Сценарии фольклорных и обрядовых праздников в детском саду - Форум
Образовательный портал
Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS
Страница 1 из 212»
Модератор форума: Марина_Альбертовна 
Форум » Музыкальному руководителю детского сада » Музыкальный фольклор в ДОУ » Сценарии фольклорных и обрядовых праздников в детском саду
Сценарии фольклорных и обрядовых праздников в детском саду
Оксана_АнатольевнаДата: Понедельник, 24.09.2012, 20:05 | Сообщение # 1
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
Сценарии фольклорных и обрядовых праздников в детском саду.

Отдельное спасибо всем, кто нажмет кнопку социальных сетей в понравившемся Вам сообщении!!!
 
Марина_АльбертовнаДата: Понедельник, 24.09.2012, 20:19 | Сообщение # 2
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
Поздравляю всех садовниц с новой темой.

В последнее годы в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
Давайте вместе собирать в нашу копилку лучшие образцы народного творчества.
 
Марина_АльбертовнаДата: Понедельник, 24.09.2012, 20:24 | Сообщение # 3
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
Предлагаю Вашему вниманию мой самоанализ педагогической деятельности по данному направлению.Я с ним подтверждала высшую категорию в 2008 году.В январе 2013 г предстоит новая аттестация,тема будет та же,только с добавлением опыта за последние 5 лет.

Доступно только для пользователей
 
Марина_АльбертовнаДата: Понедельник, 24.09.2012, 20:29 | Сообщение # 4
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
Обрядовый праздник "Савватий-пчеловник,медовая лакомка",проводили 8 октября,в прошлом году в день Савватия-покровителя пчёл.

Доступно только для пользователей
Прикрепления: 5363970.gif(10Kb)
 
Марина_АльбертовнаДата: Понедельник, 24.09.2012, 21:11 | Сообщение # 5
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
А это музыкальный материал к празднику "Савватий - пчеловник"-собирала ото всюду....

Пчёлка.zip

Доступно только для пользователей
 
Марина_АльбертовнаДата: Воскресенье, 21.10.2012, 13:55 | Сообщение # 6
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
Очень хорошая работа "Способы и методы ознакомления детей с русским фольклором"
Автор: Вдовина Елена Сергеевна, воспитатель высшей квалификационный категории, МБДОУ "Детский сад №2" Пермский край, г. Оханск

Доступно только для пользователей

Всем кому интересна данная тема-не поленитесь,прочитайте.
 
Марина_АльбертовнаДата: Четверг, 25.10.2012, 16:38 | Сообщение # 7
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
Нашла в интернете

Рытов Дмитрий Анатольевич-кандидат педагогических наук, победитель конкурсов «Учитель года Санкт-Петербурга-96», «Учитель года России-97» в номинации «За вдохновение и педагогический артистизм», награжден почетными знаками «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга», «Заслуженный педагог», член Совета учителей — победителей конкурса «Учитель года» при Министре образования Российской Федерации. Дмитрий Анатольевич является заместителем директора по научно-экспериментальной работе ДОУ «Начальная школа-детский сад» №684 («Берегиня») Московского района Санкт-Петербурга. На страницах журнала (выпуск №1 и №2 за 2001 год) опубликована статья Д.А.Рытова «Искусство игры на ложках». Добавим, что Дмитрий Анатольевич — блестящий музыкант, играет практически на всех народных музыкальных инструментах и при этом великолепный мастер по изготовлению деревянных фольклорных инструментов.

Народные инструменты

http://narod.ru/disk....oc.html

Трещотка своими руками

http://narod.ru/disk....oc.html

Прикрепления: 4884206.jpg(3Kb) · 7249257.jpg(5Kb) · 3974947.jpg(5Kb)
 
Марина_АльбертовнаДата: Среда, 02.01.2013, 12:23 | Сообщение # 8
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
Что такое коляда?

Раньше на Руси крестьянин с нетерпением ждал перезимья — когда год кончается, а зиме середка, когда «пробуждается» солнце, останавливается в своем кругодвижении и «поворачивает на лето».

На перезимье, что приходится на конец декабря и начало января, ночь росту убавляет, а день растет, да только на «куриный шаг прибывает».

В перезимье примечают: если холодная зима и снега много — это предвещает урожай и много хлеба; если земля не промерзла, так и соку не даст — после теплой зимы неурожай; а большой иней, бугры снега, глубоко промерзлая земля — к хлебородию.

В народе считалось: коли дни на перезимье веселые и счастливые, то и весь год будет таков; а колядный обряд обеспечит хозяйственное благополучие на весь будущий год, особо богатый урожай.

Ведь образ коляды представлялся одной из сил могущественной природы и мог ускорить приход тепла.

Колядки — это обычай «кликать коляду». Он был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году.

Ставились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими деньгами.

Исполняли колядки чаще всего деревенская молодежь и дети.

