Закрепить знания детей о цветах, как живых организмах; о частях цветов (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (земля, свет, тепло, влага).
Развивать наблюдательность, любознательность, формировать интерес к миру растений
Формировать представление о необходимости охраны природы
Совершенствовать умение рассказывать по схеме
Воспитывать бережное отношение к природе
Учить детей вслушиваться в музыкальное произведение, определять характер, различные оттенки настроения
Развивать интерес к танцевальной импровизации, словотворчеству
Воспитывать отзывчивость и доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать, не перебивая
Ход занятия
Музыкальный руководитель с детьми заходят в музыкальный зал и останавливаются возле зрителей.
Муз. рук-ль: Ребята, посмотрите, сколько сегодня в зале гостей, давайте их поприветствуем (дети произвольно здороваются), Зрители пришли в этот зал, чтобы вместе с вами побывать в сказке. А вы хотите попасть в сказку? (начинает звучать музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). Вы слышите музыку?
Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней, не спугнуть бы нам его!
Давайте возьмемся за руки и я поведу вас в сказку (дети идут змейкой за муз. рук-лем и выстраиваются, образуя круг). А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и сосчитать до пяти. (Дети считают, а в это время в центр круга заходит воспитатель в костюм Феи Цветов). Вы знаете, кто это? Вы думаете это Лидия Федоровна? Но ведь мы попали в сказку и Лидия Федоровна превратилась в Фею. Давайте поприветствуем её по музыкальному.
Дети: (поют) Здравствуй, Фея! (кланяются)
Фея: (поет с поклоном) Здравствуйте, ребята! (на проигрыше кружится и дарит воздушный поцелуй, дети повторяют за ней). Ребята, вы догадались, что я за Фея? (ответы детей). А как вы догадались? Конечно, я Фея Цветов. Полюбуйтесь моим нарядом и назовите цветы, которые узнали. (Дети называют цветы, затем Фея загадывает загадки)
Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
Ответ: Роза
Много синих точек
В поле средь травы.
Назови цветочек
Неба синевы!
Ответ: Василек
В белой юбочке цветок,
Жёлтое сердечко.
Набери охапку впрок,
Ведь цветок аптечный.
Ответ: Ромашка
Жёлтым круглым пятаком
В прошлом был. Ты с ним знаком.
А теперь он стал седым
И раздулся. Дружишь с ним?
Ответ: Одуванчик
Молодцы, все мои загадки отгадали. А теперь представьте, что вы держите эти цветы в руках. Давайте вдохнем аромат этих прекрасных цветов. (Проводится небольшая дыхательная гимнастика).
Я хочу вас пригласить, на полянке погостить,
Чтоб потом вы вспоминали, как со мною здесь играли.
Превращу я вас в цветы небывалой красоты.
Как только коснусь я вас волшебной палочкой, вы называете цветок, которым хотите стать.
Муз. рук-ль: Какая красочная получилась полянка. Спасибо тебе Фея. А в подарок прими песенку, которая так и называется «Цветок». (Кассета «10 мышек» - 2).
Фея: Спасибо вам большое за интересный показ. А теперь с прикосновением волшебной палочки вы превращаетесь в детей и садитесь на стулья, а свои цветы оставляете на нашей воображаемой полянке.
Фея проводит беседу на тему «Кто и что помогает расти цветам»,
используя карточки-схемы, которые крепит на магнитную доску.
Фея: Ребята, а как вы считаете, цветы живые или нет? (Да, живые. Они растут, дышат, пьют воду, размножаются. См. таблицу Горбатенко.)
А что нужно для роста и развития цветов? (Вода, воздух, свет, тепло)
А если одного из перечисленного не будет, сможет ли расти цветок? (нет).
Ответьте мне, из чего состоит цветок? (таблица).
Ребята, а для чего цветку нужны корни? (Чтобы удерживать цветок в земле, забирать из почвы питательные вещества. А еще корень дышит.)
А зачем цветку стебель? (По стеблю поступают питательные вещества от корней к листьям и цветам. Еще стебель выполняет опорную функцию – на нем расположены листья и цветы)
А сам цветок, какую функцию выполняет? (Дышит. В цветке, после оцветания, появляются семена для размножения этого цветка).
Где мы можем увидеть цветы? (В лесу, на лугу, в поле, в парке, в саду).
Да, весной и летом земля словно наряжается в красивое платье из цветов.
