Создание единого пространства развития ребёнка -тема не новая, устранение противоречий семейного воспитания и воспитания в ДОУ ключ к решению многих задач стоящих перед педагогикой.
Успешность музыкально-творческого развития детей в большей степени зависит от того, имеет ли продолжение музыкальное развитие ребенка дома, какая атмосфера создана родителями в семье, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении задач в области развития творческих способностей дошкольника. Опыт работы с родителями доказывает, что благодаря взаимодействию музыкального руководителя с семей, личному участию родителей в педагогическом процессе, работа по музыкально-творческому развитию детей будет интересней и активней.
Взаимодействие детского сада и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы в этом направлении. Не первый год в нашем МДОУ функционирует родительский клуб «Затейник», который работает на основе разработанного перспективного планирования и программы организации досуга детей и родителей. Незабываемо проводятся семейные праздники «Мужская верная рука», «Лучшая семья - моя!», «Валентин и валентинки», «Элмэтем - жырлы гелбишек», «Эбием сандыгы», «Пожилым всегда у нас почет!» и т.д. Традиционным стало проведение 15 мая праздника «День семьи», это яркий праздник с участием детей и родителей, где родители являются соавторами, помощниками, артистами и музыкантами.
Завершающим мероприятием, посвященным Году семьи, стал праздник семьи «Моя семья-2012». В уютном музыкальном зале детского сада собрались пять семей: Храмовы, Клочковы, Азарченко, Калинины, Гарифуллины. Каждая команда представила визитную карточку, отличающуюся своим колоритом и оригинальностью, художественный номер (танец, сценку, песни), номер «Готовим дома», где семьи представили на суд жюри свои фирменные блюда. В игре «Самый умный» они проявили интеллект и смекалку. В каждом конкурсе выявлялись свои победители, которые награждались громкими аплодисментами. Участников поддерживали другие семьи. По окончании заключительного конкурса всем участникам были вручены дипломы в номинациях: «Самая интеллектуальная семья», «Самая дружная» - семья», «Самая танцевальная — семья», «Самая музыкальная» - семья», «Самая творческая - семья». Этот праздник доставил всем присутствующим много радостных и волнующих минут. Мамы и папы гордились своими детьми, бабушки - внуками, а воспитатели - творческой фантазией родителей и их желанием сотрудничать с детским садом.
Родители, посещающие клуб «Затейник», охотно участвуют в конкурсах рисунков «Папа мама и я - творческая семья», «Чудо-чадо!» в презентациях творческих работ и коллекций «Совместный вернисаж», в фотовыставках «Наши дочки и сыночки», в показе видеоклипов «Какие мы есть!», принимают участие в конкурсах «Мастерская волшебников» по изготовлению масок и костюмов к праздникам и развлечениям. Благодаря проведению этих конкурсов и выставок, родители демонстрируют умение, выдумку, мастерство, фантазию, делятся своим опытом. Всех участников мы стараемся наградить грамотами, дипломами, памятными подарками.
Беседы, диспуты, тренинги, праздники и конкурсы, проводимые в рамках клуба, позволили родителям осознать важность развития творческого воображения детей и сотворчества с ними, что помогает в организации домашних театров, ансамбля музыкальных инструментов и других плодотворных видов досуга.
Коллектив детского сада тесно сотрудничает со специалистами музыкальной школы. Для выступления на концертах, встречах, музыкальных вечерах, проходящих в клубе, приглашаем воспитанников музыкальной школы, многие из которых являются выпускниками нашего ДОУ.
Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов — детского сада и семьи.
Дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. Работая в данном направлении, мы практикуем и такую форму работы, как «Дни открытых дверей». Основная цель проведения Дня открытых дверей в нашем детском саду - максимальное погружение родителей в жизнь дошкольного учреждения, где мы знакомим семьи с педагогическим коллективом, распорядком дня, основными направлениями воспитательно-образовательного процесса, показываем предметно-развивающую среду, приглашаем посетить занятия и, конечно подробно рассказываем о наших успехах и достижениях. Педагоги предлагают не просто присутствовать на занятиях, но и принять активное участие, например, стать участниками оркестра музыкальных инструментов «До-ми-соль-ка», предоставляя возможность исполнить вместе с детьми знакомую песню, украсив ее движениями, участвовать в импровизации сказок «Колобок на новый бок», реализовать свои творческие возможности в танцах и играх.
На музыкальных занятиях дети получают посильное для них задание, к выполнению которого обязательно должны подключиться родители, например: «Нарисуй веселых клоунов», «Придумай с папой песенку о маме», изготовь с родителями музыкальный инструмент из бросового материала, сочини сказку с необычным окончанием. Выполняя задания, дети закрепляют определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду. Всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике.
Приглашаем родителей в детский сад, чтобы обсудить с ними план проведения праздника или развлечения, назначить день репетиций, исполнить определенные роли или подготовить для детей несложный кукольный спектакль. Хочется отметить, что сотворчество родителей и детей приносит обоюдную радость.
Вовлекая родителей в музыкально - образовательное пространство ДОУ проводим консультации, родительские собрания, круглые столы. Эта форма не нова, но и она может быть достаточно эффективной. Консультации по вопросам музыкального воспитания проводим, как индивидуально, так и коллективно. Проводя, их замечаем, что большой интерес у родителей вызывают такие темы: «Ваш ребенок на занятиях музыки», «Формирование танцевального творчества детей в домашних условиях», «Кукольный театр в семье», «Истоки творчества», «Значение детских фантазий», «Семейные торжества». Методические рекомендации, полученные родителями в процессе консультации и родительских собраний, плодотворно претворяются в семейном воспитании. Практикуется и другая форма работы с семьей - семинары практикумы. Были проведены такие семинары-практикумы: «Кукольный театр в семье», «Домашний оркестр музыкальных инструментов», «Театр- творчество - дети», «Отдыхаем всей семьей».
Одним из способов организации в семье музыкальной среды и привлечения внимания ребенка к музыкальному искусству является «Домашний мини-музей». Дети совместно с родителями собирают интересную информацию о композиторах, книги, портреты, аудио и видео записи с его музыкой. Так постепенно год от года обогащается домашний мини музей. Многие семьи используют для своего музея само¬дельные музыкальные инструменты, сделанные из бросового материала, привлекая ребенка к посильным действиям по его созданию.
Проявляя, заботу о музыкально-творческом развитии ребенка, предлагаем родителям посетить театры (драматический, музыкальный, кукольный). Посещение театра дает ребенку огромный запас ярких, незабываемых впечатлений. Опираясь на них, ребенок передает свое собственное отношение к окружающему в игровой, творческой и самостоятельной деятельности. В этой связи мы рекомендуем родителям создать домашний «Театр», в котором актерами могут быть и взрослые и дети. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей и т.д. И в этом родители могут по¬мочь детям, поддерживая их инициативу, их творческое начало. Напоминаем родителям, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребенка.
В результате проводимой работы удалось добиться активной воспитательной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному, музыкальному и творческому развитию.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель - воспитывать будущих творцов и созидателей жизни.