в зал и становятся в круг. 


Музыкальный руководитель: Скажите, ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в музыкальный зал? (ответы детей) Да, надеюсь оно у вас хорошее, а может быть даже веселое. Я хочу вас также поприветствовать и спою вам приветственные слова, а вы попробуйте их повторить.


Музыкальный руководитель поет слово «Здравствуй» или «Доброе утро» с различными музыкальными интонациями, а дети стараются их повторить (хитро, грустно, весело).


Муз. руководитель. А сейчас я возьму в руки металлофон и буду на нем играть музыку, а вы под нее попрыгаете. Если музыка будет медленная, то и прыжки должны быть в медленном темпе, ну а если в быстром… 

 

Дети под звуки металлофона выполняют прыжки, педагог хвалит детей. 


Муз. руководитель. Ребята, а вы готовы пойти со мной на прогулку в сказочный лес? (ответ) Беритесь скорее за руки, держитесь крепко, чтобы никто не потерялся. 


Звучит фонограмма «Зимний лес», дети цепочкой за педагогом идут по залу и подходят к « заснеженным» деревьям, к которым прикреплены фигурки снегирей.

Проводится логоритмическое упражнение на стихотворение Н.Нищевой «Снегири».


Муз. руководитель.

Вот на ветках, посмотри (дети 4 раза хлопают руками по бокам) 

В красных майках снегири (4 наклона головой, « клюют»)
Распустили перышки (потряхивают руками)
Греются на солнышке (4 хлопка по плечам)
Головой вертят (4 поворота головой из стороны в сторону)
Улететь хотят («машут крылышками»)

Давайте оставим птицам корм, а сами отправимся дальше. 

(дети имитируют движение «кормления» рукой)
Что-то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.


Проводится фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова 


Свистели метели (дети делают глиссандо от высокого регистра к

низкому на звук «у»)
Летели снега (глиссандо от высокого регистра к низкому на звук «о»)
Стелила постели большая пурга (глиссандо на звук «и» снизу вверх)
 Муз. руководитель. Сколько сугробов намело! Ой-ой-ой! Ай-ай-ай! Покачаем головой и покажем руками (выполняют). Как же нам пройти? 
Нужно ножки поднимать, высоко шагать.

 

Высоко поднимая ноги и перешагивая воображаемые сугробы, дети переходят в следующую зону. 


Муз. руководитель. А вот какой-то домик затерялся в лесу. Кто же в нем живет? На двери висит огромный замок. Как же нам его открыть? 

 

Проводится пальчиковая игра «Замок» 


Муз. руководитель. А где же хозяин домика? Мы сейчас поиграем в игру и узнаем, кто в нем живет. 


Проводится речевая игра «Гном».

Дети переходят в следующую музыкальную зону и рассаживаются на ковре.


Появляется грустный Гном. (Дидактическое пособие «Гномик» с вращающимся лицом. В одном положении лицо гнома улыбающееся, а если повернуть его на 180* - оно грустное) 


Муз. руководитель. Здравствуй, Гномик, мы с ребятами пришли в лес на прогулку, да набрели на твой домик, а почему ты такой грустный? 

 Гном (воспитатель). Где-то потерялся мой дружок Карлуша, и я никак не могу его найти. 
 Муз. руководитель. Ребята, давайте его позовем. Он нас услышит и придет на наш голос. (Дети зовут Карлушу на слог «Ау!» (ч. 4 вниз)). 


Появляется Карлуша (игрушка или просто «глазки» на руке у музыкального руководителя). 

 Карлуша: Ау! Слышу, слышу, кто-то меня зовет. Здравствуйте ребята, здравствуй мой сосед, Гномик. Я долго гулял по лесу, много слышал, много видел в заснеженном лесу. Я слышал, как стучит дятел, давайте повторим его стук. (Дети поют тук-тук-тук). Еще я видел, как белочки прыгали по веткам и пели песенку. (Дети поют распевку по типу «эхо». Каждую фразу повторяют за музыкальным руководителем). 
 Муз. руководитель. Карлуша, а как зовут твоего соседа Гномика? 
Карлуша: Я не знаю, я называю его просто гномик.
 Муз. руководитель. А мне кажется, у всех должны быть имена. Ребята, давайте придумаем имя гномику. (Ответы детей). 
- Хорошо, пусть будет Кузя. Давайте, пропоем это имя. (Поют).
А Юля споет и прохлопает это имя. ( Выполняет).
А Вика выложит это имя на фланелеграфе короткими или
долгими звуками. (Выкладывает фишками).
 А теперь, три – четыре человека подойдут к фортепиано и вместе, одним пальцем, сыграют и споют имя гномика. 

 Педагог обращает внимание детей на то, что звучало сразу несколько звуков. В музыке такое звучание называется «аккорд».


Педагог играет детям небольшую цепочку из аккордов.


Затем Кузя что - то шепчет на ухо музыкальному руководителю. 

 Муз. руководитель. Мне сейчас Кузя сказал, что он в лесу видел, как лиса обижала зайку, и он очень переживает за него. Не переживай, Кузя. Ребята тебе сейчас спою песню и ты узнаешь, чем закончилась эта история. 


Дети инсценируют песню «Случай в лесу» музыка А. Филиппенко.(Первый куплет поют «цепочкой», второй-с пропущенной строчкой, а оставшиеся – по ролям. По окончании песни у Кузи радостное выражение лица.) 


Муз. руководитель. Посмотрите, ребята и Кузя заулыбался. Он рад, что с зайчишкой ничего не случилось, что он добрался до дома целым и невредимым. Он прижался к своей маме, согрелся и уснул. А мама тихо спела ему песню, а какую, вы мне сейчас скажите. 

 Музыкальный руководитель играет русскую народную песню «Баю, баюшки, баю» на октаву ниже. Дети узнают знакомое произведение и поют его. При повторном исполнении одна часть детей поёт мелодию, 

 а вторая припевает слова «баю-бай». Это готовит детские голоса для пения в два голоса.


Затем педагог предлагает детям лечь на ковер, свернуться в клубочек, подтянуть носик к коленочкам, развернуться, лечь на спину, потянуться и снова сесть и закрыть глазки. Педагог берет в руки колокольчик и переходя из угла в угол, звонит им. Дети рукой показывают направление звона. 

Кузя. Вот спасибо вам, ребята, побывали мы в лесу. А теперь честно
мне скажите, нравится ли вам зима? А что вам нравится зимой?

 (ответы детей).


Дети исполняют хороводную песню «Что вам нравится зимой?» музыка Е. Тиличеевой. По окончанию педагог предлагает поиграть в игру на внимание: на слова «Холодно» все дрожат, трясутся от холода, а затем педагог произносит «Жарко» - дети обмахиваются руками, выдыхая воздух, обдувая себя. Выражение лица должно быть соответствующим. Педагог, ускоряя темп произношения слов, несколько раз подряд говорит «Холодно», дети будут путаться и смеяться. 

 

Муз. руководитель  предлагает и попрощаться «замёрзшим» голосом, с дрожащим подбородком.

Ключевых слов нет...
Всего комментариев: 1
avatar
1 astran13 • 16:54, 04.01.2015
Какое хорошее и полезное занятие, интересные, разнообразные приёмы использованы. Возьму в свою копилку, большое спасибо!!!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 13
Пользователей: 3
ailez, negovora1970, Larisa864