Образовательный портал

Наглядность на музыкальном занятии

03.12.2014 Angel_A82 Тексты 1302 0 5.0

НАГЛЯДНОСТЬ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

 

Автор статьи - Александра Федоровна Розе,

музыкальный руководитель МДОБУ "ДСКВ №61" Медвежий Стан,

Всеволожский район Ленинградской области.



«Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете»
Конфуций



Исторический обзор взглядов дидактов Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского и других позволил установить, что принцип наглядности, выступив первоначально как требование считать началом обучения чувственное познание в процессе развития педагогики стал рассматриваться как обеспечение единства конкретного и абстрактного, отрицая тем самым растущее осознание собщности эмпирического и теоретического познания (С.И.Архангельский, М.А.Данилов. Л.В. Занков, И.А. Менчинская, М.Н. Скаткин, А.И. Шимина и др.) 

Перечислим используемые музыкальным педагогом методы наглядности: 1) в процессе слушания музыки используются репродукции портретов, пейзажей; 2)при изучении нового материала используются иллюстрации, слайды, изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов и др.:


3) метод использования фланелеграфа для всех видов работы;
4) метод слушания музыки (может сочетаться с другими видами
деятельности);
5) метод пластического интонирования (музыкальное движение, вид музицирования, основанный на моделировании музыкального образа ритмизованными выразительными движениями, жестами);
6) метод игры на музыкальных инструментах;
7) метод свободного дирижирования (свободные движения рук, поиск линий жеста в передаче характера музыки, движения мелодии);
8) использование на музыкальных занятиях пособий, тетрадей.

Компьютерную наглядность следует выделить как особую, специфическую форму наглядности – виртуальную. Главный аргумент состоит в том, что на сегодня только компьютер позволяют создавать в рамках образовательного пособия целостную обучающую среду, изначально предполагающую выбор, индивидуализацию пути познания. Работа с компьютером (ноутбуком, планшетом, интерактивной доской, интерактивным столом) даёт ребенку почувствовать себя субъектом обучения, в отличие от традиционного обучения, в котором он себя ощущает объектом. И наглядность тоже должна стать субъектной.

Исследования дидактов показали, что информация с монитора сужает рабочее поле зрения, и скорость обработки зрительной информации уменьшается. Поэтому нужно целесообразное разделение дидактических функций: монитора - для решения индивидуальных прикладных учебных задач, большого экрана – для создания обучающей мультимедийной среды, управляемой в ходе занятия преподавателем. Среди дидактических принципов в рамках виртуальной наглядности, определяющими являются:
1) принцип интеллектуальности и максимальной информативности содержания;
2) принцип системности структуры и деятельности;
3) принцип дружественности интерфейса;
4) принцип приоритета деятельностной стороны обучения над информационной (принцип интерактивности);
5) принцип взаимной согласованности комплекса используемых средств обучения;
6) принцип возрастания субъектности наглядности.


С учетом названных принципов можно сформулировать основные требования к содержанию компьютерной наглядности. При этом под наглядностью подразумеваются все компьютерные материалы, поданные в образной форме, рассчитанные на осмысление и понимание изучаемого.
1. Необходимо строго соблюдать психолого-эргономические требования в оформлении мультимедийного материала
2. Необходимо сочетать традиционные формы наглядности с современными для обеспечения целостности образовательного процесса.
3. Необходима системность и последовательность в подаче информационно- коммуникационной наглядности. Такой методический комплекс педагогу легко модернизировать и дополнять. Обязательна проверка созданной наглядности «на совместимость» применительно к конкретным видам технических средств, которые предполагается использовать на занятии в сочетании с компьютером.
4. Целостность комплекса и его совершенствование обеспечивается открытым характером всех включенных в методический комплекс материалов («без начала и конца»), благодаря чему их легко сочетать, взаимозаменять, объединять в рамках разных образовательных целей и задач. 

Получение когнитивного знания опирается на глубокое проникновение в сущность изучаемого. Возникает серьёзная педагогическая проблема взаимодействия образа и слова (понятия) в наглядности. В традиционном обучении наглядность иллюстрирует, дополняет слово преподавателя, и самостоятельной дидактической функции не имеет, потому формирует у воспитанников воспроизводящий, репродуктивный тип мышления. 

Напоследок хочется сказать о немаловажном аспекте: использование наглядности ограничивается обыкновенным чувством меры. Главное, чтобы работа с информационными технологиями не исключала посещения музея или храма, а mp3 форматы не вытеснили классическую музыку, звучащую в концертных залах. Альтернатива всегда будет: виртуальная экскурсия в театр, видеоклипы и т.п. Важно, чтобы виртуальная реальность не потеснила любви к настоящему дереву в настоящем лесу.
 

Статья, наглядность, музыкальное занятие
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Свидетельство о публикации

Заказать Свидетельство

Уважаемые педагоги! Здесь Вы можете заказать услугу по оформлению Свидетельства о публикации авторского методического материала.

Подробнее
Теги
голос театр предмет игра дошкольник песня презентация интеграция пение Снежинки дождик музыкальные инструменты Сказка Ритм клип Музыка Вальс инструменты Музыкальная Выпускной слушание музыки сценарий дед мороз ОСЕНЬ Живопись родители конспект здоровьесбережение документация праздник семья новый год зима занятие Видео дети Золушка Чайковский Елка детский сад пдд 8 марта День матери игрушки ВЕСНА птицы проект конкурс здоровье 23 февраля солнышко Масленица спорт День победы дружба ветераны классическая музыка Путешествие физкультура Досуг Россия восприятие Родина Лето школа овощи Букет кукла малыши бисероплетение куклы дизайн вышивка крестом роспись фантазия декупаж квиллинг вышивка Мордовия шерсть маки панно интерьер вязание крючком дизайн интерьера оформление костюм береста искусство Авторская война стихотворение победа концерт Авторская Песня снег 9 мая мама колыбельная танец
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
Елена_Александровна_К