Театрализованная постановка русской народной сказки «Машина избушка»
Автор-составитель - Cекачева Татьяна Романовна,
музыкальный руководитель, ГБОД,
г. Москва.
Цель:
Развитие речи детей средствами устного народного творчества. Задачи:
1. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;
2. Продолжить знакомство с фольклорными произведениями;
3. Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
Предварительная работа:
• Чтение сказки «Машина избушка»;
• Разучивание танцев «Солнышко», «Снежный вальс», «Ах вы сени».
• Разучивание игр: «Жмурки», муз. дид. игра «Повтори ритм».
Действующие лица:
Взрослые:
Ведущий
Солнышко
Метель
Дети:
Маша
Заяц
Лиса
Медведь
♫ Звучит песня «Сказка приходи»
Дети заходят в зал и здороваются с гостями.
Воспитатель встречает детей, здоровается с ними, говорит какие они сегодня все нарядные.
Ведущий. Здравствуйте дети!
Наконец пришла зима
Снегом все укрыла,
Голубым звенящим льдом
Речку застеклила
Стройным елочкам в лесу
Сказку рассказала.
Дети: А какую?
Ведущий. Скоро вы узнаете. А отправимся мы в сказку на сказочном паровозике.
Ну что, усаживаемся поудобнее. Поехали.
♫ Звучит песня «Локомотив» группа «Синеглазка».
Дети выстраиваются паровозиком.
Внимание! Внимание!
Локомотив «Букашка» отправляется в сказочную страну! Дети исполняют песню.
Плывут за окошком поля и леса
Мы едем туда, где нас ждут чудеса
И солнышко светит и речка блестит
И наш паровозик так быстро летит.
Чух –чух- чух-, ду –ду –ду,
Белые ромашки
Выдувает на ходу
Паровоз «Букашка».
За желтой поляной, за синей горой
Стоит у реки городок небольшой
Там дружно и звери и люди живут
Играют, танцуют и песни поют.
Чух –чух- чух-, ду –ду –ду,
Белые ромашки
Выдувает на ходу
Паровоз «Букашка».
Ведущий. Вот мы и приехали, ребята с вами в сказку, которая называется
«Машина избушка».
Итак, сказка начинается.
♫ Танец «Ах вы сени»
Ведущий. На лесной опушке, в маленькой избушке жила- была девочка Маша. Жила она одна, поэтому все дела по дому делала сама. (Маша убирается в комнате, протирает окно, смотрит в него).
Ведущий. Наступила зима, всю землю укрыла белым покрывалом. Налетели метели, замели все пути-дорожки. (Маша надевает телогрейку, валенки, шапку, выходит на улицу расчищать снег. Затем стряхивает снег с валенок, проходит в избу, раздевается).
♫ Танец «Снежный вальс»
(Маша разжигает печь, подкладывает дрова).
Ведущий. Холодно стало Маше, разожгла она в печке огонь и села рядышком погреться.
Вдруг слышит: «тук- тук- тук».
У дома стоит Зайка и стучится.
Маша: Кто там?
Заяц. Это я - Заяц.
Вот зима пришла серебристая
Белым снегом замела поле чистое.
Пусти меня погреться, я очень замерз,
Прыгает на месте, теребит ушки, дрожит.
Ведущий. Открыла Маша дверь.
Маша. Здравствуй, Зайчик – побегайчик, проходи к печке, погрейся.
Маша пропускает Зайца в дом, который радостно прыгает к печке, греет лапки.
Заяц. Хорошо у тебя Машенька, тепло.
Маша: Зайка, давай с тобой поиграем, ты и согреешься.
Заяц. Давай, а во что?
Маша. Игра называется «Повтори ритм».
Маша задает ритм (хлопает в ладоши), зайчик повторяет за ней, потом предлагает повторить за ним.
♫ Музыкально – дидактическая игра «Повтори ритм»
Ведущий. Сел Заяц у огня, согрелся и задремал в углу на лавке.
Вдруг слышно опять: «Тук – тук- тук».
Маша: Кто там?
Лиса. Это я - Лиса.
Вот зима пришла серебристая
Белым снегом замела поле чистое.
