музыкальный руководитель 1квалификационной категории
МБДОУ Детский сад №5,
г. Октябрьский, Республика Башкортостан.
Цель:
Дать воспитанникам знания об истории, культуре родного города. Задачи: -познакомить воспитанников с легендой возникновения города; -закрепить знания воспитанников о родном городе: история, культурная жизнь, достопримечательности города; -воспитывать чувство патриотизма и любовь к малой Родине, опираясь на произведения музыкального искусства. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; экскурсия в краеведческий музей им. А.Шокурова и по объектам ближайшего окружения; выставка детских рисунков; встреча с интересными людьми; видеопросмотр истории города. Музыкальный репертуар: 1. Песня «Октябрьский вальс», муз. Н. Грузденко, сл. А. Гааг; 2. Танец «Битва батыра и дея» (фонограмма башкирской мелодии); 3. Песня «Милый город», муз.и сл. Р. Сальманова; 4. Танец «Кадриль»; 5. Танец «Волшебный сад», «Вальс № 7» Ф. Шопена; 6. Попурри на тему русских народных мелодий (ансамбль русских народных инструментов «Калинка» детская школа искусств №1); 7. Хоровод «Вертушки», русский народный хоровод; 8. Песня «Мой город», муз. и сл. Е. Окуневой (авторская). Действующие лица: 1-й ведущий 2-й ведущий педагоги Рассказчик (голос за кадром). Мать. Иль-батыр. родители Кара-Алтын. Дей. Вокальный ансамбль «Ариэль» - сотрудники ДОУ; Ансамбль русских народных инструментов «Калинка» - педагоги детской школы искусств №1. Реквизиты и оборудование: 1. Два женских башкирских костюма; 2. Один мужской башкирский костюм; 3. Костюм для дея; 4. Чёрная ткань; 5. Воздушные шары (для оформления); 6. Макет города Октябрьского: дома, машины, дорога, деревья, цветочные клумбы; 7. Шапочки «цветочная клумба»; 8. Лепестки на руках; 9. Крылья бабочек; 10. Интерактивная доска. Место проведения: музыкальный зал
Звучит музыка. Занавес закрыт.
Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Выходят два ведущих и вокальная группа педагогов детского сада и встают полукругом.
1-й ведущий. У границы республик великих,
Где Ик вьётся в низовьях холмов, Город нефти стоит многоликий, Овеваемый розой ветров. 2-й ведущий. На карте Родины Октябрьским зовётся. Мой город вырос и уже повзрослел. Самый лучший, любимый – 65 ему скоро, И песни слагаем мы о тебе.
В исполнении вокальной группы педагогов детского сада звучит песня «Октябрьский вальс».
1-й ведущий. Он вырос средь степей целинных, Уютных рощиц соловьиных, Где Ик, - башкирская река, Спокойно моет берега. 2-й ведущий. Где ураган гулял на воле, Где весело цветёт сирень В садах окрестных деревень. Звалось то место «Шайтан – поле».
Звучит фонограмма башкирской мелодии.
Инсценировка легенды.
Голос за кадром. На отрогах горы Нарыш-Тау жил бедняк Батырша с женой и маленьким сыном Иль-батыром. Не было у них ни земли, ни скота, ни птицы. Кормилась семья тем, что Батырша добывал на охоте или рыбной ловле. Подрос Иль-батыр и стал вместе с отцом ходить на промысел. Никогда не уставал молодой батыр. Какой бы зверь не повстречался – не трусил. Умер старый охотник. Остался джигит со своей матерью, стал один ходить на охоту.
Открывается занавес. Фонограмма приглушается.
Декорации: жилище матери и Иль-батыра, долина с горой Нарыш-Тау. Иль-батыр сидит с матерью, каждый занят своим делом.
Мать. Сынок, когда будешь охотиться, не подходи близко к долине, что у подножия Нарыш-Тау. В народе говорят, что там живёт злой дух, который охраняет несметные сокровища. Кто отважится, проникнут туда, обратно не вернётся. Раскроется земля и под хохот дея храбрец провалится под землю. Долго ещё хохочет дей, а люди в ауле трепещут от страха. От того и зовут долину Шайтан – поле. Голос за кадром (под звучание фонограммы). Решил Иль-батыр покорить злого духа и, нарушив наказ матери, отправился к Нарыш-Тау.
Во время текста Иль-батыр ходит по залу (импровизация охоты, привала) и останавливается у подножия горы.
Выход девушки. Фонограмма выключается.
Девушка. Уходи, уходи, батыр, погибнешь. Батыр. Не затем я пришёл. Скажи лучше, как зовут тебя? Девушка. Зовут меня Кара-Алтын. Батыр. Что ты делаешь одна в этой долине? Девушка. Злой дей меня похитил и взял к себе в плен. Батыр. Кара-Алтын, я освобожу тебя и возьму в жёны. Выходи, Шайтан, будем биться!
Звучит тревожная музыка, хохот дея. Исполняется танец «Битва батыра и дея» (башкирская мелодия) Батыр падает на колени.
Девушка. Я спасу тебя, храбрый батыр! (Накидывает на дея чёрную ткань и увлекает его за собой).
Голос за кадром (под звучание фонограммы). Воскликнула Кара-Алтын и превратилась в поток чёрного золота, именуемого нефтью.
Освобождение: батыр встаёт и начинает искать свою спасительницу, находит чёрную ткань (нефть). Уходит, схватившись за голову.
Голос за кадром. Иль-батыр всё ходит по свету, ищет свою невесту и находит нефть. Узнали люди, что нет больше дея и стали приходить в долину.