Колядки могли иметь и другие названия. Во многих местах России они назывались «овсень», «таусень», «усень». В северных областях России эти песни пелись с припевом: «Виноградье, красно-зеленое мое». «Виноградья» заменяли там колядки и овсеневые песни.

Во многих колядках воспевался земледельческий труд. При этом колядующие носили по деревне плуга, сохи, бороны, разбрасывали по полу избы или на дворе яровое жито.

Был также обычай ряжения животными — козою, быком, журавлем, медведем, олицетворяющими плодородие земли.
 
Марина_АльбертовнаДата: Среда, 02.01.2013, 12:33 | Сообщение # 9
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
По материалам из Википедии

Коляда́ (также Каляда, Коледа, чеш. Štědrý večer, словацк. Kračun, польск. Święto Godowe, в.-луж. Hody) — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

Русские традиции

По народному поверью, только дважды в год, 25 декабря (7 января) и 10 (23) мая, Мать — сыра земля могла разверзнуться за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.

Начинался праздник чинно — ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в русскую печь. Вся семья собиралась за столом. Стол застилался скатертью, под которую клали солому или сено («Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сена»). На столе рождественская кутья да каша. Обязательно на блюде пирог и, кренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста — коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу — колядовать! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии — воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и масленицы) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу, кобылу, тура (быка).

Вот как это происходило, например, в Вологодской губернии: «...в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла – кнутом; цыганка с ребёнком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню» [Неуступов А. Д., 1913]. Пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на праздниках. Вслед за ряжеными парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и приотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п. Святочные развлечения были насыщены эротикой, сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.
 
Марина_АльбертовнаДата: Среда, 02.01.2013, 12:35 | Сообщение # 10
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
Украинские традиции

В украинских колядках языческий элемент проявляется в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь, вероятно, подразумевается какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в Западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло- или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самих песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в узком смысле называются колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, на Украине членами церковных братств — черта́, напоминающая колядные общества средневековой Европы. К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых — Василия (1 января) и Мелании (31 декабря), приурочены другие песни, которые называются щедровками (укр. щедрівками) и представляют свой особый размер, стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о «щедром», богатом годе. Вне пределов Белоруссии и Украины термин «щедровка» известен на юге России, в приграничных с Украиной регионах. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языческому или христианскому источнику.

Начинает Колядки Овсень (Оусень), который уступает место Зиме. Кроме Овсеня, выступают ряженые — коза со свитой из зверей, которые подпевают. Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи. Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые пришли пожелать добра.

Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже — после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.

Белорусские традиции

Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца — 1 (14) января, чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар (своеобразный компот). В вечер же перед новым годом кутья подавалась с сытою — водой, подслащённой мёдом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой, жареная колбаса и пр. Взвар обычно делался из сушёных яблок и груш.

В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников — носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску — и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку». На Полесье ходили колядовать со звездой из прутьев, надев её на шест. Звезду обтягивали белой материей, в середине горела свеча. Так делалось в память о звезде, которая зажглась во время рождения Христа.

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей.

Пришли святки-колядки
На липовых саночках.
Саночки поломалися,
Рубашечки помаралися,
А колядки потерялися…

Бегла свинка от Максимка,
Да сгубила коляду,
А ты, хлопчик,
Не гуляй, не гуляй,
А колядки собирай, собирай…

Отражены коляды и в поговорках. «На коляды ночью трещит, а днем плющит». «Пришли колядки — блины да оладки». «Колядки — хозяйские порядки».

Не дуй, не вей, метелица.
Коляда!
Не завевай дороженек,
Коляда!
Я к мамке иду, веночки вью.
Коляда.
От мамки пойду, венок разовью.
Коляда!
Цветок упадет, слеза проплывет.
Коляда!
А где венок — там ручеек.
Коляда!

На коляды показывали кукольные представления театра-батлейки.

На Щедрец выбирали самую пригожую девушку — щодру, украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки — те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер».

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.
 
Марина_АльбертовнаДата: Среда, 02.01.2013, 12:37 | Сообщение # 11
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
Коляда в других странах

Так, в Болгарии Колядой называют Рождество. Ходят под Рождество, славя Христа — коледа́ри, под Новый год (Васильев вечер) — василичáри; на Украине колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно дети, редко молодые женщины и парни; в Румынии под Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год — другой (дети и юноши от 7 до 18 лет).

Бытовые и языческие корни Коляды

Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок — «дим звеселити», — прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам — счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец — любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского). Ср. «Киевская Старина» 1889, № 1 и 1891, № 12.

Лучшие колядки сохранились в староруси, в Галиции у карпатских русинов. Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков.