Я очень замерзла, пусти меня погреться.
Заяц (испугался и просит): Не пускай Лису, она меня съест!
(Кидается к Маше, прячется за нее. Маша гладит Зайца по голове, успокаивает).
Маша. Не бойся, Зайчик, ты же у меня в гостях. Я тебя в обиду не дам.
Ведущий. Открыла Маша дверь Лисе.
Маша: Здравствуй, Лисавета, проходи, погрейся, садись у печки, только уговор – не трогай Зайца, он у меня в гостях (грозит Лисе пальцем).
Лиса. Хорошо, не трону. Хорошо у тебя Машенька, тепло.
(Лиса хитро смотрит на зайца, кружиться вокруг него).
Маша. Лиса, не трогай зайца, ты мне обещала (грозит Лисе пальцем).
Лиса присаживается к печке, греет лапки.
Лиса. Хорошо, не трону. Давайте поиграем в игру «Жмурки.
Маша. Хорошо.
(Лиса, облизываясь, ходит вокруг Зайца, метет хвостом, поглядывает на Зайца, он прячется за Машей).
Лиса. Маша, а ты будешь водить.
♫ Игра «Жмурки»
Маша. Все я устала, давайте отдохнем.
Ведущий. Лиса села у огня и задремала в другом углу на лавке.
Вдруг слышит: тук- тук- тук».
Маша: Кто там?
Медведь. Это я - Медведь.
Вот зима пришла серебристая
Белым снегом замела поле чистое.
Я очень замерз, пусти меня погреться.
Лиса пугается, вскакивает с места, мечется в кругу, ищет, где спрятаться. Заяц радуется.
Лиса: Не пускай Медведя, он меня побьет, я у него вчера курочку украла!
Кидается к Маше, прячась за него. Маша гладит Лису по голове, успокаивает.
Маша. Не бойся, Лисавета, ты же у меня в гостях. Я тебя в обиду не дам.
Ведущий. Открыла Маша дверь Медведю.
Маша: Здравствуй, Михаил Потапыч, проходи, садись у печки, погрейся, только уговор – не трогай Лису, она у меня в гостях (грозит ему пальцем)
Медведь: Хорошо, не трону, если дадите меду. (Маша угощает медом медведя).
Мишка. Спасибо тебе Машенька за угощение, за доброту, теперь можно и поспать.
Ведущий. Мишка сел у огня и задремал на лавке. Заяц сидит рядом, озираясь на Лису. Тихо стало в избушке, уснули лесные гости, а затем и Маша.
♫ Танец» Метелица».
Ведущий. К утру метель стихла, встало солнышко и согрело все вокруг.
♫ Танец «Солнышко»
Ведущий. Первым проснулся Заяц, тихонько выскользнул из дома и наутек, только его и видели.
(Заяц подтягивается, озирается вокруг, убегает вприпрыжку, оставляя обувь – «следы»).
Следом проснулась Лиса, вышла из дома и бегом, только ее и видели. (Лиса подтягивается, озирается вокруг, грациозно убегает, оставляя обувь – «следы»).
Потом проснулся Медведь, тихо выбрался из дома и пошагал восвояси, только его и видели. (Медведь подтягивается, озирается вокруг, идет вперевалочку, оставляя обувь – «следы»).
Последним проснулась Маша, огляделась вокруг – никого нет.
Подтягивается, удивленно смотрит вокруг.
Маша: Может, мне гости ночные приснились?
Ведущий. Маша протерла окно и, выглянув в него, увидела следы: маленькие – Зайца, побольше – Лисы, самые большие Медведя.
Маша: Нет, значит, мне все это не приснилось.
Ведущий. Ребята скажите, Маша правильно поступила, что пустила лесных гостей погреться?
Ответы детей.
Ведущий. Маша, ты молодец, пожалела лесных гостей. Всех согрела у огня, поиграла с ними, спать уложила.
Ведущий. Ну что ребята, нам пора возвращаться в детский сад. А чтоб Маша не скучала, мы возьмем ее с собой.
Усаживаемся все по вагончикам и отправляемся в путь.
Вот поехал паровоз,
Деток в садик он повез.