НАГЛЯДНОСТЬ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ
Автор статьи - Александра Федоровна Розе,
музыкальный руководитель МДОБУ "ДСКВ №61" Медвежий Стан,
Всеволожский район Ленинградской области.
«Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете»
Конфуций
Исторический обзор взглядов дидактов Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского и других позволил установить, что принцип наглядности, выступив первоначально как требование считать началом обучения чувственное познание в процессе развития педагогики стал рассматриваться как обеспечение единства конкретного и абстрактного, отрицая тем самым растущее осознание собщности эмпирического и теоретического познания (С.И.Архангельский, М.А.Данилов. Л.В. Занков, И.А. Менчинская, М.Н. Скаткин, А.И. Шимина и др.)
Перечислим используемые музыкальным педагогом методы наглядности: 1) в процессе слушания музыки используются репродукции портретов, пейзажей; 2)при изучении нового материала используются иллюстрации, слайды, изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов и др.:
3) метод использования фланелеграфа для всех видов работы;
4) метод слушания музыки (может сочетаться с другими видами
деятельности);
5) метод пластического интонирования (музыкальное движение, вид музицирования, основанный на моделировании музыкального образа ритмизованными выразительными движениями, жестами);
6) метод игры на музыкальных инструментах;
7) метод свободного дирижирования (свободные движения рук, поиск линий жеста в передаче характера музыки, движения мелодии);
8) использование на музыкальных занятиях пособий, тетрадей.
Компьютерную наглядность следует выделить как особую, специфическую форму наглядности – виртуальную. Главный аргумент состоит в том, что на сегодня только компьютер позволяют создавать в рамках образовательного пособия целостную обучающую среду, изначально предполагающую выбор, индивидуализацию пути познания. Работа с компьютером (ноутбуком, планшетом, интерактивной доской, интерактивным столом) даёт ребенку почувствовать себя субъектом обучения, в отличие от традиционного обучения, в котором он себя ощущает объектом. И наглядность тоже должна стать субъектной.
Исследования дидактов показали, что информация с монитора сужает рабочее поле зрения, и скорость обработки зрительной информации уменьшается. Поэтому нужно целесообразное разделение дидактических функций: монитора - для решения индивидуальных прикладных учебных задач, большого экрана – для создания обучающей мультимедийной среды, управляемой в ходе занятия преподавателем. Среди дидактических принципов в рамках виртуальной наглядности, определяющими являются:
1) принцип интеллектуальности и максимальной информативности содержания;
2) принцип системности структуры и деятельности;
3) принцип дружественности интерфейса;
4) принцип приоритета деятельностной стороны обучения над информационной (принцип интерактивности);
5) принцип взаимной согласованности комплекса используемых средств обучения;
6) принцип возрастания субъектности наглядности.
С учетом названных принципов можно сформулировать основные требования к содержанию компьютерной наглядности. При этом под наглядностью подразумеваются все компьютерные материалы, поданные в образной форме, рассчитанные на осмысление и понимание изучаемого.
1. Необходимо строго соблюдать психолого-эргономические требования в оформлении мультимедийного материала
2. Необходимо сочетать традиционные формы наглядности с современными для обеспечения целостности образовательного процесса.
3. Необходима системность и последовательность в подаче информационно- коммуникационной наглядности. Такой методический комплекс педагогу легко модернизировать и дополнять. Обязательна проверка созданной наглядности «на совместимость» применительно к конкретным видам технических средств, которые предполагается использовать на занятии в сочетании с компьютером.
4. Целостность комплекса и его совершенствование обеспечивается открытым характером всех включенных в методический комплекс материалов («без начала и конца»), благодаря чему их легко сочетать, взаимозаменять, объединять в рамках разных образовательных целей и задач.
Получение когнитивного знания опирается на глубокое проникновение в сущность изучаемого. Возникает серьёзная педагогическая проблема взаимодействия образа и слова (понятия) в наглядности. В традиционном обучении наглядность иллюстрирует, дополняет слово преподавателя, и самостоятельной дидактической функции не имеет, потому формирует у воспитанников воспроизводящий, репродуктивный тип мышления.
Напоследок хочется сказать о немаловажном аспекте: использование наглядности ограничивается обыкновенным чувством меры. Главное, чтобы работа с информационными технологиями не исключала посещения музея или храма, а mp3 форматы не вытеснили классическую музыку, звучащую в концертных залах. Альтернатива всегда будет: виртуальная экскурсия в театр, видеоклипы и т.п. Важно, чтобы виртуальная реальность не потеснила любви к настоящему дереву в настоящем лесу.
Всего комментариев: 0 | |
Видео [600] |
Аудио [112] |
Тексты [532] |
Презентации [74] |
Изображения [293] |
Другое [37] |