Как праздник в честь рождения солнца, Коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк; у скандинавов julblock; у французов caligneau, la souche de Noël; в Англии ylelog; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба (см. Корочун), обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую парубка́ми в день св. Мелании. Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В новороссии печётся ещё козулька, имеющая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или др. животных, или птицы (Олонецкая губерния); козюльку берегут из года в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин (см. Домовой). Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Беларуси. В «свят вечир» (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде, главным образом, из кутьи (ячневая, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушёных плодов), имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу.

Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белорусов, вообще не отличающееся от украинской обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти напоминают и игрища «межю селы» (летопис.); наиболее замечательна женитьба цярэшки — игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.

Поговорки и приметы

Пришла Коляда накануне Рождества. Солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз. Как ни зноби мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет. На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова. Лапти плести (в этот день) — родится (ребёнок) кривой; шить на рождество — уродится слепой. На рождество Христово метель — пчёлы хорошо роиться будут. На рождество опока (иней) — урожай на хлеб; небо звездисто — урожай на горох. Если на рождество путь хорош — к урожаю гречи. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение. Тёмные святки — молочные коровы; светлые святки — ноские куры. «Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сина (сена)» (белорус.) (так объясняют обычай класть сено под скатерть на праздничном столе). «Коляда вельми варовитая» (полесье). Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись. На коляды ночью трещит, а днём плющит. Пришли колядки — блины да оладки. Колядки — хозяйские порядки.
 
Марина_АльбертовнаДата: Среда, 02.01.2013, 12:41 | Сообщение # 12
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
Пришла коляда Накануне Рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку!

И дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужин иста!

Ему косу осьмина,

И зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь И житьем и бытьем,

И богатством!

И создай вам Господи Еще лучше благости!

***

Дожидай Рождества,

Коляда пришла!

Коляда свята!

Коляда свята!

Как пошла коляда По улице гулять!

По улице гулять, Толкачом побивать!

***

Как пошла коляда Ко Степану под окошко,

А Степанова жена Кусок мяса подала!

Как пошла коляда Ко Ивану под окошко,

А Иванова жена Пирожок подала!

Как пошла коляда К Василию под окошко,

А Васильева жена Нам конфет подала!

Как пошла коляда Ко Петру под окошко,

А Петрова жена — Много пряников дала!

Как пошла коляда К Мишке под окошко,

А Мишкина жена Кочергою прогнала!

***

Коляда, Коляда, Отворяй ворота!

Приходила Коляда Накануне Рождества.

Коляда, Коляда,

Подавай нам пирога,

Кто даст пирога,

Тому скот, живота!

Кто не даст пирога,

Сведем корову за рога!

Коляда, Коляда,

Отворяй ворота!

***

Коляда! Коляда!

Ходила коляда

Вкруг сударева двора,

Сударев-то двор

Посередь Москвы:

Ворота пестры,

Подворотенки

Позолотенки.

Не браните коляду,

Не журите коляду!

Пышки, лепешки,

Свиные-то ножки,

Все в печи сидели

Да на нас глядели,

Поесть хотели,

В кузов полетели.

***

Дай блин, каравай,

Свиную ножку,

Всем понемножку!

Неси — не тряси,

Давай — не ломай!

Прикрепления: 3954548.gif(622Kb)
 
Оксана_АнатольевнаДата: Среда, 02.01.2013, 12:49 | Сообщение # 13
админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 4499
Статус: Offline
замечательный материал! Большое спасибо, Марина Альбертовна!!! flower
 
Марина_АльбертовнаДата: Среда, 02.01.2013, 13:50 | Сообщение # 14
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
Как готовить сочиво...

Ингредиенты:
пшеничное зерно — 1 Стакан
мак — 100 Грамм
ядра грецких орехов — 100 Грамм
мед — 1/3 Ст. ложки
сахар — - По вкусу

Количество порций: 2-3

Традиционное русское блюдо к праздничному рождественскому столу. Другие названия блюда - Кутья, Коливо, Канун.

Описание приготовления:
По традиции в канун Рождества православные люди стараются не принимать пищу до первой восходящей звезды. Собственно это отдает дань пылающей звезде, которая зажглась на небесах в момент рождения Иисуса Христа. При появлении первой звезды принято начинать трапезу с Сочива.

1. Измельчить пшеницу. Правильным шагом будет растолочь пшеничные зерна деревянным пестиком в ступе, периодически поливая небольшим количеством теплой воды, но можно использовать и другие средства.

2. Отделить ядра зерен от шелухи, затем тщательно просеять и промыть. Сварить рассыпчатую постную жидкую кашу на воде из чистых зерен, охладить и подсластить по вкусу.

3. Растереть мак до получения специфического молочка, добавить меду и объединить с пшеницей. Если же каша получилась слишком густой, то ее можно разбавить прохладной кипяченой водой. Далее добавляем дробленые грецкие орехи.

