Гендерный подход в танцевальном исполнительстве дошкольников - Тексты - Публикации авторов - Публикации авторов - Музыкальный сад
Образовательный портал

Гендерный подход в танцевальном исполнительстве дошкольников

12.04.2013 rus_zulfiya Тексты 1223 3 4.0

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор - Шиляева Зульфия Ильсуровна, 
музыкальный руководитель первой квалификационной категории, 
МБДОУ детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению №14 города Можги Удмуртской Республики.


«Это правда! Ну чего же тут скрывать? 
Дети любят, очень любят танцевать! 
Рок-н-ролл, «калинку», польку, вальс-бостон 
И, конечно, заводной чарльстон!» 

Это переиначенные слова известной детской песни «Дети любят рисовать» (в оригинале –автор стихов Э.Дзюров). Конечно, мало кто не согласиться с тем, что дети любят танцевать. Родителям нравится дискутировать на эту тему: наперебой рассказывая какие движения выделывает их ребенок дома, мамы восхищаются свои чадом. Да и мы, музыкальные руководители, подчас умиляемся видя, как дошкольник танцует. 
Кому-то из детишек легко даются занятия танцами, а кому-то- нет. Педагог для каждого танца должен подобрать наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать. 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПО РАЗУЧИВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ 

Наглядный метод:(наглядно-зрительный+наглядно-слуховой) 
1.Эмоциональный, целостный показ («вовлекающий») 
2.Показ отдельных движений 
3. «Опережающий» показ 
4.Использование атрибутов 
5.Моделирование (последовательность движений) 
6.Показ упражнения условными жестами, мимикой 
7.Использование звуковых сигналов 
8.Выбор ведущего (лидера) 

Словесный метод: 
1.Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности 
2.Пояснение, указание, комментарии по ходу разучивания 
3.Постановка вопросов 
4.Использование художественного слова (считалки, физкультминутки, стихи) 
5.Эмоциональный настрой 
6.Поощрение достижений детей 

Практический метод: 
1.Имитирование движений «Делай как я» 
2.Творческие задания 
3.Совместное исполнение 
4.Самостоятельное исполнение движений детьми 
5.Игровые приемы 
6.Выполнение движений под счет без музыкального сопровождения 
7.Индивидуальная работа 
8.Соревнования, конкурс 
9.Привлечение танцевальных коллективов для стимула к занятию танцами 
10.демонстрация танцевального мастерства педагогов ДОУ 

Остановимся на этих приемах подробнее: 
Прием моделирования. Впервые выделил А.В.Запорожец. В музыкальном воспитании широко используется Т.Э.Тютюнниковой как «Метод моделирования элементов музыкального языка». Где выделяют различные виды моделирования ритмических, звуковысотных отношений, динамики, темпа, музыкальной формы и др. 
Детям дошкольного возраста трудно запомнить последовательность танца. 
Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослых дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть схематизация или моделирование. Так появились наглядные модели к различным танцам. Причем зная особенности мальчиков (то, что они лучше улавливают модификации синего цвета), модели для них были изображены на синем фоне, соответственно для девочек- на розовом. Также известно, что мальчики лучше воспринимают материал, написанный в схемах. 


Моделирование используется при повторении и закреплении танцевальных движений, когда детям необходимо запомнить последовательность танца. 

Показ упражнения условными жестами, мимикой. 
Этим приемом, конечно же , пользуются мои коллеги. Просто в работе с мальчиками очень удобен этот прием. Ведь известно, что мальчики трудно переключаются с одного вида деятельности на другой, но вместе с тем легко подчиняются правилам и нормам. Приучение к языку жестов происходит постепенно, в игровой форме. Если начинать заниматься с детьми с осени, то весной в запасе знаний мальчиков находится более 10 различных жестов педагога, направленные либо на построение их ( мальчиков), либо на быструю смену движения в процессе танца. 

