Нетрадиционные праздники и развлечения в ДОУ, как средство эстетического, эмоционального и нравственного развития дошкольников - Тексты - Публикации авторов - Публикации авторов - Музыкальный сад
Образовательный портал

Нетрадиционные праздники и развлечения в ДОУ, как средство эстетического, эмоционального и нравственного развития дошкольников

18.03.2015 Нестеренко Тексты 4190 2 5.0

Обобщение опыта музыкального руководителя по теме.


Автор - Нестеренко Татьяна Александровна, музыкальный руководитель 1 квалификационной категории, МКДОУ "Детский сад № 2, п.Теплоозерск" ЕАО Облученского района.


Содержание:
1. Для чего нужен праздник.
2.Цели и задачи.
3. Структура планирования и проведения праздника.
4. Значение традиционных и нетрадиционных праздников и развлечений в развитии дошкольников.
5.Работа с родителями.
Заключение
Литература.

"От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте" Платон


1. Для чего нужен праздник?
«Праздник! Праздник! – Радостно шумят дети, когда слышат громкую торжественную музыку , или когда их приглашают в красиво убранный зал. «У нас сегодня праздник», - говорим мы в ответ на вопрос о причине нашего торжественного вида или организованного веселья. «Празднично на душе», - улыбаются люди, когда приходит весна, или когда просто хорошее настроение и нет особых забот. Так что же такое праздник? Торжество по случаю какой-либо даты или дань стародавним обычаям; это должен быть не будничный день или им может стать любой день календаря, главное, чтобы праздничным стало настроение? И то, и другое, и третье. Если обратиться к энциклопедической литературе, то выяснится, что понятие «праздник» чрезвычайно многоплановое.
Если говорить о празднике в образовательном учреждении, то, прежде всего, нужно обратить внимание на то, что он является точным слепком и отголоском тех общественных отношений, идеалов, которые существуют на сегодняшний момент в обществе.
Включение череды праздников в образовательный процесс детского сада позволяет сказать о создании системы праздничной культуры в целом.
В старинной православной традиции у всякого праздника был свой чин и порядок, которому надо было следовать. Дети в старину на праздниках присутствовали в разных ролях: наблюдателей, участников, виновников торжества.
В настоящее время определился основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в образовательных учреждениях.
Праздник – важнейшее событие в жизни ребенка дошкольного возраста. Ребенок буквально считает дни от праздника к празднику, ждет очередного праздника с нетерпением и долго вспоминает о нем потом. Праздник дарит дошкольнику массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличной питательной почвой для детского воображения. В самостоятельных играх ребенка нередко появляются персонажи, с которыми он познакомился именно на праздниках – Снегурочка, Дед Мороз, Солнышко. Дошкольник с удовольствием обыгрывает увиденное и услышанное на празднике – повторяет понравившиеся сюжеты, поет песни, играет в игры. Даже малыши 3-4 лет после праздников устраивают своим игрушкам «праздники»: усаживают их на стульчики, разыгрывают запомнившиеся сценки, читают им стишки.
Выбирая тему для самообразования, я остановилась именно на этой теме, т.к. это не только возможность, способствовать разностороннему развитию дошкольников, но и прекрасный повод приобщить родителей к совместной деятельности с детьми, а также самой иметь более тесный контакт с родителями, что немало важно в моей работе.


2. Цели и задачи
Цель: Конечно же, основная цель детского праздника – это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру, неотъемлемую часть жизни любого человека, и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями. Дать возможность для самореализации, самоутверждения, самораскрытия ребенка.
Но для детей дошкольного возраста праздник не то, что для взрослого человека. Это не только и не столько отдых, организованный досуг, развлечение, но и важное средство учебно-воспитательного процесса.
Задачи: Через праздники и развлечения решаются такие задачи как:
1.Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
- восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, песенного творчества, игре на детских музыкальных инструментах.
2.Формирование начала музыкальной культуры, помощь в формировании общей духовной культуры;
Чередование различных заданий, видов деятельности: пения, слушания музыки, игры на детских инструментах, движения под музыку требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявлении волевых усилий.

3. Структура планирования и проведения праздника.
Для того чтобы праздник получился, я выстраиваю его четкую структуру:
1.Организованное начало праздника.
2.Основная часть.
3.Заключительная.
При планировании и проведении праздника придерживаюсь следующих принципов:
1. Максимально вовлекать детей в музыкальную, творческую деятельность на мероприятиях.
2. Основой детского эмоционального настроя сделать «занимательность», а не «развлекательность».
3. Развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание между всеми участниками мероприятия, в том числе гостями, зрителями.
4. Дифференцировать детей по склонностям и способностям.
5. Позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества.
В своей работе, я стараюсь учитывать все эти принципы, что способствует в дальнейшем получить ожидаемый результат.