Слышатся звуки ветра. Муз. рук-ль разбрасывает лепестки от цветов по всему ковру.
Фея: Что это, ребята? Ветер прилетел и оборвал все лепестки со спящих цветов. Что же мы можем сделать, как помочь нашим цветам? (Ответы детей). Конечно, мы должны собрать цветы. А чтобы было быстрей и легче, работать вы будете в паре. (Фея раздает сердцевины от цветов детям, расставляя их в пары, дает задание, цветок какого цвета каждая пара будет собирать. Под звучание легкой музыки дети собирают лепестки, выкладывая цветы вокруг сердцевин, «Чья пара быстрее соберет цветок». Фея награждает победителей медалью-цветком).
Муз. рук-ль: Вот спасибо вам, ребята! Наша полянка стала ещё красивее и наряднее. А я хотела бы вас попросить вспомнить под какую музыку вы попали в сказку? (высказывания детей). Конечно, вы не знаете названия этого музыкального произведения, но вы можете рассказать и мне и Фее о характере услышанной музыки, а чтоб было легче – послушайте её раз. (Дети слушают и высказываются по поводу услышанного). А что больше всего хочется делать под эту музыку? (Летать, кружиться, танцевать).
Фея: Конечно, вы правы. Ребята, а сейчас я взмахну волшебной палочкой, и в моей корзинке появятся те, кто помогает цветам размножаться. (Взмах палочки под волшебную музыку). Как вы думаете, кто там? (ответ детей). А как они помогают размножаться? (ответ детей).
Вы правильно ответили и сейчас благодаря волшебной палочке они появятся в моей корзинке. (Взмахивает над корзинкой волшебной палочкой и достает оттуда бабочек и стрекоз, к которым прикреплена тонкая палочка, ей дети будут управлять, изображая полет насекомых)
Муз. рук-ль: Ребята, я предлагаю вам придумать свой танец. Посадите ваших насекомых на цветы и с началом музыки вы можете порхать, кружить, перелетать с цветка на цветок, в общем, фантазируйте, а мы вами полюбуемся.
Под «Ноктюрн» П.И.Чайковского дети импровизируют. («Ладушки» подг. гр. 2-38)
Фея: Необычный у вас получился танец. Теперь пришла пора насекомым возвращаться в мою корзинку (дети кладут насекомых в корзину). А вас я попрошу сесть на стулья и послушать меня.
Фея проводит с детьми беседу о пользе цветов.
Фея: Ребята, а зачем нужны цветы? (Для красоты, от них исходит аромат, многие цветы являются лекарственными и т.д.)
Подумайте и ответьте: цветы только человеку нужны? (Нет, они нужны пчелам, бабочкам и другим насекомым, которые собирают с цветов сладкий нектар. Многие животные лечатся лекарственными цветами)
Дети, вы согласны, что нужно беречь цветы на нашей земле, и мы просто обязаны их сохранить? (Да) Тогда скажите чего нельзя с цветами делать? (Нельзя срывать цветы для букетов, букет можно составлять только из тех цветов, которые выращены человеком. Нельзя топтать и обламывать цветы.)
Велика и богата природа нашей Родины. Но и зеленый лес-великан и речка за околицей, и любой цветочек нуждаются в нашей защите, в нашей заботе. И знайте: каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка, каждая сломанная попусту ветка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то еще – что же станет с нашей природой?
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели прекрасные цветы и распевали свои трели птицы…
Муз. рук-ль: Ребята, наше сегодняшнее путешествие в сказку заканчивается и нам очень хочется завершить его словами из стихотворения:
Любуйтесь цветами, не рвите.
Для красоты вы их сохраните.
Фея: Вьются пчелы над петуньей синей,
Голубь набирает красоту.
Человек становится красивей,
Если рядом видит красоту!
Дорогие, ребята! Я очень рада, что мы с вами встретились на этой сказочной поляне. Мне не хочется с вами расставаться, но я должна вас покинуть, потому что ещё остались цветы, которые я должна укрыть, чтобы они не замерзли зимой. До встречи весной.
Дети прощаются с Феей, она уходит под «Вальс цветов» П.И.Чайковского
Муз. рук-ль: Ну вот и нам пришла пора возвращаться в свою группу. Я предлагаю вам взяться за руки и пройти по тропинке, любуясь цветами…….
Дети за музыкальным руководителем идут «змейкой» между цветами и уходят из зала.