Занавес закрывается. Смена декораций. Город нашего времени.
1-й ведущий. Удивительная легенда. Но что же было дальше? Шли годы… и люди стали замечать, что нефти становилось всё больше и больше. Она приносила людям пользу. За это они стали называть её «чёрным золотом». 2-й ведущий. Среди этих людей жили-были братья Веснины – Виктор и Александр. Они очень любили создавать проекты будущих городов, отдельных домов. Братья были архитекторами. Они знали, что труд нефтяников очень тяжёл, им необходимо хорошо отдохнуть после работы. И тогда, познакомившись с местностью, где предполагали построить город, братья Весняны предложили воздвигнуть город – сад.
Занавес открывается. Дети встают в шахматном порядке.
1-й ребёнок. Где когда-то были пустыри кругом, Вырос целый город, Тут и мы живём. Площади, проспекты… Переулков нет. Вечером повсюду В окнах яркий свет. 2-й ребёнок. Улицы, какие новые у нас! Если вы хотите – назову сейчас. Ленина и Губкина, счастья и весны… Сами вы увидеть город наш должны. 3-й ребёнок. Октябрьский – мой город, Октябрьский – мой сад, Люблю твой зелёный Весенний наряд. 4-й ребёнок. Люблю твои парки, Прохладу аллей И буйный рассвет Молодых тополей.
Дети поют песню «Милый город»
1-й ведущий. Сейчас я предлагаю отправиться в маленькое путешествие. Наш город небольшой, и мы пойдём пешком, остановимся у самых красивых мест.
Дети садятся на стульчики. Показ слайдов. 2-й ведущий. Любой настоящий город начинается с главной площади. Главная площадь Октябрьского имеет форму круга. Именно на главной площади происходят важные события города: праздники, ярмарки, концерты…
Дети исполняют танец «Кадриль»
1-й ведущий. От главной площади города, как лучи солнца, в разные стороны расходятся улицы. Ребята, какие названия улиц вы знаете?
Ответы детей.
2-й ведущий. Главная улица нашего города – проспект Ленина. Многоцветие газонов и аллей приветливо встречают каждого человека, идущего по величавому, торжественному проспекту.
Девочки исполняют танец «Волшебный сад».
1-й ведущий. Самый красивый дворец нашего города – музыкальное училище. Он украшен колоннами, лепными узорами. Дворцовая площадь украшена великолепным фонтаном. В этом дворце настоящее царство музыки. Давайте представим, что мы сейчас находимся в замечательном зале музыкального училища и «окунёмся» в великолепие музыки.
Звучит попурри на тему русских народных мелодий
2-й ведущий. Вокруг музыкального училища разбит роскошный парк – излюбленное место отдыха многих горожан. Вот и мы с вами немного отдохнём и покатаемся на карусели.
Дети исполняют хоровод «Вертушки»
1-й ведущий. Уважаемые гости и дети. Сейчас я предлагаю провести блиц – опрос по знаменательным местам нашего города. Посмотрев фотографию вы должны назвать, что изображено на ней.
Блиц-опрос по фотографиям. 1. Памятник «Думы солдата». 2. Дворец спорта. 3. Мостик в парке им. Гагарина. 4. Стадион «Нефтяник». 5. Стелла основателям города.
2-й ведущий. Очень часто наш город сравнивают с великим Санкт- Петербургом и говорят, что город Октябрьский – это маленький Петербург.
Видео-показ «Мой город».
1-й ведущий. О, город мой! Октябрьский по праву Зовёшься ты седьмой десяток лет. Свети ж звездой над всем Башкортостаном, Звездой надежды, славы и побед!
Звучит музыка, дети выстраиваются в шахматном порядке.
5-й ребёнок. Октябрьский – моя Родина Живу я здесь и рад. Прекрасен он природою Умельцами богат.
6-й ребёнок. Нефтяники, учёные, Врачи, учителя, Рабочие – строители Дошкольники, как я. 7-й ребёнок. Октябрьский – мой город Моя башкирская земля; Эти вышки нефтяные, Эти горы и поля. 8-й ребёнок. Город маленький, но славный, Здесь живёт моя родня. Он в стране моей не главный, Но он главный для меня. 9-й ребёнок. Мой город, ты всегда со мной. Люблю тебя я всей душой. Люблю твои леса и горы Фонтаны, улицы, озёра, И так хочу, чтоб в день рожденье Ты стал ещё светлей!
Дети исполняют песню «Мой город»
2-й ведущий. Тебе, мой Октябрьский, на тысячи дней Желаю добра и удачи. В трудный час со мною рядом будет Город нефти – родина моя! 1-й ведущий. Подошёл к концу наш праздник. Мы все убедились, как необыкновенно интересна и красива история рождения нашего города. Так давайте, и все мы внесём достойный вклад в будущее нашего города. До новых встреч! 2-й ведущий. До свидания!
Елена Геннадьевна ! это поразительно, что так доступно и интересно можно раскрыть детям красоту и историю нашего города. Превосходно! Восхитительно, аж дух захватывает от таких мероприятий. Я горда за наш город и за людей, живущих в нашеи прекрасном краю. спасибо вам большое!
Уважаемая Елена Геннадьевна!Экскурсия замечательная!История и современность в доступной и понятной для детей форме!Торжественно, патриотично,очень здорово!Несколько раз была в вашем городе.Он очень красивый и гостеприимный. Творческих успехов!!!
Елена Геннадьевна! Поздравляю!!! Молодец! Мне очень понравился Ваш конспект. Это очень хорошо, что такие мероприятия проходят в детском саду. Так держать.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]