4. Значение традиционных и нетрадиционных праздников и развлечений в развитии дошкольников
В процессе проведения праздника идет закрепление и расширение знаний, применение их воспитанниками на практике, в коллективном творчестве, т.к. праздник включает живое слово, звуки, краски, ритм, движение, форму, т.е. дети непосредственно участвуют в различных видах творчества.
Исходя из опыта работы, считаю, что праздники с использованием творческих заданий, игр и игровых ситуаций являются эффективным средством воспитания и обучения. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии. На тематических праздниках дети получают много новой информации и закрепляют знания, приобретенные на занятиях. В процессе подготовки к праздникам дошколята учатся самостоятельности и организованности, умению согласовывать свои действия с действиями других детей.
Необходимо, чтобы в сознании детей прочно закрепился образ того или иного праздника, как эстетического произведения, проживаемого в определенной торжественной художественной форме, и как памятной даты.
В детском саду я провожу традиционные праздники и развлечения :
- народные и фольклорные (праздники народного календаря):
Святки, Коляда, Масленица, «Сорок сороков», Красная горка, Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осинины.
- государственно-гражданские – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День поселка;
- международные – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
- православные: Рождество Христово, Благовещенье, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники;
- бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, праздники Букваря.
Вышеуказанные праздники можно разделить на более и менее масштабные.
Такие мероприятия как «День матери», «День Победы», «День космонавтики» провожу в виде презентаций, это позволяет более торжественно, наглядно, донести суть праздника, его значимость до детей.
А так же провожу не традиционные праздники и развлечения, которые придумываю для тех или иных целей.
Компонентом нашего детского сада, является внедрение в работу педагогов программы «Безопасность» (под редакцией Н.Н.Авдеева) и элементов ЗОЖ, на основании данного направления работы детского сада, имею возможность расширить тематику нетрадиционных праздников и развлечений.
В летний период я разрабатываю «Летнюю оздоровительную программу по музыкальному воспитанию», в которую входит план мероприятий по программе «Безопасность».
- по правилам дорожного движения.
- пожарной безопасности .
Закрепляют элементарные знания детей о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, поведении в тех или иных ситуациях.
- мероприятия на тему «ЗОЖ»
Формируют навыки личной гигиены, этикета, бережливого отношения к окружающему.
- «Спорт залог здоровья»
Прививают любовь к спорту, здоровому образу жизни, развивают знания и умения детей.
- «Витамины»
Закрепляют и расширяют знаний детей о пользе витаминов их значении для организма человека.
- «Праздник зонтика», «Парад шляп», «День первого снега» и др.
Развивают воображение, расширяют кругозор, вызывают эмоциональный подъем.
Целью мероприятий, по правилам дорожного движения, является в игровой и доступной форме закрепить элементарные знания детей о правилах дорожного движения. На эту тему с детьми разного возраста провожу следующие мероприятия: «Зайчик попал под трамвайчик», «Путешествие в страну дорожных знаков», «На помощь в Светофорию», «К Гене мы идем на день рождения соблюдая правила дорожного движения», «Красный, желтый , зеленый», «Маленькие ножки шагали по дорожке».

Целью мероприятий, по правилам поведения на природе в лесу, является формирование у детей навыков безопасного поведения на природе в летний период. На эту тему планирую следующие мероприятия: «Приключения Мишки-Топтыжки», «Бедная Баба Яга», «Будь внимателен», и др.
Целью мероприятий , по пожарной безопасности дома, является заострить внимание детей на опасных ситуациях, которые могут произойти дома или во дворе, научить правильно действовать при пожаре. Провожу мероприятия: «Как Мишутка решил стать пожарным», «В коморке Папы Карло», «Непослушный Ванюшка и Огневушка –поскакушка» и д.р.

Целью мероприятий на тему «ЗОЖ» являлось формирование навыков личной гигиены, этикета, бережливого отношения к окружающему.
На эту тему проведены такие мероприятия, как «Приключения Бобика и Шарика», «Страна Чистюлия», «Буль, буль, буль, журчит водица», «День Нептуна».

Целью мероприятий на тему «Спорт залог здоровья» , является в игровой, доступной форме прививать любовь к спорту, здоровому образу жизни, развивать знания и умения детей, умению действовать слаженно, сообща, вовремя придти на выручку товарищу.

Целью мероприятий на тему «Витамины» , является закрепление и расширение знаний детей о пользе витаминов их значении для организма человека. В игровой форме закрепить знания детей о содержании витаминов в тех или иных продуктах. Приучить к согласованный действиям.

Через нетрадиционные праздники и развлечения такого рода, у дошкольников формируются и закрепляются эстетические, нравственные и эмоциональные качества, что способствует полноценному развитию личности.
Прочитав статью в журнале «Музыкальный руководитель»№3/ 2005г. «Если праздников не хватает, их следует выдумать», меня очень заинтересовали предложенные там разнообразные неожиданные праздники, с необычными названиями. В своей практике, я стала использовать такие небольшие развлечения как: «Праздник бантика», «Парад шляп», «День сюрпризов» , «День первого снега» и прочие нетрадиционные развлечения, которые своей неожиданностью и необычностью, вызывают у детей эмоциональный подъем, расширяют кругозор , служат примером для развития воображения.