Так же Сочиво можно приготовить из риса. Соотношение компонентов оставляем точно такое же. Готовим рис: заливаем рис 1 1/5 стаканами кипятка, накрываем кастрюлю крышкой (плотно), варим рис в течении 3-ех минут на сильном огне. Затем продолжаем варить рис в течении 6 минут на среднем огне, 3 минуты на слабом. Убираем с огня и даем настояться на пару под закрытой крышкой еще 12 минут.

Прикрепления: 2190144.jpg(196Kb)
 
Марина_АльбертовнаДата: Среда, 02.01.2013, 14:08 | Сообщение # 15
знаток
Группа: Модераторы
Сообщений: 1380
Статус: Offline
Узвар: советы и факты

На традиционный украинский рождественский стол принято подавать 12 блюд, и это не только закуски, первые и вторые блюда, но и напитки. Узвар занимает особенное место в праздничной трапезе, без него как без кутьи уже трудно представить ужин в Сочельник.
Узвар — обрядовый напиток из сухих и свежих фруктов и ягод, иногда с добавлением мёда. Вкус у узвара более насыщенный, чем у обычного компота. Пить его можно как в охлажденном, так и в теплом виде. Название происходит от глагола «заваривать», поскольку по технологии фрукты только доводятся до кипения и настаиваются. Узвар имеет символическое значение: фрукты и сухофрукты в нем – символы плодородия, а мед или сахар – сладкой и хорошей жизни. Пьют узвар по традиции в конце трапезы, поскольку обычно он играет роль «расходного» напитка, после его употребления гости должны расходиться.

Ингредиенты

Сухофрукты
Выбор сухофруктов может быть разнообразным: яблоки и груши (это обязательно, в старину ими запасались с лета, очищая готовые для сушки плоды от семенных коробочек и плодоножек), сливы (в том числе чернослив), изюм, курага. Можно использовать сушёные, свежие и замороженные ягоды: малину, вишню, чернику и др., ягоды боярышника. Сухофрукты можно замочить ненадолго в теплой воде, тогда они разбухнут. Важна последовательность закладки фруктов в горячую воду: вначале кладут груши, потом спустя 5 минут – яблоки, еще через 5 минут - сушёные вишни, изюм и чернослив. Можно также закладывать все фрукты сразу, но они имеют разное время приготовления.

Вода
Воду для узвара лучше брать отфильтрованную, чистую. В пропорциях: на 400 г сухофруктов 2 литра (в среднем) кипяченой воды. Иногда для варки узвара можно использовать и воду с уже растворенной в ней нормой сахара.

Подсластители
Традиционно в узвар добавляли мед и немного кипятили с ним, лучше добавлять мед в уже сваренный узвар. Также придать сладость можно и обычным сахаром или сахарным сиропом, также можно использовать для этих целей сироп от варений. Традиционно узвар должен быть достаточно сладким, хотя это дело вкуса.

Специи
Для рождественского узвара используют корицу и гвоздику, а также цедру цитрусовых. Они придают узвару особый пикантный привкус. В узвар добавляют и сок лимона (иногда лимонную кислоту), чтобы придать ему характерную кислинку, хотя тут надо исходить из чувства меры и вкуса настоянного напитка.

Советы и факты

Сухофрукты нужно хорошо промыть, лучше прохладной и теплой водой, и несколько раз, чтобы в узвар не попали посторонние примеси.
Сухофрукты лучше заливать горячей водой, они быстрее сварятся, быстрее разбухнут и отдадут свой аромат и вкус.
Отваривать можно, но иногда следует только довести до кипения и оставить настаиваться. Если все-таки нужно отварить, тогда рекомендуют варить на очень маленьком огне.
Мед и сахар добавляют в конце приготовления и после этого не кипятят.
Настаивают узвар в прохладном месте в течение 3-12 часов. Опытные хозяйки говорят, что чем дольше он настаивается, тем вкуснее становится.
Теплый, только что приготовленный, слабый узвар можно пить вместо чая, добавив по вкусу прямо в чашку ложечку меда.
Узваром можно разводить слишком густую кутью.
Самый полезный узвар – грушевый, из сушёных груш различного сорта, в том числе и из диких.
Узвар благодаря сухофруктам обладает противовоспалительным действием, в сушёных фруктах и ягодах сохраняются витамины, недостаток которых особенно ощущается зимой. Напиток богат витаминами А, В,С, в нем есть кальций, железо, фосфор, калий и другие полезные вещества.
Узвар регулирует работу желудка и кишечника, а также положительно влияет на работу сосудов.
Фрукты из узвара можно съесть на десерт или использовать как начинки для пирогов и блинчиков.
Приятных праздников!

Прикрепления: 8102565.jpg(53Kb)
 
Форум » Музыкальному руководителю детского сада » Музыкальный фольклор в ДОУ » Сценарии фольклорных и обрядовых праздников в детском саду
Страница 1 из 212»
Поиск: