интересующийся
Группа: Друзья
Сообщений: 87
Статус: Offline
| vjltkm, вот некоторые материалы по теме здоровьесбережению из Арсеневской:
«Понятие, цели и задачи музыкально – оздоровительной системы»
Здоровье ребенка. Как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое. Психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало. Отражает социально – экономическое состояние страны, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства. Поэтому оздоровление детей в последнее время становиться приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут приемы сохранения и укрепления здоровья детей. Создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результаты диагностики состояния здоровья и индивидуальных способностей каждого ребенка. Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление как в музыкальном, так и физическом воспитании дошкольников. ЦЕЛЬ: Организовать музыкально – оздоровительную работу в ДОУ, обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Образовательные задачи: *Развивать музыкальные и творческие способности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности. Используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй. *Формировать начала музыкальной культуры. *Создавать предметно – развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности. Воспитательные задачи: * Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе. * Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических способностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ. * Воспитывать уважительное отношение к культуре народа, страны, родного города, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств. Оздоровительные задачи: • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье. • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка. • С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма ( активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям). • Формировать правильную осанку, гигиенические навыки. Результатами этой музыкально – оздоровительной работы являются: • Повышение уровня музыкальных и творческих способностей детей. • Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка. • Повышение уровня речевого развития. • Снижение уровня заболеваемости ( в большей степени простудными заболеваниями). • Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды. «Ладошки множества детей согреют все сердца людей» Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно вместе с развитием ребенка. Речь (особенно детская) – это сложная психо-физиологическая функция и развитие ее зависит от многих моментов. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности её большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи - губ и языка. В жизнедеятельности человека происходит познание окружающего мира, то есть его отражение. Детский организм очень быстро растет, и в период взросления ребенок познает мир через простейший познавательный процесс ощущения. При помощи ощущений ребенок познает величину, форму, цвет, плотность, температуру и запах окружающих нас предметов, знакомится с производимыми ими звуками. Ощущения - начальный источник всех наших знаний об окружающем мире. Различают два вида кожных ощущений - тактильные (ощущения прикосновений) и температурные (ощущения тепла и холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, которые дают ощущения прикосновений, тепла и холода. Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих видов раздражения неодинаковы. Прикосновение больше всего ощущается на кончиках пальцев. Своеобразный вид кожных ощущений - вибрационные ощущения, возникающие при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущимися или колеблющимися телами. Ученые-исследователи утверждают, что мозг получает информацию, как от внешнего мира, так и от самого организма через анализаторы. Анализаторы бывают внешние и внутренние. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор – рецепторы, которые находятся в мышцах и дают информацию о сокращении мышц тела ребенка, а также сигнализируют о некоторых свойствах предметов внешнего мира (через ощупывание, осязание их рукой). Деятельность анализаторов и двигательная деятельность живого организма составляют неразрывное единство. Организм воспринимает сведения о состоянии и об изменениях в окружающей среде. На основании этих сведений формируется биологически целесообразная деятельность организма. Двигательные и кинестетические ощущения - это ощущения движения и положения частей тела. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках, сухожилиях, суставных поверхностях. Двигательные ощущения сигнализируют: о степени сокращения мышц, о положении частей нашего тела, о том, насколько согнуты пальцы, кисти рук напряжены, свободны и легки. Эти ощущения хорошо переносятся на мышцы языка. В дошкольном возрасте главную роль играют осязательные ощущения, они представляют собой комбинацию сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки. С помощью осязания (ощупывания) происходит познание маленьким ребенком мира. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах. В результате систематических упражнений осязание достигает определенного совершенства. Если мы хотим достигнуть развития ощущений у детей, то мы используем материал, который вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с определенными выступами (например, сосновые шишки). Затем подбираем предметы более мелкие, гладкие, то есть происходит слабое раздражение, и тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев начинают активно работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические упражнения для развития звуковой культуры речи ребенка действуют на общее развитие детского организма: пальчики, ладонь, тыльная сторона активизируют артикуляционные органы ребенка, особенно язык, что очень важно при постановке звука. Массаж представляет собой лечебный метод, при котором используется механическая энергия, сообщаемая тканям или отдельным органам в виде трения, давления и толчков различными, методически проводимыми специальными приемами. Массаж оказывает не только местное, но и общее рефлекторное влияние. Массаж возник в глубокой древности. Слово “массаж” происходит от греческого слова “masso” (по другим версиям от арабского слова “mass” или латинского - “massa”) и означает “касаться”, “сжимать руками”, “месить”, “мять”, “поглаживать”. Из глубины веков до нас дошло описание лечебных методик массажа. Механизмы, на которых основано его действие, вызывают благоприятные изменения в органах и в системах органов, в том числе в нервных и мышечных тканях, которые играют главную роль в артикуляции связной речи. Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями (японский лечебный массаж) – это оригинальный способ сохранения здоровья, разработанный автором Иосиро Цуцуми в результате многолетних научно-практических работ на основе системы меридианов и расположенных на них активных точек, полученных на трехтысячелетнем опыте китайской медицины. В восточной медицине особое значение придается жизнедеятельности и физической силе. Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями направлена на полноценное проявление жизнеспособности организма. Непрерывное осуществление предлагаемой автором “методики сохранения здоровья пальцевыми упражнениями” непременно приведет к реагированию внутренних органов (ритмичному ровному дыханию) и проявлению заметного положительного воздействия на детский организм, если его выполнять не менее трех раз в день в течение полугода. “Кончики пальцев - есть второй головной мозг”. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать… Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами. Физиологи в исследовательских работах установили: поведение человека становится правильным только тогда, когда осознанное и указанное головным мозгом выполняется точь в точь пальцами. Руки для немых служат средством общения вместо языка, а для слепых - средством восприятия вместо глаз. Великий немецкий философ И. Кант писал: “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”. Лечебный массаж является дополнительным инструментом и средством работы педагогов по формированию речевых способностей детей.
Новизна в системе музыкально – оздоровительных занятий»
О.Арсеневская
На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например: начинать музыкальное занятие с валеологических распевок, дающих позитивный настрой на весь день. Слушание и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым масажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен - заниматься дыхательной . артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаем музыкально – ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах ( шумовых и мелодичных). Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия могут проводиться и с участием родителей, медицинских работников, инструктора по физвоспитанию. Применение новых форм взаимодействия с семьёй по музыкальному воспитанию, включающих вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома. Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОУ. Современные методы должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников. Предлагаемые по объему оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.
|