5. Работа с родителями
В каждой группе имеется красочно оформленный музыкальный уголок для родителей, в котором они могут найти консультации, рекомендации, а так же познакомиться с песенным репертуаром на текущий месяц.
Участвую в групповых собраниях, как с музыкальными номерами, так и с консультациями для родителей. Рекомендую познакомиться и по желанию приобрести те или иные пособия для родителей по развитию музыкальных способностей детей в домашних условиях. Так же предлагаю
воспользоваться моей фонотекой детских песен, классической музыки для слушания, либо рекомендую приобрести. Стараюсь заинтересовать родителей музыкальным воспитанием детей.
С большим удовольствием приглашаю родителей, как на праздники, так и на небольшие развлечения, проводимые в детском саду. Стараюсь использовать на празднике совместные игры и танцы с родителями.
Иногда мероприятия заканчиваются совместным чаепитием, это очень сближает родителей, детей, воспитателей. Как я уже, упоминала ранее, перед каждым мероприятием стараюсь оговаривать, кто будет проводить фото или видео съемку и прочие детали.
Стараюсь привлечь родителей к проведению мероприятий, принять непосредственное участие. Объясняю, как будет рад ребенок, если его мама на празднике окажется лисичкой или белочкой, а может быть, сказочной феей! А если это будет папа и он будет добрым волшебником, восторга ребенка не будет границ.
Многие родители с большим удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях, видя, как радуется их ребенок, с каким восторгом смотрят на них дети.


Заключение.
«Если праздников не хватает, их следует выдумать», - говорят японцы. Праздники важны для взрослых, но еще более необходимы детям. И не только потому, что детская жизнь полна глубоких переживаний, и ребенок остро нуждается в атмосфере всеобщей радости, веселья, игры.
Праздник – это прекрасная возможность проникновения в мир познания и усвоения основных целостных знаний о жизни. Праздники являются школой чувств ребенка, где он обучается восторгу, удивлению. Чем больше такого радостного опыта в детстве, тем больше будет «запас радости», готовность к празднованию, умение создать праздник, несмотря на любые заботы и трудности «взрослой жизни». А как часто этого не хватает нам, вечно занятым взрослым.
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребенка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики, которые надо отыскать, затронуть, чтоб они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал светлым и радостным. Путь к этим колокольчикам отмечен чисто детскими вехами, а ниточка-веревочка, которая заставляет их звенеть, - это увлекательные досуги, праздники, игры-шутки, игры-минутки. Праздник в детском саду – это окно в волнующий мир музыки, поэзии, увлекательных игр и затей.
Продолжая работать над темой «Нетрадиционные праздники и развлечения в ДОУ, как средство эстетического, эмоционального и нравственного развития дошкольников», буду стараться добиться поставленных перед собой целей и задач, расширять свои знания и умения по этой теме. Продолжать развивать музыкальные и творческие способности детей.

Список используемой литературы.
1. М.Б. Зацепина « Культурно-досуговая деятельность в детском саду.» программа и методические рекомендации.
2. Е.В.Агупова, Л.С.Беликова, В.В.Герасимова. Дошкольное образование «Праздник целый день» Новые подходы к проведению праздников с детьми дошкольного возраста.
3. Л.Г.Горькова, Н.Ф.Губанова. «Праздники и развлечения в детском саду» Формирование праздничной культуры, методика организации праздника, музыкально-эстетическое воспитание, сценарии развлечений.
4. Лещинская В.В. «Праздник в детском саду» Праздники для детей разных возрастов.
5. Журнал Музыкальный руководитель.
6. С.Н. Захарова «Праздники в детском саду» Сценарии праздников, нотное приложение.
7. Ходаковская З.В. «Праздники для детей раннего возраста» сценарии для детей раннего возраста.
8. В.Кузнецова, В.Шашина. «Сценарии детских праздников» Эскизы костюмов, сценарии, стихи, песни.
9. З.Роот «Сценарии праздников и развлечений», сборники для всех возрастов.
10. М.Ю.Картушина «Развлечения для самых маленьких» Методические рекомендации, сценарии досугов для детей первой младшей группы.
11. Т.А.Светличная «Праздники без проблем». Методические рекомендации, сценарии досугов.
12. Л.Е.Кисленко «Волшебные колокольчики» Метод. Рекомендации, сценарии к праздникам.
13. А.В. Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» Методические рекомендации, конспекты занятий , сценарии праздников.
14. Л.П.Макарова, В.Г.Рябчикова, Н.Н.Масягина. «Театрализованные праздники для детей» Практическое пособие.
15.Н.В.Бердникова «Веселая ярмарка» Народные и календарные
праздники для детей 3-10 лет. Сцена
16. Издательство «Учитель» «Праздники в Детских садах» Музыкальное оформление праздников.

Ключевых слов нет...
Всего комментариев: 2
avatar
2 Нестеренко • 02:27, 23.03.2016
Рада что пригодилось
avatar
1 marinasilvanovich • 22:53, 21.03.2016
Большое спасибо.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
Nokeshi