Использование звуковых сигналов. 
Нераспространенный, но достаточно эффективный прием. Доказано, что у мальчиков практически отсутствует боковое зрение, поэтому они чаще натыкаются. Используя на занятиях танцами звуки дети становятся более собранными. Можно использовать следующие звуки: свисток, колокольчик, маракас, треугольник. Например, дети забывают (если идет сложная композиция танца), что двигаясь по кругу, в определенном «месте» (музыкальной фразе) необходимо идти в центр круга, а потом из центра . Кто-то из мальчиков уже приготовился идти в круг, а другие еще продолжают движение. Чтобы мальчики не двигались долго по кругу, выжидая когда же надо идти в круг- можно применить любой звуковой сигнал.


Соревнования, конкурс.
Шесть-семь лет – возраст подражания у мальчиков. Просыпается мужественность, стойкость. Учатся на примерах старшего мужчины . Чаще всего отец - пример для подражания. Любят соревноваться. Таким образом, можно приводить в пример такие высказывания: «будешь держать корпус прямо- будешь статный как папа или как солдат», «научишься красиво танцевать- будут любить тебя девочки». Полезно проводить соревнования или конкурс между мальчиками танцевального кружка, деля их на подгруппы и в игровой форме просить показать те или иные закрепленные музыкально-ритмические движения. Я стараюсь сначала устроить конкурс на знание современных движений (например, «хип-хоп», «брейк»- все-равно же мальчишки видят эти движения по телевизору или у старших братьев)- это вносит азарт в соревнование, а позже прошу показать движение, например, народного танца. Все это стимулируется либо медальками, либо угощением. 


Привлечение танцевальных коллективов для стимула к занятию танцами. 
Когда создавался наш танцевальный кружок мальчиков (в 2009 году) я не знала, как заинтересовать мальчишек. Конечно, родители желали видеть сына-танцора, но среди дошкольников желающих было мало. И тут мне пришла идея по типу известного афоризма: «Если гора не идет к Магомету, значит надо, чтобы Магомет шел к горе». Решили пригласить в детский сад различных гостей , так или иначе связанных с идеей Терпсихоры. У нас побывали: «Балерина» (девушка-выпускница хореографического отделения), «Брейк-дансеры», «Восточная красавица», выпускницы детского сада с творческим выступлением, «Чеберина»(так в Удмуртии называют национальных красавиц) и многочисленные танцевальные коллективы. 
 

Демонстрация танцевального мастерства педагогов ДОУ.
Ключевой фигурой реализации гендерного подхода в образовании является педагог. («Гендер» -социальный пол,определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается . ВИКИПЕДИЯ). Дети многое перенимают у своих педагогов, почему бы не перенимать опыт танцевального мастерства? Для этого в нашем детском саду каждый главный персонаж развлечения (взрослый) имеет свое танцевальное «соло». И дети не только по костюму, но и по характерному танцу, музыке определяют кто перед ними: злой герой или добрый. Также наш коллектив старается выступать со своими танцевальными постановками в культурных мероприятиях города. 


Таким образом, учить танцевать мальчиков не так сложно, если в запасе есть творческие находки. И дети это, конечно же оценят. Творите, выдумывайте и все у Вас получится! 

Литература: 
1.Е ремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки – два разных мира», С-Пб, 2001 г. 
2.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л., ученое пособие «Музыкальное воспитание дошкольников», М.:Академия, 1998 г. 
3.Урунтаева Г.А. учебник «Детская психология» , М.:Академия, 2006 г. 


музыкально-ритмические движения, гендерное развитие, танец, методические приемы
Всего комментариев: 3
avatar
Зульфия Ильсуровна, спасибо за очень познавательный материал. Почерпнула для себя много интересных фактов.
avatar
3 rus_zulfiya • 10:03, 15.04.2013
Рада была помочь
avatar
Зульфия Ильсуровна, спасибо за ваш опыт работы и методический материал. Всего наилучшего. Удачи.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0