админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4488
Статус: Offline
| Настольные музыкально-дидактические игры
Музыкальное лото – деревянный ящик с набором органчиков (6 шт.), исполняющих музыкальные предложения из знакомых детям песен; деревянных пластинок (карточки лото), разделенных на квадраты, в которых изображены (есть и незаполненные) предметы и образы любимых детских песен; фишек – небольших кружочков разного цвета. Музыкальное лото развивает у детей восприятие музыкальных интонаций и мелодий, музыкальную память, используется для детей старшей и подготовительной к школе групп. «До, ре, ми» – игра, состоящая из трех больших карт с изображением на каждой нескольких картинок, сюжет которых соответствует выученным детьми песням. Фишками дети закрывают картинки в зависимости от услышанной мелодии. Мелодии песен проигрывает вначале взрослый, а затем и ведущий игру ребенок на любом детском музыкальном инструменте. Играют дети старшей и подготовительной групп. «Узнай бубенчик» – музыкально-дидактическая игра для детей 6–7 лет, состоит из 4–5 игровых карт размером 15 10 см и цветных фишек, каждая из них соответствует высокому, среднему или низкому звуку. Карточки и фишки помещаются в коробке с двумя отделениями: большим – для карт и маленьким – для фишек, которые сделаны в виде цветного бубенчика. Для организации игры используют любой детский музыкальный инструмент или фортепиано. Дети упражняются узнавать звук (по высоте), ищут его место на игровой карточке (где нарисованы три линейки) и кладут фишку соответствующего цвета на нужную линейку. В игре участвует 4–5 детей. «Выложи мелодию» – музыкально-дидактическая игра для детей 6–7 лет, состоит из карточек (размером 30 15 см), нотного стана, квадратиков для выкладывания долгих звуков и прямоугольников – коротких звуков. Карточки и материал для выкладывания помещены в коробку с двумя отделениями – большим и маленьким. Для организации игры используется фортепиано или металлофон. Игру применяют с целью обучения детей графически изображать мелодию: выложить ритмический рисунок мелодии на нотном стане, используя квадраты и прямоугольники, отметив в мелодии долгие и короткие звуки. В игре участвует 5–6 детей. «Узнай по голосу» – музыкально-дидактическая игра для детей 2–3 лет. Для игры берут небольшую ширму и коробку с карточками, на которых изображены различные животные, набор озвученных образных игрушек (можно предложить узнать, кто кричит, используя звукоподражание с голоса). Игра способствует музыкально-сенсорному развитию. У детей закрепляется умение различать звуки по тембру. Узнавая озвученную образную игрушку или голос взрослого, ребенок называет, показывая соответствующую карточку, и повторяет звукоподражание («тяв-тяв», «га-га-га», «иго-го» и т. д.). В игре участвует от одного до 10 детей. «Найди маму» – музыкально-дидактическая игра для детей 2–3 лет, состоит из карточек размером 15 10 см, которые разделены на две части. С одной стороны наклеивается картинка с изображением животных-мам, другая – открыта. Кроме карточек, в пособие входят картинки размером 10 7 см с изображением животных-детенышей. С помощью этой игры детей упражняют в различении звуков по тембру, развивают слуховое внимание. Дети по звукоподражанию «кря-кря-кря», «му-му», «мяу» и т. д., которое извлекается из озвученных образных игрушек, спрятанных за ширму (или с голоса воспитателя), узнают, кто кричит, и из нескольких картинок выбирают нужную, чтобы закрыть пустой квадрат на карточке с изображением данного животного («Котенок нашел маму») и т. д. Каждому ребенку раздают 3–4 карточки и столько же картинок. В игре участвует любое количество детей. «Найди и покажи» – музыкально-дидактическая игра для детей 2–3 лет. Имеет 5–6 наборов карточек-картинок (по 6–8 в каждом) размером 10 7 см, на которых изображены животные-мамы или животные-детки. Услышав соответствующее звукоподражание, дети поднимают карточку с изображением кошки-мамы или котенка, лошадки или жеребенка и пр. Показ картинки сопровождают звукоподражанием на высоком или низком звуке. Игра способствует развитию у малышей звуковысотного слуха. В игре участвует 5–6 детей. «Узнай, какой инструмент звучит» – лото, состоит из 3–4 картонных полос размером 21 7 см с изображением различных музыкальных инструментов (по три на каждой полосе) и отдельных карточек из картона, на каждой из которых изображен один какой-либо инструмент (всего 12 карточек): барабан, треугольник, бубен, труба, рояль, скрипка, баян, балалайка и др. С помощью игры детей учат различать и называть некоторые музыкальные инструменты, упражняют музыкальный слух, музыкальную память. (По аналогии можно организовать игру с детскими музыкальными инструментами.) Игра проводится с детьми 6–7 лет. «Слушай внимательно!» Игра состоит из 6–8 картонных или деревянных карточек размером 10 30 см и 24 разноцветных фишек (кружочки из дерева или пластмассы). На каждой карточке три картинки, условно обозначающие жанр музыкального произведения. Например: а) девочка, убаюкивающая куклу («Колыбельная»), б) мальчик, марширующий с барабаном («Марш»), в) танцующая девочка в русском национальном костюме («Плясовая»). Или: а) пляшущая девочка в русском национальном костюме («Русская плясовая»), б) пара (мальчик и девочка), исполняющая парный танец («Полька»), в) пара (мальчик и девочка), танцующая вальс («Вальс»). С помощью игры воспитатели учат детей старшего дошкольного возраста различать жанры музыкальных произведений. Музыкальное сопровождение к игре дают в грамзаписи или в исполнении фортепиано или детских музыкальных инструментов. «Музыкальная шкатулка». В ней имеется устройство с переключателем, что дает возможность воспроизводить 3–4 народные мелодии. Дети должны узнать и назвать их. Пособие имеет кнопки-сигналы, контролирующие качество выполнения заданий: дети слушают одну из народных мелодий, записанную в шкатулке, узнают ее и называют, например: «Это русская народная мелодия!». Воспитатель нажимает кнопку напротив куколки в русском костюме. Если ответ верный, то кукла начинает двигаться. С помощью этой игры воспитатель развивает у детей умение различать музыку по характеру, прививает им любовь к музыке народов нашей страны. Пособие используют в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Аналогичные задачи решаются и в другой игре «Узнай, чья это музыка» (игра-лото). Ребенок, узнав мелодию, фишками закрывает на карточках соответствующие картинки (изображены дети в национальных костюмах). Народные мелодии (3–4) проигрывает музыкальный руководитель или воспитатель на фортепиано или на одном из детских инструментов. «Вертушка» – двойной диск, скрепленный коротким стержнем так, чтобы верхний диск (немного больше нижнего) мог вращаться. Нижний диск разделен на радиусы (от 8 до 16), в каждом секторе наклеена картинка, соответствующая содержанию одной из знакомых детям песен. Верхний диск яркий, цветной, с окошечком, равным размеру одного сектора. Ведущий (вначале взрослый, а потом ребенок) движением руки перемещает верхний диск, в окошечке которого при остановке вращения появляется картинка нижнего диска. Дети поочередно или все вместе исполняют данную песню. С помощью этой игры педагог закрепляет у детей навык пения без музыкального сопровождения, упражняет их музыкальную память.
|